Скандальное заявление главы ВТБ Андрея Костина о бессмысленности кредитования малого и среднего бизнеса в России вступило в явное противоречие с намерением правительства всячески поддержать предпринимателей. Сегодня на рассмотрение министров внесён проект Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года, который будет стоить государству почти 820 млрд рублей и в идеале должен решить все основные проблемы самого угнетаемого российского бизнес-сословия. Удастся это правительству или нет, в студии программы «Таманцев. Итоги» обсудили приглашенные гости.

На «прямую связь» со студией вышел и губернатор Тульской области Владимир Груздев.

- Скажите, вот эта стратегия, подготовленная министерством экономического развития в сфере развития малого и среднего бизнеса, она построена на костях Госсовета по малому и среднему бизнесу, который вы подготовили? Немного сдвинуты сроки, так по результатам Госсовета все должно случиться было в 2020 году, а теперь в 2030, почему так?

- Действительно частично «скелет» по развитию до 2030 года взят из перечня поручений по итогам Государственного Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства, но понимаете, это готовят органы исполнительной власти, а есть еще те предложения, которые готовят бизнес-объединения и в перечне поручений президента Владимира Путина четко определены те показатели и те направления, которые должны быть достигнуты. Но органы исполнительной власти устанавливают свои показатели, иногда, мне кажется, можно взять более агрессивную задачу, для того, чтобы не к 2013 году достигнуть этих показателей, а пораньше.

- Правильно ли я вас понял, что стратегия до 2030 года в какой-то степени поправляет президента?

- Ну не совсем так, президента поправить сложно, потому что президент дает общее направление. Он, как глава государства, обозначает тренд развития, тот, который должен быть выполнен органами исполнительной власти, а они, в свою очередь, исходят из тех возможностей, которые есть, дают свои предложения. Хочу сказать, что это еще не окончательные варианты – и у регионов, и у бизнес-объединений есть замечания по этой стратегии, мы, кстати, собираемся эти замечания высказать. Мне кажется, целевые показатели должны более четко быть прописаны с конкретными сроками и конкретными ответственными.

- Доступность кредитования, облегченный доступ к госзаказу, всего этого мы можем достигнуть только к 2030 году, правильно?

- На самом деле, когда мы говорим с вами по конкретным срокам, то конечно мы прекрасно понимаем, что кредитование сегодня - это основная задача развития бизнеса, потому что стоимость ресурсов и возможность их получения - это сегодня основа не только для развития малого и среднего бизнеса, но и любого бизнеса. Поэтому задачи, которые стоят по улучшению доступа к кредитным ресурсам, они эти задачи пока до сих пор не достигнуты.

- А вы как в области решаете эту задачу?

- Что касается финансирования – это участие во всех федеральных программах, в том числе и дофинансирование из своего бюджета. Но пока этих ресурсов не так много, хочу сказать, что есть и толика правды в том, что спрос на сегодняшний день снижен, и конечно, предприятия малого и среднего бизнеса чувствуют себя не очень хорошо при сниженном спросе, это правда.

- Хочется понимать реальные механизмы, я понимаю, что у нас сейчас и спрос упал и что у нас регионов все больше дотационных, как выходите из положения, когда бюджет не полностью вас дофинансирует? И как исходите из того, что налоговая база все время снижается, как вы находите «золотое сечение» - компромисс в данной ситуации?

- Тульская область - крепкий середняк и хочу сказать что мы, конечно, очень многое сделали за последние несколько лет развития нашей промышленной базы, поэтому новая экономическая реальность не совсем нас застала врасплох. Мы продолжаем неплохо себя чувствовать с точки зрения поступления доходов, хотя и по нашему региону есть снижение.

- А перспектива экспортной дотации, которая как раз указана в стратегии, что как раз поддержка экспорта малого и среднего бизнеса является одним из драйверов роста?

- Я так скажу, что мы принимаем участие во всех федеральных программах, которые на сегодняшний день есть, мы вовлекаем малый и средний бизнес в эти программы, для того чтобы получать и доступ к финансированию более льготному, получать гранты, особенно касающиеся социальных проектов. Они для нас интересны и с точки зрения создания новых рабочих мест, и как дополнительные услуги населению. А если мы говорим о поддержке экспортных отраслей, это те программы, которые есть у нас в регионах. Могу привести несколько примеров, это компания «Краснобор», которая у нас производит индюшатину, сначала компания работала на тульский регион, сегодня их продукция уже экспортируется в европейские страны. Компания «Балтика» если еще несколько лет назад закупала ячмень за рубежом, сегодня практически 100% закупается на территории РФ. Подобного рода проекты имеют четкую и понятную программу. Касаемо малого и среднего бизнеса, за девять месяцев этого года у нас создано более 14 000 новых рабочих мест, в основным конечно это предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе за счет легализации тех людей, трудовые отношения которых не были ранее оформлены.

Выполнима ли данная стратегия и не занижены ли показатели, которые заложены в этой стратегии?

- Я был на заседании рабочей группы, и я как раз высказался за то, что, на мой взгляд, показатели занижены. Если мы хотим достичь существенного роста и вклада малого и среднего бизнеса в ВВП, то конечно нам нужно ставить более амбициозные задачи, у себя на территории области мы эти задачи решаем достаточно серьезно. Мне кажется, такие же задачи могут стоять и перед федеральными министерствами и ведомствами.