«Патриотическое воспитание нужно и детям, и взрослым»: интервью с членом Общественной палаты Александром Емельяновым
Интервью с членом Общественной палаты Александром Емельяновым
© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»
Сегодня, 9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. В преддверии праздника «Тульские новости» пообщались с новым членом Общественной палаты Тульской области, человеком с огромным боевым опытом, имеющим награды за бои как от родной страны, так и за ее пределами, участником СВО Александром Емельяновым.
Александр Емельянов родился в городе Донском. Когда ему исполнилось 3 года, вместе с родителями переехал в Магаданскую область, где вырос, закончил среднюю школу и был призван на военную срочную службу. После возвращения трудился водителем. В 2000 году началась вторая чеченская компания. Тогда он решил подписать контракт и связать свою жизнь с военным делом. Несмотря на насыщенную военную карьеру, семейную жизнь успел наладить: у Александра с супругой две дочери.
Как попали на Украину? Что можете сказать о том времени, когда там все только начиналось?
В 2014 году я работал в составе добровольческого формирования на территории Луганской области. Как раз в это время уже складывалась не совсем хорошая обстановка. Националисты со стороны Украины начали обстреливать Луганск, и нужно было помогать людям. Поначалу было очень тяжело, потому что противника было больше. У противника было численное преимущество и преимущество в огневых средствах. Но свою задачу мы выполнили.
Куда отправились потом?
В 2015 году мы работали в Сирийской Арабской Республике. Затем был некоторый перерыв, и в 2016 продолжили работать в Сирии. В 2017-2018 годах мы завершали свою работу по освобождению Сирийской Арабской Республики, помогая восстановлению власти и наведению порядка. А уже в 2019 году моё подразделение было переброшено в Ливию, где мы справились с поставленной задачей. В том же году нас перебросили в Центральноафриканскую Республику, где бесчинствовали банды, грабившие население. Население находилось в ужасном положении, не могли вести хозяйство, жить нормальной жизнью. Наше подразделение провело работу по ликвидации бандформирований, которые там находились.
После ЦАР случилась спецоперация и пришлось выполнять задачи уже там?
Да, новая угроза со стороны Украины. Мы были переброшены в начале марта 2022 года в район Попасной.
С самолёта сразу в бой?
Получается, что так мы только прилетели на аэродром, там же нас экипировали, выдали тёплые вещи, потому что мы прилетели из жаркой страны и сразу в холод. И пошли защищать родину.
Сколько в общей сложности времени отдали служению родине?
В зоне боевых действий я провёл около 12 лет своей жизни. В тыловых службах я никогда не находился, постоянно находился в штурмовых подразделениях. Хотя тыл — это основа, я ни в коей мере не отношусь к тыловым службам плохо. Я считаю, что победу обеспечивает прежде всего крепкий тыл.
В каком месте было труднее всего вести боевые действия?
Тяжелее всего, конечно, это СВО. Ещё в 2014 году мы столкнулись с хорошей подготовкой со стороны противника. А в 2022 году уже столкнулись с крупными укреплёнными районами, которые, я так думаю, возводились во время перемирия, которое якобы существовало с 2014 года по 2022 год. В это время Украина готовилась и выстраивала линию обороны. Это серьёзные укрепрайоны. Не один окоп и не два окопа, даже трудно объяснить — это многокилометровая линия обороны. Всё было в бетоне. Штурмовать было очень тяжело. Так что там были самые тяжёлые боевые действия, которые мне приходилось вести.
А можете, пожалуйста, рассказать про какое-нибудь строение, которое у них там было, которое вы там точно не ожидали увидеть?
Во-первых, в самих населённых пунктах у них были хорошо оборудованные огневые точки, забетонированные и укрытые, которые очень тяжело было выявить и поразить. У них хорошо были просчитаны сектора, и куда бы мы не выходили, везде попадали под перекрёстный огонь. Артиллерия со стороны противника работала практически 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Говорят о большом количестве наемников из других государств находящихся на Украине. Приходилось с ними сталкиваться?
У них там постоянно были наёмники, и в 2014, и в 2022 году они также присутствовали. В основном моё подразделение сталкивалось с наёмниками из Польши, часто приходилось слышать польскую речь.
С какими сложностями сталкиваются, те, кто возвращаются с СВО? Что может помочь им?
Конечно, есть проблемы психологического характера. Парням непросто влиться в мирную жизнь, потому что боевые действия — это, прежде всего, стресс для человека. Поэтому тем, кто только возвращается, требуется психологическая помощь, чтобы как-то успокоить их, объяснить и привести, грубо говоря, в чувства.
Чем вы начали занимать после того, как ушли со службы?
В 2022 году я уволился по состоянию здоровья из добровольческого подразделения. Но с военным делом не закончил. В сентябре 2022, когда началась мобилизация, один из моих боевых товарищей пригласил на полигон. Там формировался инструкторский состав для подготовки добровольцев и мобилизованных перед отправкой в зону СВО. Эта работа была организована при поддержке тогда еще Губернатора, а ныне помощника Президента Алексея Дюмина. В это время я познакомился и с Андреем Дубровским, председателем Тульской областной Думы. Он как раз создавал АНО «Оружейная столица», инструкторский состав которой и занимался подготовкой парней. Получил приглашение работать в составе «Оружейной столицы».
Я со своей стороны также пригласил инструкторов с боевым опытом, а по настоянию Андрея Владимировича были приглашены люди, которые восстанавливались после ранения, полученного на СВО. Они принимали участие в подготовке личного состава и одновременно проходили реабилитацию: разминались, прыгали, кувыркались со всеми вместе. Мы охватили широкий спектр обучения: это и стрелковая подготовка, и работа с различным вооружением, вплоть до артиллерии и миномётов. Инструкторы постарались вложить всю свою душу, знания и умения. Мы работали с личным составом не только здесь, но и выезжали на полигоны в Луганскую Народную Республику, где уже непосредственно взаимодействовали с боевыми частями, подготавливая личный состав.
Вы были выдвинуты одним из кандидатов от федерации практической стрельбы в Общественную палату?
Да, это действительно так, большое спасибо за оказанное доверие. В этой работе, прежде всего, надеюсь, что буду полезен участникам СВО и их семьям, тем парням, которые возвращаются из зоны боевых действий. И, конечно, всем жителям Тульской области.
Как вы считаете, насколько важно патриотическое воспитание молодого поколения в современных условиях?
Да, я думаю, что патриотическое воспитание должно быть не только у детей, но и у взрослых людей, которые, возможно, до конца не понимают происходящего. Я считаю, что патриотическое воспитание очень важно, особенно для юношей, то есть будущих мужчин. Потому что мужчина — это защитник своей семьи, своих родителей и своей родины. Он должен быть готов в любой момент взять в руки оружие и пойти защищать свой дом, свою семью, то есть свою родину.
У нас есть очень хороший парк Патриот, где проводятся занятия по начальной военной подготовке. Туда можно спокойно прийти, дозвониться или зайти на сайт, который там существует. Есть хорошие инструкторы, которые всё расскажут и покажут. Главное — чтобы было желание. Кстати, очень много молодых людей уже занимаются, у них есть понимание, что знания начальной военной подготовки могут помочь и в обычной жизни, и во время службы в армии, и если решился связать свою жизнь с военным делом.
А что именно входит в начальную подготовку?
В начальную подготовку входит и огневая подготовка, и работа с оружием. Инструкторы дают не только технические навыки, но и осуществляют патриотическое воспитание молодых людей. То есть в процессе обучения они могут рассказывать и приводить примеры не только из Великой Отечественной войны, но и о многих героических поступках, которые происходят в настоящее время.
Что бы вы посоветовали, тем, кто только вернется домой?
Сосредоточиться на семье, на заботе о детях и родственниках, постараться влиться в семейную жизнь. А дальше, когда человек отдохнёт и душой, и телом, уже смотреть, куда ему двигаться в мирной жизни. Допустим, найти работу или заняться чем-либо полезным. Главное — не бездействовать. Бездействие — это хуже всего, когда человек садится, замыкается в себе. Нет, этого делать ни в коем случае нельзя.