Что сказал Юрий Афонин на встрече с президентом в Костроме, и что Дмитрий Анатольевич Медведев ответил ему
©
13 мая в Костроме президент РФ Дмитрий Медведев обсудил с молодыми депутатами парламентских партий актуальные вопросы развития политической системы страны. Далее выдержки из стенограммы, по официальному сайту главы государства.
Ю.АФОНИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В этом зале присутствуют в основном те, чьё детство и юность пришлись на период слома эпох: мы застали советское время и живём в современной России. Для большинства из нас понятия демократии, свободы, альтернативных выборов, возможности свободно выражать свою точку зрения являются ключевыми. И я надеюсь, что будущие поколения также пронесут эти идеи, и в связи с этим те вопросы, связанные с модернизацией социально-экономической жизни, политической, которые были затронуты в Вашем Послании и статье «Россия, вперёд!», являются очень важными.
Мы понимаем, что в основе всего лежит экономика. Мы понимаем, что стране нужна модернизация, я бы сказал, индустриализация, потому что без создания новых крупных промышленных производств, без создания новых наукоёмких технологий мы не сможем решить ключевые задачи как в сфере обороноспособности и безопасности страны, так и вопросы, связанные с социальной защитой нашего населения. Думаю, что сегодня коллеги будут говорить об этом.
Я хотел бы остановиться на вопросах политической модернизации. Действительно, за последнее время сделан ряд серьёзных шагов: есть возможность выхода в эфир оппозиционным партиям, мы сейчас отмечаем, что идёт либерализация избирательного законодательства в части целого ряда административных препон, ограничено досрочное голосование, ограничено голосование на дому, ограничена возможность голосования по открепительным удостоверениям.
Наша партия, являясь оппозиционной, максимально поддерживает внедрение системы выборов по партийным спискам, начиная от Государственной Думы и заканчивая органами местного самоуправления. С другой стороны, мы отчётливо видим, что идёт серьёзное противодействие элиты этому процессу, в том числе элит, которые встроены в вертикаль власти. С моей точки зрения, в основном это противодействие приходится на уровень органов местного самоуправления.
В своё время властью было заявлено о необходимости отделения крупного бизнеса от принятия решений в политической сфере. И в целом на федеральном уровне такие процессы идут, но на уровне местного самоуправления, возможно, из-за того, что оно менее контролируемо, такие процессы, к сожалению, не идут, а они присутствуют.
Мы видим, что, как правило, любой бизнесмен на местном уровне хочет приобрести статус депутата от партии власти, и там идёт полное объединение бизнеса и власти, потому что там есть муниципальная земля, там есть муниципальное имущество, там есть муниципальные заказы, муниципальные конкурсы, и этот уровень очень тяжело контролируем, но именно этот уровень занимается непосредственно выборами.
У нас, к сожалению, сейчас редко применяются прямые выборы глав муниципальных образований, контроль со стороны регионального центра тоже не всегда присутствует. Именно на этом уровне они решают свои политические задачи. Часто главы не хотят идти к избирателю и рассказывать о своей деятельности, они хотят сделать политический результат на федеральных и региональных выборах и отчитаться за этот результат перед вышестоящим начальством.
Именно избирательный участок, с точки зрения нашей партии, является сейчас одним из самых проблемных. Вы сейчас встречались в областной избирательной комиссии, но реальные результаты, реальная мозаика, которая выстраивается в ходе крупных федеральных выборов, - это, конечно, избирательный участок. Поэтому разрешите от имени нашей партии внести ряд предложений по либерализации законодательства именно в этой сфере.
Первое. Мы считаем необходимым, чтобы в рамках работы участковой избирательной комиссии председатель избирательной комиссии, секретарь избирательной комиссии – те, кто визирует окончательный протокол, – и заместитель председателя, конечно, были представителями разных политических партий. Это обеспечит прозрачность выборов.
Второе. Мы считаем, что, к сожалению, нормы уголовного законодательства и Кодекса об административных правонарушениях, которые действуют в нашей стране, являются в целом нерабочими. Я как участник многих избирательных кампаний сам на нескольких избирательных участках пресекал противоправные действия. На этих участках аннулировались результаты, но, к сожалению, правоохранительные органы в ходе следственных действий даже при наличии состава преступления не доводили эти дела до суда. Это есть серьёзная проблема деятельности данных нормативных актов.
Третье. Хотелось бы отметить, что у нас основные фальсификации на выборах проходят при переписывании протоколов, или же при вбросе бюллетеней, когда избиратель не ходит на избирательный участок. Наша партия предлагает после окончания голосования в течение 5–7 дней дать каждому избирателю возможность ознакомиться со списком избирателей в части своих данных, то есть был я на избирательном участке или нет. И если я прихожу и вижу, что за меня поставлена подпись, а я не был на избирательном участке, это право обратиться и в правоохранительные органы, и даже признать выборы на этом избирательном участке недействительными.
Ещё одна проблема, которая существует. Сейчас в ходе дня голосования члены избирательных комиссий имеют право своим решением вывести с избирательного участка члена комиссии, который, по их мнению, мешает им работать. К сожалению, бывают случаи, когда наши члены комиссии требуют устранения нарушений законодательства.
Вот здесь присутствует Андрей Клычков, он сейчас является депутатом Московской городской Думы, а в своё время был членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Он приехал на избирательный участок, обнаружил «букет» нарушений, в том числе глава управы незаконно находился на избирательном участке во время выборов депутатов Мосгордумы, позвонил Чурову.
Несмотря на это, собралась комиссия, пришли милиционеры, выгнали Клычкова в нарушение всякого законодательства с избирательного участка. Явка там была у господина Лужкова 90 процентов, а оппозиционные партии все вместе не получили более 10 процентов. Вот типичный пример, и мы считаем, что здесь можно установить реальные запреты на такие действия.
Мы считаем, что необходимо серьёзно регламентировать работу органов внутренних дел в день голосования. Вот те ведомственные инструкции, которые у них существуют, я Вам скажу честно, они давнего уровня обсуждения и принятия. Думаю, что их писали не специалисты в избирательном законодательстве. А милиция часто в этих процессах или становится крайней, или, наоборот, способствует неправомерным действиям.
И, конечно, необходимо техническое перевооружение избирательных участков, введение КОИБов, введение прозрачных урн и, самое главное, вопрос проведения видеосъёмки на избирательных участках, что обеспечит безопасность, в том числе избирательного процесса. Это как бы такой блок, связанный с юридическими предложениями.
Мы считаем, что, к сожалению, в современной России не было практики, когда глава государства – гарант Конституции – в канун крупных федеральных выборов обращался к жителям страны, к избирателям, всем участникам избирательного процесса с требованием жёсткого соблюдения законодательства, с требованием ненарушения этого законодательства и жёсткой ответственности в случае этих действий.
Думаю, что если такую инициативу в канун предстоящих федеральных выборов можно было бы заложить, это бы позволило сделать выборы более прозрачными, и любому, практически большинству честных участников избирательного процесса можно было сказать главе своей администрации: «Я видел Президента, я слышал его обращение, и я противоправными действиями заниматься не буду». И тогда у молодого поколения и вообще у всего населения страны доверие к нашей избирательной системе и политической системе будет на порядок выше.
Д.МЕДВЕДЕВ: <…> Целый блок вопросов, связанных с совершенствованием политической системы. Я с самого начала сказал, что не считаю нашу систему застывшей. Наоборот, за последние несколько лет мы её всё-таки меняли. Очень часто я слышу такие упрёки: вы слишком медленно всё меняете, вы делаете какие-то косметические вещи, на самом деле нужно всё перелопатить. Но это, как правило, говорят люди, очень далёкие от политической практики. Вы-то все, присутствующие здесь, вы ею занимаетесь, от разных партий в разных региональных парламентах, но вы понимаете, что нельзя систему трясти как грушу, она может этого не выдержать.
У нас был период такого абсолютно скачкообразного перехода в новое качество из советского периода в новую российскую жизнь, он был очень сложным, многие из вас этого уже не помнят. Но вы должны тем не менее помнить о том, что у нас были драматические события 91–93-го годов, когда наша страна стояла на пороге гражданской войны и только чудом удалось удержаться от внутреннего кровопролития.
Что бы там ни говорили про власти того периода, я считаю, что в конечном счёте мы им должны сказать спасибо за то, что они по краю провели страну, но всё-таки не дали свалиться нам в кровавую баню, хотя ошибок насовершали, конечно, очень много. Но не совершает ошибок, как известно, тот, кто ничего не делает. Мы все совершаем ошибки, и я, наверное, их совершаю. Нужно стараться быть объективным по отношению к собственной деятельности.
Вы сказали в отношении отделения бизнеса от власти на федеральном уровне. Нам на самом деле удалось практически это сделать, и я считаю, что очень важно, чтобы и региональные органы власти были бы не то чтобы свободны от бизнесменов – нет, ни в коем случае, бизнесмены, предприниматели такие же члены нашего общества, очень важные создатели новой жизни.
Более того, я знаю, что и Коммунистическую партию поддерживает большое количество бизнесменов и помогает ей развиваться, во всяком случае, так мне об этом рассказывает Геннадий Андреевич Зюганов, думаю, что он не обманывает. Но Вы правы в том, что, конечно, нельзя допустить, чтобы представители бизнеса приходили в местные органы власти и всех покупали.
Это та же самая коррупция, то же самое сращивание власти с предпринимателями, которое было некоторое время назад у нас на верхних этажах, оно и осталось в чём-то, но всё-таки его масштаб стал существенно меньше, и сейчас у нас всё-таки в Государственной Думе люди представлены не по принципу кошелька, а всё-таки по принципу партии.
Любой партии деньги нужны, и, конечно, любая партия их собирает, надо это делать, во-первых, в законных рамках и, во-вторых, никогда не разрушать существующего баланса, но задача разрыва всё равно стоит, и я считаю, это действительно правильно. В местные парламенты должны приходить профессионалы, а не люди, которые хотят подстраховаться за счёт депутатского мандата.
Да и потом, знаете, я десять лет бизнесом занимался. Или то, или другое, невозможно стать профессиональным политиком, занимаясь бизнесом. Значит, нужно выбрать для себя. Я, кстати, считаю, что ничего плохого нет в том, что человек сначала заработает себе деньги для собственной политической карьеры, а потом свой бизнес как-то всё-таки сдвинет в сторону и пойдёт заниматься политикой, как это в других странах происходит. Но он не должен использовать это для собственного обогащения или, во всяком случае, он должен минимизировать такие возможности. Это, конечно, тоже элемент политической культуры, которая пока у нас, к сожалению, не очень высокая.
Ряд предложений, которые были сделаны по совершенствованию нашей политической системы, включая и ознакомление со списками после завершения голосования, некоторые другие вещи, о которых вы говорили. Согласен, как минимум их стоит изучить, и я дам соответствующие поручения это сделать. То же самое, как и использование правоохранительного ресурса в период выборов.
Очевидно, что это очень тонкий инструмент, и наши правоохранительные структуры должны быть к этому готовы. Они не должны быть безразличны к тому, что происходит на избирательных участках, с другой стороны, они не должны вмешиваться в сам избирательный процесс. И вот где эта грань, это уже вопрос воспитания, извините, наших полицейских, сотрудников других правоохранительных органов. И те инструкции, которыми руководствуется МВД, должны быть современными, с этим я абсолютно согласен.
КОИБы, КЭГи – абсолютно необходимый элемент политической культуры и развития нашей политической системы. Я двумя руками за то, чтобы их количество на избирательных участках увеличивалось. Более того, я принял целый ряд финансовых решений для того, чтобы мы всё-таки двигались в этом направлении. Из-за кризиса, может быть, мы двигаемся чуть медленнее, но в целом у нас такая ситуация, когда к 2015 году мы сможем создать систему голосования, в которой 90 процентов наших граждан будут голосовать через электронные средства подсчёта голосов, и уже через полчаса, через час у нас будут окончательные результаты голосования.
Я считаю, что это очень хороший результат, и на это не жалко миллиардов, потому что это такой же важный элемент нашей жизни, как и социально-экономическое благополучие. Ты должен понимать, кому достался твой голос, должен понимать, что он не пропал зря и что та политическая сила, которой ты его отдал, будет представлять твои интересы. На это денег не жалко, и, в общем, это всё в планах.