«Я очень люблю свою работу»: большое интервью с уполномоченным по правам ребенка в Тульской области Ириной Кузнецовой

Интервью с уполномоченным по правам ребенка в Тульской области Ириной Кузнецовой

icon 18/07/2024
icon 06:05
«Я очень люблю свою работу»: большое интервью с уполномоченным по правам ребенка в Тульской области Ириной Кузнецовой

© Ирина Кузнецова

Ирина Кузнецова

В январе 2024 года в Тульской области на пост уполномоченного по правам ребёнка назначили Ирину Кузнецову. «Тульские новости» публикуют большое интервью с Ириной Александровной.

- Ирина Александровна, вы были назначены на должность уполномоченного по правам ребенка в Тульской области почти полгода назад. Расскажите, пожалуйста, какие цели изначально были поставлены и чего уже удалось достичь? Как вообще оцениваете работу в регионе?

При назначении я общалась с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марией Львовой-Беловой, Губернатором Тульской области, на тот момент – Алексеем Геннадьевичем Дюминым и, конечно, руководителями передо мной были поставлены определенные задачи, связанные с защитой прав и законных интересов детей, прежде всего, нуждающихся в особой защите государства: детей из многодетных семей; детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей-инвалидов.

Так, помимо федеральных мер каждый регион устанавливает ещё свои дополнительные меры для многодетных семей. Мы посмотрели практику в других регионах, отобрали наилучшие практики и предложили для внедрения в нашем регионе, направили предложения на рассмотрение губернатора.

По инициативе федерального уполномоченного по правам ребёнка в регионах реализуются большие стратегические программы. Одна из таких программ — это профилактика социального сиротства в отношении детей от 0 до 4 лет. Тульская область является одним из 14 пилотных регионов, где эта программа реализуется уже больше года. По ней ведётся серьезная межведомственная работа, и есть реальные результаты. Смысл программы в том, чтобы маленькие дети не находились в социальных учреждениях и не попадали туда изначально. А если уж так случилось, что попали, нужно сделать все, чтобы как можно быстрее вернуть их в семью. Самый лучший вариант развития ребёнка - в семье, когда есть мама, папа, есть близкие родственники, и когда ребёнок чувствует кровное родство. Если уже совсем невозможно отдать ребенка в родную семью, когда, допустим, нет родственников, тогда нужно передавать его в приёмную семью, но, чтобы все равно рядом были значимые взрослые люди: мама, папа, которые для этого малыша становятся самыми близкими родными людьми.

За период работы этой программы уже порядка 60 детей вернулись в семьи. Это серьёзный результат. Сейчас в социально-реабилитационном центре номер 1 города Тулы, который как раз предназначен для самых маленьких детей, находится 55 детей в возрасте от 0 до 4 лет. То есть, сейчас 55, 60 вернули, а могло бы быть - 115. Видно, что профилактика социального сиротства имеет свой результат.

Решаем также задачи, которые включены в Карту действий уполномоченного на 2024 год, а именно анализируем ситуацию и готовим предложения по обеспечению охраны здоровья обучающихся образовательных организаций, реализации трудовых прав подростков, желающих работать в свободное от учебных занятий время. Стоит задача посмотреть, как в Туле и Тульском регионе, в целом, реализуется процедура трудоустройства несовершеннолетних, потому что это сейчас особенно актуально. Именно в летний период каникулы, подросткам надо чем-то себя занять, они ещё и получат от этого доход. Кроме того, они могут сориентироваться и в профессиональном плане на будущее.

В целом, следует отметить, что в Тульской области осуществляется системная работа по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ее несовершеннолетних жителей: действует ряд законов в сфере охраны прав детства, реализуются государственные и муниципальные программы в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта. А также специальные подпрограммы профилактики правонарушений, предупреждения незаконного употребления наркотических средств.

На особом контроле Правительства Тульской области находится осуществление Планов мероприятий в рамках Десятилетия детства, Стратегии комплексной безопасности детей.

Сейчас, по поручению Дмитрия Вячеславовича Миляева, мы совместно с правительством Тульской области, органами региональной исполнительной власти работаем над актуализацией Плана мероприятий Десятилетия детства с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Год семьи.

- Для чего нужны права детям, если полностью дееспособными они становятся после достижения 18-летия?

Ребёнок - это человек, он от рождения обладает правами. Это – право на жизнь, право на здоровье, право на свободу, право жить и воспитываться в семье, право на образование. Я могу сейчас перечислять множество прав, которыми обладают дети, не являясь полностью дееспособными. Очевидно, что они нужны. Естественные права есть у ребёнка от рождения, какие-то ему предоставлены уже государством, но тем не менее, все права детей государством гарантируются и охраняются. А уполномоченный по правам ребёнка поставлен для того, чтобы не допустить нарушения прав детей, а в случае, если все-таки нарушение произошло, эти права восстановить любыми законными способами.

- Сколько на сегодняшний день в Тульской области сирот, не достигших 18 лет? Каким образом будут защищены их жилищные права после 18 лет?

По состоянию на 1 июня, по сведениям органов опеки и попечительства, в регионе у нас проживает 2 953 несовершеннолетних, которые являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

- Известно, что у вас большой опыт в сфере юриспруденции и правозащитной деятельности. Как это помогает в работе?

Действительно, у меня очень большой опыт в юриспруденции. Я закончила юридический институт в 1998 году и с тех пор работаю в юридической сфере. Для уполномоченного по правам ребёнка очень важно знать основы законодательства и гражданского, и административного, и семейного, и уголовного, и конституционного, и, наверное, всех других отраслей права. Не просто знать основы, но и совершенствовать свои знания. Граждане обращаются постоянно: это и личные обращения, когда приходится прямо на приеме давать разъяснения и правовые комментарии, а также бывают письменные обращения, когда мы прорабатываем эти вопросы глубоко, и даём письменные ответы, разъяснения. Так что юридические знания крайне важны в работе уполномоченного.

Мне довелось поработать и в системе образования. Я преподавала юридические дисциплины в колледже и в вузе, работала с несовершеннолетними ребятами. Эти знания, опыт и навыки сейчас мне очень помогают.

- Как часто вы проводите личные приемы и с какими проблемами обращаются чаще всего?

Мы, по сути, каждый день рассматриваем обращения граждан. В этом, наверное, и есть правозащитная деятельность уполномоченного, потому что мы берём каждую конкретную жизненную ситуацию и смотрим: а были ли там нарушены права ребёнка? Требуется ли наше вмешательство? Каким образом мы можем восстановить эти права? Конечно, уполномоченный всегда работает, привлекая другие ведомства. Порой мы можем решить какую-то ситуацию, обратившись в органы исполнительной власти. Иногда требуется вмешательство органов прокуратуры. В некоторых ситуациях бывает достаточно подсказать, какие меры социальной поддержки положены семье, какие нужно представить документы и куда их нужно представить. То есть, мы работаем в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, с правоохранительными органами, с администрациями муниципальных образований и, в конечном итоге, так или иначе, решаем проблемы, связанные с нарушением прав детей.

За 5 месяцев было 206 обращений граждан, а это порядка 40 обращений каждый месяц. Темы обращений очень разноплановые, но их можно сгруппировать. Самая большая группа - это семейные споры, когда родители разводятся и не могут мирным путём решить, с кем жить ребёнку дальше. Когда ко мне обращаются родители, я предлагаю им договориться, в первую очередь, между собой, потому что любая конфликтная ситуация между родителями в итоге сказывается на ребёнке. Именно ребёнок находится в центре психотравмирующей ситуации. Поэтому, я всегда предлагаю подумать о ребёнке. Если же не удаётся договориться мирно, то тогда остается другой путь - судебный процесс. И только суд может определить место жительства ребёнка. Бывает и так, что место жительства определено, но один из родителей, с которым ребёнок проживает, препятствует общению с ним другому родителю. В этом случае тоже в судебном порядке устанавливается порядок общения.

Ещё можно выделить наиболее часто встречающиеся обращения, которые связаны с установлением опеки над детьми, усыновлением. Я бы сюда отнесла ещё и лишение, ограничение родительских прав, и наоборот, восстановление в родительских правах. Ребёнок, который не имеет мамы или папы, потому что мама или папа лишены родительских прав или ограничены в них, получает статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и он уже имеет право на то, чтобы над ним установили опеку, на усыновление.

Довольно часто обращаются за защитой жилищных прав детей. Например, когда речь идёт о детях, находящихся под опекой и проживающих с опекунами, но имеющих жилище, и, допустим, накапливаются долги за коммунальные платежи. А опекуны не могут справиться самостоятельно с этой проблемой, потому что долги очень существенные. У ребёнка нет дохода, откуда ему платить? Поэтому обращаются к нам, просят помочь. Мы обращаемся в муниципальные администрации, чтобы этот вопрос решили, списали долги за определённый период времени. Каждая ситуация индивидуальна, и в каждую мы погружаемся целиком, и ищем пути решения. И, конечно же, всегда только в интересах ребёнка.

Ещё большая группа обращений связана с неуплатой алиментов. Бывают такие ситуации, когда мама или папа, которые обязаны платить алименты по судебному решению, их не платят, а ещё чаще куда-нибудь скрываются, уезжают, бросают работу. В общем, делают все для того, чтобы алименты не платить. И в этом случае мы, конечно, включаемся в работу и помогаем решать проблему. Обращаемся в федеральную службу судебных приставов, они заводят розыскные дела и начинают работать по этим случаям.

Расскажу совершенно недавнюю ситуацию. Ко мне обратилась женщина-опекун ребёнка. Она рассказала, что уже порядка двух лет не получает алименты. Мы выяснили, что родитель, лишённый родительских прав, проживает в другом регионе РФ и платит алименты, но почему-то весь объём денежных средств перечислялся на другого ребёнка, который находится у другого опекуна. Наверное, возникла какая-то техническая ошибка, это, конечно, неумышленное действие. Но из-за такой технической ошибки получилось, что один ребёнок получал алименты в двойном размере, a второй был лишён их вообще. Мы сделали запрос в другой регион и, конечно же, ситуацию исправили. Теперь, естественно, средства будут возвращены и права ребёнка на материальное обеспечение будут восстановлены.

Ещё один момент, который тоже важен, это право ребёнка на защиту чести и достоинства. Я имею ввиду, когда возникают какие-то конфликтные ситуации, например, в образовательных организациях между детьми, или между детьми и родителями. Здесь приходится и самой лично участвовать в разрешении этих конфликтных ситуаций и выступать, по сути дела, медиатором. А иногда бывает и так, что мы рекомендуем и образовательным организациям, и родителям, и детям провести занятия с психологами, посетить медиаторов, обратиться в службы примирения.

- Важной темой всегда остается детский буллинг. Были ли ли в этом году обращения, связанные с той же школьной травлей? Если да, то сколько? Доходило ли до крайностей? Как удалось решить эти вопросы?

Буллинг - это систематическая целенаправленная травля. Это может быть физическое, может быть психическое воздействие на ребёнка, но в любом случае, это тяжёлая психологическая травма, психотравмирующая ситуация.

Таких обращений немного было в этом году. Только одно, в котором прозвучало слово буллинг. По мнению родителей, которые обратились ко мне, в отношении их детей имел место буллинг в школе. Я выехала в эту школу, пригласила родителей, ребят, преподавателей, администрацию. Поговорили все вместе. Выяснилось, что это не была целенаправленная травля, но ребята, конечно, задирались. Группку хулиганистых ребят разобщили, развели по разным классам, к ним приставили наставников, стали за ними очень внимательно следить, и, в последствии, конфликт сам себя изжил.

- 15 мая в соцсетях распространился видеоролик, на котором подростки будто бы издеваются над школьником помладше в Щекино. Мальчика заставляли есть семечки с земли, предлагая взамен деньги. Как удалось урегулировать ситуацию?

В этой истории я глубоко разбиралась и хорошо ее помню. На самом деле, речь о буллинге тогда не шла. Ситуация немного другая.

Взаимоотношения складывались между двумя мальчишками: один чуть постарше, другой помладше (10 лет). На видео 10-летний мальчик поднимает губами семечки с земли, а тот, который постарше, эти семечки бросает. И вот эту картинку мы видим. Когда стали разбираться, то выяснили, что на самом деле это у них была как бы «игра». Конечно, такие «игры» безнравственны и недопустимы. Но принуждения со стороны более старшего ребёнка к более младшему не было.

Разбирались в этой истории и правоохранительные органы, потому что дело получило серьёзный общественный резонанс. Не было усмотрено необходимости применения мер юридической ответственности к старшему мальчику. Но воспитательная работа была проведена и с ребятами, и с родителями. Также психологи с ними общались, профилактическая работа была проведена очень серьёзная. Естественно, любая ситуация такого, скажем, аморального характера, в итоге может потом привести и к противоправным действиям. Поэтому важно вовремя правильно предупредить такие действия.

- Что влечет за собой уклонение родителя или родителей от воспитания и материального содержания ребенка?

Во-первых, административная ответственность. Статья 5.35 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Статья содержит в себе несколько частей и каждая из них устанавливает ответственность за определённый вид нарушения. Как правило, административное наказание – это штраф.

Но есть ещё и уголовная ответственность. Она, конечно, более суровая, и более серьёзная. Статья 156 УК РФ устанавливает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряжённое с жестоким обращением с ребёнком. Статья 157  УК РФ - уклонение от уплаты алиментов. И здесь уже мера наказания – вплоть до лишения свободы.

- Куда можно обратиться с целью защиты от физического и психологического насилия?

Сразу нужно обращаться в правоохранительные органы. Если речь идёт о физическом насилии, то за это предусмотрена уголовная ответственность. Но и систематическое психическое насилие может в отдельных случаях квалифицироваться как истязание. Поэтому, конечно же, нужно обращаться в прокуратуру, либо в органы внутренних дел с заявлением о том, что в отношении ребёнка факт насилия имеет место быть.

Есть специальный телефон доверия: 8-800-2000-122. Ребёнок может обратиться даже самостоятельно за помощью по этому телефону. Спрашивала у ребят, знают ли они о существовании детского телефона доверия. И многие знают, говорят, что он размещен у них в электронных дневниках. Но все же некоторые сказали: «А чем поможет? Вот позвоним мы туда, а чем нам там помогут?»  Очень хочется до ребят донести, что если есть какая-то тяжёлая ситуация, связанная с насилием, даже психологическим, не говоря уже о физическом, когда есть необходимость с кем-то поделиться, хоть как-то понять, что тебе делать дальше, то по этому телефону доверия нужно звонить. На том конце провода работают профессиональные психологи, которые в разговоре сумеют показать человеку выход из ситуации, хотя бы просто показать то, что выход всегда есть.

Ну и, конечно же, можно и нужно обращаться к уполномоченному по правам ребёнка, который обязательно выполнит и правозащитную функцию, и функцию психолога. Пообщаемся, выясню, что тревожит, какая реально складывается ситуация, и, конечно же, предпримем все меры, подключим все необходимые органы для того, чтобы помочь ребёнку.

У меня есть случаи, когда обращаются неравнодушные граждане, за что я им благодарна. Например, соседи, которые говорят, что в соседней квартире они слышат крики ребёнка или видят, что ребёнок подвергается насилию со стороны родителей, или каких-то других родственников. И, конечно же, мы моментально реагируем. Я незамедлительно направляю информацию в правоохранительные органы, в задачи которых входит моментальное экстренное реагирование на чрезвычайную ситуацию. Они выходят на место, смотрят, действительно ли имеет место угроза для жизни или здоровья ребёнка.

Я и сама выезжаю в семьи и непосредственно уже смотрю, как там себя чувствует ребёнок, в каких условиях он находится. Бывает так, что сообщения не подтверждаются, но бывает, что и подтверждаются. Тогда мы подключаем органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. Такие семьи ставятся на учёт, родители привлекаются и к административной ответственности, и в случае, если подтверждается факт преступления, к уголовной ответственности тоже.

- 11 месяцев две девочки 10 и 12 лет жили в лесу под Алексином с мужчиной 27 лет и матерью. Сообщалось, что бабушка должна была оформить опекунство. Как у детей обстоят дела на сегодняшний день?

Все закончилось хорошо, потому что бабушка оформила опекунство. Она приехала из другого региона Российской Федерации, забрала девчонок, когда их нашли. Когда это произошло, я тоже выезжала на место, где были задержаны мама девочек и отчим.

Я беседовала и с мамой, и с отчимом, и с девочками. Меня тогда порадовало то, что у детей все было хорошо с состоянием здоровья после обследования. Потом уже бабушка забрала девчонок. Сейчас они прекрасно живут вместе. Она их устроила в образовательное учреждение, с сентября пойдут в школу и будут учиться.

- Еще в 2023 году молодежное объединение ЧВК «Редан» оказалось в центре скандала из-за массовых драк. На сегодняшний день стали популярны такие молодежные движения как фурри, квадроберы и териантропы. Все эти группы людей объединяет увлечение животным. На улицах Тулы и в парках можно встретить подростков в соответствующем образе. При этом фурри даже предлагали запретить. Как лично вы относитесь к таким движениям?

Любая субкультура должна быть под контролем, чтобы она не переросла в контркультуру. Просто нужно очень внимательно наблюдать за своими детьми, следить за их увлечениями, кругом их общения, чтобы это не стало чем-то негативным.

Важно, чтобы действия приверженца субкультуры не перерасли во что-то серьёзное, когда это уже нарушает права других людей. Одно дело нарисовать себе мордочку тигрёнка и пройти по улице, а другое дело, когда человек ведет себя отталкивающе, пугает других. Известно выражение: «Моя свобода действий заканчивается там, где начинается кончик носа другого человека».

Никогда нельзя переступать черту дозволенного. Как только речь идёт о нарушении прав других людей, здесь уже нужно остановиться и подумать, каким образом ограничить, скажем так, влияние этой субкультуры. До тех пор, пока что-то позитивное не перерастает во что-то негативное, пока оно не затрагивает права и законные интересы других людей, мы можем наблюдать. Как только какая-то ситуация выходит из под контроля, например, потасовка, драка в общественном месте, люди чувствуют тревогу, страх, чувствуют, что это может их коснуться. Они уже начинают испытывать беспокойство. И вот здесь уже, конечно, нужно регулировать эти отношения.

- Почему дети становятся частью субкультур и легко к ним приобщаются?

Детям и подросткам свойственно объединяться в группы. Они, особенно в подростковом возрасте, чувствуют себя так более защищёнными, нужными, у них есть чувство плеча, товарищества. Это чистая подростковая психология, когда им необходимо дружить с кем-то, быть кому-то нужными.

Поэтому мы и говорим, что взрослые должны быть на одной волне со своими детьми. Они должны сделать так, чтобы ребёнок чувствовал, что он нужен маме, папе, брату, бабушке, дедушке, что он может с ними поделиться. И тогда вот эта группа будет внутри семьи образовываться и не будет выливаться в какие-то другие субкультуры и уж тем более криминальные субкультуры, которые реально опасны. Такие группировки находятся под пристальным вниманием и контролем правоохранительных органов.

- Не так давно на территории Тульской области отдыхали дети из Белгородской области. Как вы оцениваете условия и организацию отдыха? Благодарили ли дети и родители?

Белгородских ребят мы встречали с радостью, они отдыхали в Тульской области до самого лета. В течение зимы и весны я посетила все оздоровительные лагеря, где находились дети из Белгородской области.

Хочу сказать, что для белгородских ребят были созданы максимально комфортные условия проживания, питания, проведения досуга. Много внимания уделялось их здоровью. По приезду на тульскую землю их сразу осматривали медицинские специалисты. То есть, проводилась диспансеризация для того, чтобы установить состояние их здоровья, и в случае необходимости - оказать медпомощь.

Для ребят было организовано огромное количество досуговых мероприятий. Когда я приезжала в лагеря, спрашивала детей, нравится ли им, не скучно ли. Некоторые даже шутили: «Нам бы уже отдохнуть от этих мероприятий». Они посещали цирк, были на экскурсиях в «Ясной поляне», в тульских музеях, к ним приезжали всевозможные аниматоры, проводили концерты, с ними постоянно работали воспитатели и вожатые. Дети действительно были заняты и им некогда было скучать.  

Разговаривала и с родителями. Практически все, с кем мне довелось пообщаться лично, говорили огромное спасибо, выражали огромную благодарность руководству нашего региона. Это не секрет, что все это делалось под непосредственным руководством губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина, на тот момент.

И поэтому родители выражали просто огромную благодарность за то, что был обеспечен такой отдых их детям. В Белгороде и Белгородской области ситуация непростая, ребятам иногда нужно, как они мне говорили, послушать тишину. Тульская область смогла им это предоставить и обеспечить.

- Что в нашем округе делается для того, чтобы дети с ограниченными возможностями вели полноценную и достойную жизнь?

Сейчас очень большое внимание уделяется обучению детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья или детей, признанных инвалидами. И, конечно же, по мере возможностей для них создаётся доступная среда. Это и обеспечение образовательных организаций пандусами, специальными подъёмниками, специально оборудованными санитарными комнатами для детей инвалидов, расширенные проёмы, специальные места за столом, чтобы можно было, например, инвалиду-колясочнику туда подъехать. Для детей с нарушением зрения создают специальные таблички со шрифтами. То есть, в зависимости от заболевания должна быть обеспечена доступная среда для ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида для того, чтобы он мог обучаться в комфортных условиях.

Не исключается также, конечно, и надомное обучение. Но здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, вроде бы плюс в том, что учитель занимается индивидуально с ребёнком, уделяет ему максимум внимания, видит все его особенности, может их учитывать в своей работе, в образовательной деятельности. Есть и другая сторона медали, когда ребёнок обучается на дому, а именно, она заключается в том, что любому человеку нужна социальная среда. Общаться, конечно же, лучше в детском коллективе, потому что именно там ребёнок приобретает навыки общения, учится мыслить, проще познает мир и других людей.

Поэтому, здесь нужно смотреть по состоянию здоровья. Если у ребёнка есть возможность посещать образовательное учреждение, общаться с другими людьми, то, конечно, эту возможность желательно для него реализовать.

В регионе функционирует Тульский областной центр образования, предназначенный для детей, которые страдают нарушениями ментального здоровья. В 2023-2024 учебном году в этом Центре обучается 135 детей.

В Тульской области действует автоматическая информационная система «Навигатор дополнительного образования Тульской области», где работают 183 адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. На эти программы зачислено 2 463 обучающихся

По состоянию на 1 сентября 2023 года в общеобразовательных организациях Тульской области, в целом, обучалось 6 098 детей-инвалидов, из них на дому – 1 297.

- Имеет ли право подросток выбирать религию для вероисповедания при достижении 14 лет по своему усмотрению и желанию?

Конечно. Дело в том, что нам гарантирована законом свобода совести и вероисповедания, но в тоже время совесть и вероисповедание, религиозные чувства - это очень глубоко личные моменты. Это внутренние переживания, это внутренние эмоции. Разве можно регулировать внутренние переживания человека? Разве можно залезть к человеку в душу и посмотреть, во что он верит? Нет. Поэтому ребёнок, думаю, вполне может сам определять, во что ему веровать и веровать ли вообще. Вопрос в другом. Понятно, что родители, другие значимые взрослые всегда имеют очень серьёзное влияние на детей и, в первую очередь, сознание, мировоззрение ребёнка формируется под их воздействием. И поэтому во многих случаях ребёнок идёт по стопам родителей хотя бы, скажем, до достижения более менее смышлёного возраста. Он будет прислушиваться к их мнению, а их мнение и их образ жизни будет влиять на формирование личности этого ребёнка безусловно. Это не значит, что у ребенка не может быть своего мнения. Оно может быть!

- Можно ли ученику старших классов совмещать учебу в школе с временной работой?

Заключать трудовой договор можно, несовершеннолетние трудиться могут. Для них предусмотрены определённые требования охраны их труда: более короткий рабочий день, больше времени для отдыха им предоставляется.

Ребёнок, достигший 16 лет, имеет право трудоустраиваться по своему желанию, но естественно, это не должно мешать его учёбе.

Даже возможно трудоустройство детей, которые достигли 14-летнего возраста, но при этом нужно согласие родителей, опекуна или попечителя на то, чтобы этого ребёнка трудоустроить.

То есть, совмещать работу и учёбу можно, но моё глубокое убеждение в том, что учёба – важнее. Поэтому, приоритет отдавать работе в ущерб учёбе, на мой взгляд, неправильно.

- Могу ли подростки изменить свою фамилию и имя, если да, то с какого возраста и куда для этого необходимо обратиться?

Ребёнок, который достиг четырнадцатилетия, вправе сменить своё имя, а также фамилию и отчество. Что для этого нужно сделать? Несовершеннолетний может обратиться лично с заявлением в орган записи актов гражданского состояния. Для смены фамилии, имени или отчества также необходимо согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия должно быть решение суда.

Кроме того, существует такое юридическое понятие как «эмансипация», то есть признание ребёнка, достигшего шестнадцатилетнего возраста, полностью дееспособным. С 16 лет при наличии определенных оснований несовершеннолетний может быть полностью признан дееспособным судом, и в этом случае он уже самостоятельно, без согласия родителей может принимать решение о смене имени, фамилии и отчества.

А если ребёнок ещё не достиг 14-ти лет, то по совместной просьбе родителей орган опеки или попечительства, исходя из интересов ребёнка, вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Ещё один нюанс, если изменение имени производится в отношении ребёнка, достигшего десятилетнего возраста, то в обязательном порядке спрашивается согласие самого малыша.

- Какие мероприятия проводятся в учебных учреждениях и не только для формирования патриотизма у подрастающего поколения?

В Тульской области реализуется региональная приоритетная программа «Образование», а также программа комплексного развития молодёжной политики «Регион для молодых». И в соответствии с этими программами в минувшем уже учебном году во всех общеобразовательных профессиональных организациях внедрены рабочие программы воспитания. Понятно, что каждая воспитательная программа, помимо каких-то мероприятий разнообразного досугового характера, включает в себя и патриотические проекты.

Поэтому можно сказать, что за прошедший учебный год более 5 тысяч детей и молодёжи были привлечены к участию в реализации программы проектов, направленных на развитие системы наставничества, обеспечение преемственности поколений, поддержки общественных инициатив по формированию традиционных ценностей, присущих российскому обществу.

Предполагается, что к концу 2024 года в образовательных организациях будут работать порядка 200 советников директоров по воспитанию.

Хочу сказать, что патриотическому воспитанию уделяется огромное внимание сейчас. Я этому, честно говоря, очень рада. Дети вовлекаются в социально-позитивный вид деятельности.

Я задавала такой вопрос ребятам: «Что такое патриотизм?». Отвечали: «Любовь к Родине». Но на самом деле я считаю, что понятие патриотизма более широкое - это не просто любовь к Родине, это любовь к маме, это любовь к детям, это любовь к семье, это любовь к своему дому. Потому что мы живём на своей земле и «врастаем корнями» в эту землю. Соответственно, семья - это и есть наши корни. Поэтому, патриотизм - это воспитание чувства любви не только к своей Родине в широком смысле, но и к своей земле, к своим близким, к своим родителям, к своим детям, в конце концов. И этому сейчас, особенно в Год семьи, уделяется очень много внимания.

- За что вы любите свою работу больше всего?

Я очень люблю свою работу за то, что имею возможность помогать детям в каждой конкретной жизненной ситуации. Когда ко мне обращаются за помощью, я вместе со своими сотрудниками разбираюсь в ситуации, и мы достигаем положительного результата – это самое главное, ради чего я работаю.

Я испытываю огромное чувство удовлетворения, когда понимаю, что сегодня этому ребенку и его семье мы помогли, сделали все возможное, чтобы его жизнь стала лучше. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство, и я рада, что могу это право защищать.