По обмену опытом борьбы с фальсификатом на рынке молочной продукции мы созвонились с Всеволодом Вишневецким, председателем Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» и главным редактором газеты «Петербургское качество».

Напомним, в «северной столице» с успехом борются с поддельной молочной продукцией под торговой маркой «Народное». Этим занимается, добиваясь очень неплохих результатов, Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль». В ходе телефонного «мини-интервью» Всеволод Вишневецкий подробно рассказал об ее деятельности.

- Итак, ваши «секреты успеха»?

- Мы давно существуем в Санкт-Петербурге, нашему изданию уже 17 лет. И в рамках нашей редакции мы создали общественную организацию  по защите прав потребителей «Общественный контроль». Эти две структуры работают в связке – и газета, и общественная организация. Поэтому в Петербурге нас давно знают, и сложились какие-то отношения и с торговыми сетями, и с Роспотребнадзором. У нас Роспотребнадзор тоже не блещет успехами, не блещет абсолютно, но мы как-то заставляем их работать путем обращения в различные дружественные средства массовой информации. То есть, мы распространяем информацию о своих проверках и своих сигналах через СМИ. И, естественно, это звучит в городе, и тот же Роспотребнадзор это все видит. Хотя они, конечно, работают по каким-то своим принципам.

- То есть, вы добиваетесь успеха благодаря широкому освещению своей работы через СМИ?

- Я думаю, в основном, что-то удается сделать, потому что с сетями есть контакты. И с органами власти контакты есть, потому что мы давно уже здесь работаем. В общем, чего-то добиваемся благодаря накопленному опыту, репутации и продолжительному «капанию на мозги». Так, например, мы направили в сети протокол испытания нашей городской лаборатории. Все о ней знают, об этой лаборатории, уважают эту лабораторию, прислушиваются к этим проколам. Поэтому знают нашу организацию и тоже реагируют. Тут однозначно фальсификат. Очевидно, что он бывает, и как бы трудно «замазать» его существование.

Потом, мы же еще подаем в суды как общественная организация.

- Вот об этом поподробнее, пожалуйста!

- По ст.45 Закона о защите прав потребителей общественное объединение имеет право обращаться в суды в защиту неопределенного круга потребителей и требовать прекращения противоправных действий. И мы эту практику в Петербурге проводим. Причем, больше никто этим не занимается, потому что это очень хлопотное дело, и очень большая трата ресурсов, временных в первую очередь.

К тому же, что такое прекращение действий? Нарушители прав потребителей могут заявить в суде, что «мы больше не продаем эту продукцию» или «мы больше не производим эту продукцию». Предоставляют какие-то «липовые» протоколы испытаний, уже от других партий и других дат выпуска. Понятно, что эти протоколы организованы заинтересованной стороной. Поэтому если судья формально подходит к вопросу, он видит: производители одну партию выпускают нормального молока, которое соответствует всем требованиям, другую партию…  И может посчитать, что производители прекратили противоправные действия. Тогда он делает вывод не в нашу пользу, не поддерживает наши исковые требования, а делает вывод  в пользу производителей. Но, в то же время, где-то исков 15 у нас есть удовлетворенных, таких, которые суд поддержал.

- Таким образом, у вас все же есть и положительная практика обращения в суды?

- Да. И производители, и торговые сети об этом, конечно, знают. Мы публикуем материалы о том, что мы выигрываем суды, в нашей газете, других СМИ.  

То есть, мы ведем такую систематическую работу – серьезную, плодотворную, долговременную, методичную. Поэтому нас знают в городе и к нам прислушиваются.

Мы привлекаем юристов – у нас в штате два юриста, которые занимаются этими всеми делами. То есть, мы идем как бы с разных сторон. Именно за счет этого удается добиваться результатов. У нас есть контакты с сетями. Контакты с органами власти. Контакты со СМИ. И судебное преследование недобросовестных продавцов и недобросовестных производителей.  

Плюс ко всему, наша газета, которую мы издаем – «Петербургское качество». Она бесплатно распространяется по всему городу, тираж 50 тысяч экземпляров. Она многими читается, у нее большая специализированная аудитория. И, конечно, предприятиям торговли не очень хочется фигурировать в плохом свете в нашем издании.

- Я смотрю, у вас еще очень активная аудитория. Сами пишут, сами активно выступают в защиту качества продукции…

- Вы знаете, не сказать, чтобы она была очень уж активная, нам бы хотелось, чтобы она и в самом деле была активная. Но мы стараемся с этой аудиторией работать, приглашаем ее представителей к общению, к контактам, чтобы они нам жалобы писали. И некоторые нам сообщают: «Мы «Народное» молоко в такой-то сети заметили…» То есть, какая-то обратная связь есть от покупателей, потребителей.  Не могу сказать, что она какая-то впечатляющая, но она есть.

Так что мы в Петербурге пытаемся бороться. И поскольку мы существуем давно, уже 17 лет, есть какой-то «вес» у нашей организации. Поэтому нарабатывайте свой «вес». Создавайте общественную организацию, это не так сложно. Но вы будете защищены законом при проведении проверок.  Будете, как и мы, закупать продукты, проводить исследования.

Мы, например, добились того, что на свою работу получаем федеральные гранты для НКО – есть такая программа «Президентские гранты для НКО», их распределяет Общественная палата по указу Президента. Мы их получаем уже на протяжении ряда лет.

Конечно, не сразу нам их стали давать. Три года подавали заявки на грант – «мимо кассы», как говорится. А потом нас поддержали в Москве. Потому что, в принципе, это очень важная работа. И вы, со своей стороны, можете к ней подключаться. Можете нарабатывать репутацию, опыт и так же в этих программах участвовать.   

- Большое спасибо за рассказ, Всеволод! Я так думаю, нам надо «дружить домами». И еще: что, со своей стороны, вы можете пожелать нам, тулякам?…

- Мы всегда открыты к сотрудничеству, готовы обмениваться опытом.  Я считаю, что чем больше будет общественного контроля в нашей стране, в наших городах, тем меньше будет шансов у таких, как Рыбновский завод, зарабатывать деньги на обмане потребителей. Давайте будем вместе добиваться защиты прав граждан!

- Хорошо, спасибо! Успехов вам – и до скорого свидания!