Тульским чиновникам настоятельно порекомендовали не планировать отпуск в Турции

©
Официальный блог «Тульские пряники» сообщает о подробностях отставки министра здравоохранения Тульской области Ольги Аванесян.
До появления этой новости все медицинское сообщество пребывало в тревожном ожидании с пятницы, то есть с разгромного выступления руководства федерального министерства.
Заявление о добровольной отставке Ольга Александровна, по информации портала, привезла в серый дом в понедельник после звонка с седьмого этажа. Но это был не губернатор. Руководитель аппарата правительства Галина Ивановна Якушкина приняла бумагу со словами: «Еще не согласовано».
Между тем губернатор выходные и первые два дня начавшейся недели провел вне области. По-видимому, он не хотел увольнять министра дистанционно. Уже в пятницу «верный» заместитель министра здравоохранения Татьяна Семина отправилась в отпуск, понимая, очевидно: у начальницы дела, что называется, швах. И, возможно, у нее самой тоже.
Перед отставкой Алексей Дюмин встретился с министром.
«Глава региона в беседе с Ольгой Аванесян отметил, что по его инициативе в регионе был проведен детальный анализ положения дел в отрасли здравоохранения. В этой работе помогли коллеги из федерального министерства. Необходимость такой проверки возникла из-за огромного количества жалоб и обращений граждан, нареканий по качеству медицинского обслуживания в области.
Глава региона также добавил, что здравоохранение – отрасль непростая, проблемная, и не только в Тульской области. Но при этом он отметил, что в этой сфере есть и достижения: хороший профессиональный состав, подвижки в развитии высокотехнологичной медицины, в создании условий для привлечения молодых специалистов.
«Успехи по отдельным направлениям не могут служить оправданием сохраняющихся системных проблем, связанных прежде всего с управленческим звеном», – заявил Алексей Дюмин.
Губернатор указал Ольге Аванесян на проблемы с первичной медицинской помощью и ее профилактикой. Это отметила и министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в ходе своего недавнего визита в регион.
«С учетом профессиональной и общественной оценки я принял решение о смене руководства сферой здравоохранения», – сказал Алексей Дюмин.
Ольга Аванесян согласилась с принятым решением и поблагодарила своих коллег за работу».
А вот комментарий самого Алексея Дюмина о том, кто займет должность министра здравоохранения Тульской области:
«Я с большим уважением отношусь к нашему медицинскому сообществу. Перед областью стоят масштабные задачи, решать которые нужно уже сейчас. В том числе – строительство новых корпусов детской областной клинической больницы, перинатального центра.
Успешно реализовать эти и другие крупные проекты можно только при эффективном управлении здравоохранением. Поэтому от реформ в самой медицине пора перейти к реформам в управлении медициной.
Считаю, в этих условиях на посту министра нужен человек со стороны, равноудаленный от всех групп интересов, не имеющий в регионе никаких давних “завязок”, симпатий или антипатий. Руководитель, способный слышать и граждан, и коллег. Объективный и профессиональный.
В ближайшее время новый руководитель будет представлен медицинскому сообществу области».
Начало и конец
Приезда министра ждали 3 и 6 марта, но визит Вероники Скворцовой в Тулу состоялся лишь на прошлой неделе, 24 марта. Заметим¸ что никогда еще состав министерской делегации в регион не был столь представительным. Помимо самого министра Вероники Скворцовой, в Тулу приехала ее заместитель Татьяна Яковлева, а также руководитель департамента кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова, председатель Федерального фонда ОМС Наталья Садченко и руководитель Росздравнадзора России Михаил Мурашко.
Для команды Ольги Аванесян визит министерской делегации начинался весьма позитивно. Высоким гостям понравились и организация работы, и врачи, и средний медперсонал. Губернатор встретился с министром в детской поликлинике № 1 ГУЗ «Городская клиническая больница № 2 г. Тулы имени Е. Г. Лазарева». Причем и он остался доволен увиденным, что нашло отражение в пресс-релизах правительства.
Подведение итогов проходило в конференц-зале областной больницы, куда пригласили всех главных врачей лечебных учреждения и их заместителей, всех областных специалистов. Кроме того, была включена видеосвязь со всеми медицинскими учреждениями региона. Впрочем, после начала выступлений чиновников министерства режим видеоконференции весьма оперативно отключили.
Руководители тульского министерства здравоохранения поначалу пребывали в блаженном состоянии. Ведь главные врачи и медицинские коллективы подготовились к визиту министра на отлично. Дело осталось за малым – а именно присвоить все достижения рядовых врачей себе любимым и получить достойную оценку своей работы от руководителей федерального Минздрава.
Но с первых же минут выступления заместителя министра Татьяны Яколевой их довольные лица заметно помрачнели и все руководство областного минздрава дружно опустило глаза.
Вот что они узнали о своей работе.
Далее выступила глава Фонда ОМС Наталья Стадченко, которая прямо назвала показатели диспансеризации взрослого населения фальшивкой.
Руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко тоже внес свои “пять копеек” в критику областного минздрава. В частности, он посетовал на плохой охват населения по льготному обеспечению лекарствами и самую низкую по России информированность туляков о нежелательных эффектах при приеме медицинских препаратов. И, наконец, пообещал согласованную с Генпрокуратурой внеплановую выездную проверку областного министерства здравоохранения.
Директор департамента кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова отметила провал кадровой политики тульского минздрава, проиллюстрировав это цифрами.
Обеспеченность врачами в Тульской области – 23,3 на 100 тысяч населения (в России эта цифра 37,2). Всего по Тульской области не хватает 1178 врачей. “При нынешних темпах кадровой работы дефицит будет устранен в необозримом будущем,” – сказала Татьяна Семенова.
Коэффициент совместительства в Тульской области составляет 1,9, в то время как по России этот показатель – 1,4.
Зарплата младшего медицинского персонала в регионе – самая низкая в ЦФО. К тому же лишь 39,8% врачей переведены на эффективные контракты (то есть их зарплата привязана к показателям эффективности работы). По России этот показатель составляет 82,5%.
Завершила разгром тульского минздрава сама министр Вероника Игоревна Скворцова.
«Определенные успехи есть, но если копать глубже…»– начала министр, а затем буквально пригвоздила Ольгу Аванесян со всеми ее заместителями. В частности, она сказала, что в области НЕТ системы управления здравоохранением.
А что же тогда есть? И на этот вопрос Вероника Игоревна ответила со всей медицинской прямотой: «Есть всеобщая фальсификация информации». И предложила перечень первоочередных мер (после отставки министра и ее команды, разумеется).
Таким образом, руководство российского минздрава, не умаляя ни в коем случае работу главных врачей, специалистов и всего медицинского сообщества, которую оно оценило весьма высоко, указало, что руководители областного минздрава оказались не способны организовать и координировать работу. Выходит, вместо этого вся кипучая деятельность Ольги Александровны и ее сподвижников была направлена на фальсификацию отчетов и документов.
Кадры решают все
Кто виноват? Разумеется, Ольга Аванесян, которая, по нашему мнению, была самым непопулярным руководителем министерства.
Именно с ней в здравоохранении области появилась практика обвинений во всем главных врачей. Говорят, привычной манерой общения министра с подчиненными были крик, истерика, оскорбления, бытовое хамство и даже ненормативная лексика. Она была готова представить наверх любые, даже самые нереальные цифры.
«Достойными» помощниками были ее заместители Татьяна Семина, Елена Дурнова и Евгения Ивонина, заслужившие в медицинской среде нарицательные клички.
Всех их объединяет то, что до прихода к руководству министерства Ольги Аванесян они, по нашему мнению, не смогли достичь значимых результатов в карьерном росте.
Семина «дошагала» до скромной должности заместителя главврача полклиники № 5 горбольницы (впоследствии 2-й областной больницы). Дурнова – до заместителя главного врача по оргметодработе онкодиспансера. Ивонина – до поста руководителя ревизионной группы, впоследствии главного бухгалтера.
Зато как изменилось их служебное положение с приходом Аванесян!
Татьяна Семина стала первым заместителем министра. Елена Дурнова – директором департамента здравоохранения, а Евгения Ивонина – директором департамента финансирования, бухгалтерского учета, отчетности и контроля.
Именно Семина и Дурнова несут полную, наряду с Аванесян, ответственность за провалы в работе отрасли – за фальсификацию данных, о которой говорили министр Скворцова и ее заместитель.
Именно Ивонина ответственна за просчеты и несбалансированность в оплате труда, вызвавшие дефицит среднего и младшего персонала.
Как нам стало известно из источников в медицинской сфере, верным и особо важным помощником министра по фальсификации данных была заместитель главного врача областной больницы по общим вопросам Татьяна Александровна Гомова.
На еженедельные совещания в областную больницу к г-же Гомовой вызывались заместители главных врачей по поликлинике со всех медучреждений области. С собой они привозили медицинские карты пациентов и истории болезней. Только после их анализа Татьяной Гомовой якобы давались указания, в какие виды заболеваний надо относить диагнозы пациентов для снижения негативных показателей, в том числе и от болезней системы кровообращения и других заболеваний. Так рождалась и фальсифицировалась статистика, которую заместитель министра Татьяна Яковлева назвала «полным враньем», а министр здравоохранения РФ – «сфальсифицированной информацией».
И уж конечно, вершиной фальсификации является отчет Ольги Аванесян о выполнении программы информатизации, направленный в Минздрав России. Этим уже, как известно, занимаются правоохранительные органы.
«Алексей Дюмин, принимая отставку министра, на наш взгляд, поступил предельно корректно и, самое главное, честно. Может быть, поэтому для принятия решения ему потребовалось столько времени. Ведь с его приходом каждая отставка выглядит не как привычная формальность (или неформальность), а как настоящее ЧП», резюмирует автор статьи.