Тульская область на 10 месте в ЦФО по уровню безработицы

icon 25/12/2017
icon 11:50
Важная новость

Росстат огласил данные по безработице в разрезе всех регионов РФ по состоянию на конец ноября 2017 года. В данном случае используется методика, разработанная МОТ (Международная Организация труда). Увы, ситуация в Тульской области за истекшие три месяца ухудшилась. По минимализму показателя уровня безработицы – сегодня он у нас 4,2% - мы занимаем в ЦФО 10-е место из 18-ти. Ранее регион был на 6-й позиции.

Итак, общая численность рабочей силы в Тульской области – 792,0 тысяч человек. Из них – в результате проведенных анонимных телефонных опросов – 32,9 тысяч человек заявили, что находятся в поисках работы. Это число составляет 4,2% от всего числа тех, кто может трудиться. Средний показатель безработицы по стране выше – 5,0%. Но в ЦФО он гораздо ниже – 3,1%. В данном случае сказываются факторы столицы (из 7,3 млн работоспособных постоянных жителей мегаполиса без работы – 1,3%) и Подмосковья (2,9% из 4,0 млн человек).

Прошлый аналогичный опрос, проведенный три месяца назад, дал по Тульской области показатель в 29,2 тысяч человек, или – 4,0%. То есть нынешние данные – чуть выше. А в ряде соседних регионов они оказались ниже. Но поводов для негативной реакции нет. Потому что – согласно российской методике учета «лишних людей» - у нас уровень безработицы – 0,55%, что является вторым результатом по минимализму в ЦФО после столицы.

У нас считают только тех, кто пришел в службу трудоустройства, предъявил необходимые документы и получил статус безработного вместе с возможностью получать денежное пособие (его средний размер – очень скромный, в зависимости от последней заплаты - от 1,2 до 4,6 тысяч рублей). Когда-то таких людей у нас было 8 тысяч человек, сегодня – около 4,6 тысяч.

По методике МОТ людей учитывают по их ответам в результате телефонного опроса. Как правило, его данные в 2,5-3,5 раз выше «российских».

Обе методики дают очень приблизительную картину.

Наша ее занижает, так как три четверти реально безработных в службу занятости не обращаются. И пособие там мизерное, и документов каждые три месяца приходится собирать немало. Да и работу могут предложить, как правило, не самую привлекательную.

Методика МОТ, наоборот, уровень безработицы завышает. Потому что ответ «да» (мол, ищем работу) дают также представители категорий, которые «классическими» безработными считаться не могут, так как имеют иные источники доходов. Например, пенсионеры, кормящие матери, студенты. Они ищут (на самом деле, многие даже не ищут, а лишь «мечтают») не работу, а «подработку».

И получается, что наша методика дает показатели, которые в 3-8 раз ниже реальной численности «лишних людей», а международная – на 30-40% выше. Сегодня в области по-настоящему ищут работу, скорее всего, 18-20 тысяч взрослых жителей. При этом все работодатели региона предлагают им 20-25 тысяч незанятых вакансий. Казалось бы – паритет, иди, трудись!

Но работу ищут экономисты, финансисты, менеджеры, специалисты по рекламе. А также вчерашние школьники и студенты. У первых вообще нет трудового опыта, у вторых – дипломы с профессиями, которыми они на самом деле не владеют. А требуются -  станочники, сварщики, врачи-медсестры, инженеры, ветеринары, агрономы. Категорическое несовпадение потребностей экономики и предложений.

Не забудем также, что примерно 90-100 тысяч туляков трудится в качестве «внутренних гастарбайтеров» в столице и Подмосковье. А еще 50-70 тысяч взрослых жителей региона занимаются вообще, неизвестно чем. Нигде, как бы, не работают, но живут неплохо. Это – так называемые «самозанятые граждане». Работают сами на себя, без документов: таксисты, грузчики, медсестры и нянечки на дому, сиделки, врачи и педагоги, специалисты по ремонту и пр.

А еще 20-25 тысяч рабочих мест у нас официально занимают граждане других стран: из Средней Азии, Китая, Вьетнама, Украины, Азербайджана, Армении, Молдовы. Сколько их на самом деле – не знает никто. Но – больше озвученной цифры. В большинстве случаев их удел – стройки, ремонт жилья и дорог, сфера ЖКХ. На эти должности туляки, как правило, не претендует: трудно, мало платят. Впрочем, среди гастарбайтеров-иностранцев есть финансовые директора, инженерно-технические работники, экономисты.

Вывод. Безработица у нас есть. Но – небольшая. Дефицит кадров сегодня острее. Другое дело, что найти хорошую работу с достойной зарплатой – дело непростое. Но так было всегда.