Семь мифов о Толстом
©
В этот день, 9 сентября 1828 года, в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне родился граф Лев Николаевич Толстой. Он один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира.
Образ Льва Николаевича Толстого окутан множеством тайн и легенд. Но все ли из этого правда? Музей-усадьба «Ясная Поляна» составил подборку самых популярных мифов о писателе на основе вопросов, которые посетители задают экскурсоводам.
Миф №1 Лев Толстой проиграл усадебный дом в карты
Реальность
Осенью 1854 года большой трехэтажный дом, в котором родился Лев Толстой, был продан на своз соседскому помещику Горохову. Причина этого — отсутствие у Льва Николаевича средств на его содержание и ремонт, а также необходимость в улучшении своего финансового положения. «Есть ли он простоит без всякого ремонта еще несколько лет (а ремонт оного довольно значительный), то он действительно будет только годен как сувенир, ты же, естьли будешь с деньгами когда либо, всегда можешь построить новый, а жить еще, слава богу, есть где», — советует Льву Николаевичу старший брат Сергей в одном из писем.
На момент продажи дома писатель находился в армии, принимая участие в Крымской войне, и сделкой по доверенности занимался его троюродный брат Валериан Петрович Толстой. 5000 рублей ассигнациями (≈1500 серебром), вырученные за дом, для сохранности были положены в Приказ общественного призрения на случай экстренных хозяйственных расходов. Когда в Крыму Лев Николаевич вместе с группой офицеров задумывает издание журнала для солдат, деньги пересылают ему. Однако издание запрещено правительством, и в январе 1855 года Толстой использует присланную ему сумму для уплаты карточного долга. Если говорить об усадьбе в целом, писатель никогда не имел намерения ее продать.
Миф №2 У Толстого было много внебрачных детей — как до, так и после женитьбы
Реальность
В молодости, до своей женитьбы, Толстой регулярно упоминает в дневниках женщин — крестьянок, цыганок, знатных дам, будивших в нем страсти и чувственность, за которые он себя порицал на протяжении всей жизни. Самым мучительным для писателя эпизодом стала его связь с 23-летней замужней крестьянкой Аксиньей Базыкиной, начавшаяся в 1858 году. В 1860 году Аксинья родила сына Тимофея, который, как признавал сам Толстой, был его внебрачным ребенком. Через два года после этого писатель женился на Софье Андреевне Берс.
Опыт своей добрачной жизни Толстой отражает в повести «Дьявол» (1889), породившей среди общественности слухи о неверности графа жене. Однако сюжетная основа этого произведения отражает реальные события из жизни совсем другого человека — тульского судебного следователя Н.H. Фридрихса, который через три месяца после женитьбы на девушке-дворянке застрелил крестьянку Степаниду Муницыну, с которой у него ранее была связь. В дневнике Толстого повесть «Дьявол» называлась «историей Фридрихса» (или «Фредерикса»).
Будучи женатым человеком, писатель никогда не нарушал супружеской верности. Свидетельство об этом мы встречаем в его «Тайном дневнике» 1908 года, в котором писатель предельно откровенен. После 25-летней годовщины свадьбы в доверительной беседе со своим другом Павлом Бирюковым Толстой говорит, что «ему приятно сознавать, что ни с его стороны, ни со стороны его супруги не было ни малейшей неверности, и они прожили честную и чистую семейную жизнь» (П.И. Бирюков. «Биография Л.Н.Толстого»).
Миф №3 Софья Андреевна не просто переписывала произведения мужа, а была их соавтором
Реальность
Софья Андреевна была одаренной женщиной, написавшей несколько литературных произведений малой формы, критических эссе и мемуары. Она с большим удовольствием иvвоодушевлением переписывала произведения мужа, получая от этого эстетическое удовольствие. «Меня восхищала эта жизнь мысли, эти изгибы, неожиданности и непостижимые разнообразные формы его творчества» (С.А. Толстая. «Моя жизнь»).
Случалось, что в процессе внесения поправок в свои произведения Толстой прислушивался к советам жены, признававшейся, что она «всей душой» вникала в переписываемый материал. Однако то, что главным редактором своих произведений являлся сам Лев Николаевич, сомневаться не приходится: «А то придешь с готовой переписанной работой к Льву Николаевичу, укажешь ему поставленные мной кое-где, в маржах* знаки вопроса, и спросишь его, нельзя ли такое-то слово поставить вместо другого или выкинуть частые повторения того же слова или еще что-нибудь. Лев Николаевич объяснял мне, почему нельзя иначе…» (С.А. Толстая. «Моя жизнь»)
Миф №4 Лев Толстой не любил своих детей
Реальность
Семейный проект был для молодого Толстого главной, преимущественной целью. Рано осиротев, он с юных лет мечтал о собственной семье, в которой непременно будут дети. В 1862 году писатель женится, и один за другим у него появляются сыновья и дочери. Семья была большой — из тринадцати родившихся детей до совершеннолетия дожили восемь. Наравне с Софьей Андреевной Лев Николаевич принимал участие в воспитании детей, их образовании, проводил с ними много времени, придумывал для них игры. Он прекрасно находил с детьми общий язык, но был сдержан во внешних проявлениях любви и нежности. «За всю мою жизнь меня отец ни разу не приласкал. Это не значит, чтобы он меня не любил. Напротив, я знаю, что он любил меня, бывали периоды, когда мы были очень близки друг другу, но он никогда не выражал своей любви открытой прямой лаской и всегда как бы стыдился ее проявления» (И.Л. Толстой. Мои воспоминания).
Любовное описание еще маленьких детей и отеческие наставления подросшим детям, жизнь которых Толстой, бывало, не одобрял, но которых все же любил, пронесены через его дневники и письма. «Старший [Сергей] белокурый, — не дурен. Есть что-то слабое и терпеливое в выражении и очень кроткое. Когда он смеется, он не заражает, но когда он плачет, я с трудом удерживаюсь, чтобы не плакать <…> Илья, третий. Никогда не был болен. Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно.
Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив: «мое» для него очень важно. Горяч и violent*, сейчас драться; но и нежен и чувствителен очень <…> Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя.
Летом мы ездили купаться; Сережа верхом, а Илью я сажал к себе за седло. Выхожу утром, оба ждут. Илья в шляпе, с простыней, аккуратно, сияет, Сережа откуда-то прибежал, запыхавшись, без шляпы. «Найди шляпу, а то я не возьму». Сережа бежит туда, сюда. Нет шляпы. «Нечего делать, без шляпы я не возьму тебя. – Тебе урок, – у тебя всегда все потеряно». Он готов плакать. Я уезжаю с Ильей и жду, будет ли от него выражено сожаление. Никакого. Он сияет и рассуждает об лошади. Жена застает Сережу в слезах. Ищет шляпу – нет. Она догадывается, что ее брат, который пошел рано утром ловить рыбу, надел Сережину шляпу. Она пишет мне записку, что Сережа, вероятно, не виноват в пропаже шляпы, и присылает его ко мне в картузе. (Она угадала.) Слышу по мосту купальни стремительные шаги, Сережа вбегает. (Дорогой он потерял записку.) И начинает рыдать. Тут и Илья тоже, и я немножко» (Письмо к А.А. Толстой от 26 октября 1872 года).
Миф №5 Любым средствам передвижения Толстой предпочитал ходьбу пешком
Реальность
Любовь к пешим прогулкам Лев Николаевич сохранял на протяжении всей жизни и не оставлял ее даже в последние годы в Ясной Поляне. Известно, что трижды он совершал пешие переходы из Москвы в Ясную Поляну, а также пешее паломничество в Оптину Пустынь. Цель этих путешествий – «увидать, как живет мир божий, большой, настоящий, а не тот, который мы устроили себе и из которого не выходим» (письмо С.А.Толстой от 11 июня 1881 года).
Однако с не меньшей любовью он относился и к верховым прогулкам, а в 67 лет освоил велосипед. Если же говорить не о прогулках, а о перемещениях на ближние и дальние расстояния, то здесь писатель предпочитал современные ему виды транспорта — коляску, почтовую карету, железную дорогу.
«Каждый день езжу верхом» (Дневник, 22 ноября 1895 года)
Миф №6 Лев Толстой ходил босиком и носил крестьянскую одежду
Реальность
В 1891 году Илья Репин исполнил этюд Толстого, стоящего на молитве в лесу. По этому этюду спустя десять лет он создал полотно «Л.Н. Толстой босой», в своеобразной манере отражавшее стремление писателя к опрощению. По свидетельству старшего сына Толстого Сергея Львовича, «отец был недоволен тем, что Репин изобразил его босым. Он редко ходил босиком и говорил: «Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон» (С.Л. Толстой. «Очерки былого»). Эти слова оказались пророческими – в 1903 году на выставке санкт-петербургского общества художников в Пассаже внимание публики привлекла картина Н.Н. Бунина «Рыбная ловля», на которой Толстой и Репин были изображены ловящими рыбу в одних рубахах. Сам писатель на вопрос корреспондента газеты «Новое время» по поводу его мнения об этой работе ответил: «Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему».
Что касается простой одежды, Лев Николаевич надевал ее для физической работы, а также во время своих пеших путешествий — чтобы встречные не признали в нем барина. Его домашняя одежда, которую он носил в Ясной Поляне, была очень демократична, однако исключала ассоциации с крестьянским платьем. «Одежда Толстого была всегда одинакова – блуза, подпоясанная ремнем; зимой – темная, летом – белая, парусиновая. Эти блузы шили Толстому его жена и деревенская портниха. В одежде Толстой любил опрятность и чистоту, но не щегольство и элегантность» (Н.Н. Гусев. «Лев Толстой – человек»). Широкие блузы с поясом со временем стали называть толстовками – в честь графа.
Европейское платье – сюртук, накрахмаленные рубашки, пальто и шляпу – писатель надевал, когда ездил в Москву и Петербург, бывал в светском обществе. Многие из его вещей были сшиты у хороших портных или куплены в дорогих магазинах.
«Помню я, как папа иногда ездил по делам в Москву. В те времена он еще носил в Москве сюртук, сшитый у лучшего в то время французского портного Айе» (И.Л. Толстой. Мои воспоминания). В молодости же Лев Николаевич строго придерживался общепринятых правил, касавшихся поведения и внешности молодых аристократов: «Не только с Казани, но еще прежде я занимался своей наружностью: старался быть светским, comme il faut*» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания (Автобиография»).
Миф №7 Лев Толстой был предан анафеме
Реальность
В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещенным в православии, в ряде произведений ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной церкви и резко критикует ее деятельность. Фактически он перестает быть членом Русской православной церкви по собственной воле. Церковь официально объявляет об этом в феврале 1901 года.
24 февраля в журнале «Церковные ведомости», издаваемом при Святейшем правительствующем синоде – органе, ведавшем делами Русской православной церкви, публикуется текст Определения Святейшего синода от 20-22 февраля 1901 года №557, «с посланием верным чадам Православные Грекороссийские Церкви о Графе Льве Толстом». Этот документ свидетельствует об отпадении писателя от церкви. Анафема же Толстому ни в одном из храмов Российской империи не провозглашалась, и детали сюжета известного рассказа Александра Куприна «Анафема» (1913) являются художественным вымыслом.