Губернатор Владимир Груздев в интервью тульским телеканалам подвел итоги 2014 года.

 

ВЕДУЩАЯС начала года доллар вырос на 40%.

 

ГРУЗДЕВ:  Уже на 60.

 

ВЕДУЩАЯУже на 60. Пока в магазинах продают товары, купленные по старому курсу, ценник условно держится, но предприниматели говорят, что так или иначе они будут покупать новую партию товаров по новому курсу и боятся, что спрос упадет до минимума, потому что люди не будут понимать, чего им ждать и просто сократят свои покупки. Поэтому вопрос – чего ждать тулякам? И, кроме того, в своем послании президент сказал, что необходимо, чтобы российская экономика вышла из зоны нулевых темпов роста к темпам роста выше средних мировых. Как вот в этой ситуации добиваться этой установки президента?

 

ГРУЗДЕВ:  Ну, что касается курса доллара, я, конечно, не гадалка, мне сложно предсказывать, какой будет курс доллара и как он будет влиять на цены, но могу сказать следующее. Мы видим, что у нас есть рост оборота розничной торговли по товарам длительного спроса. Это бытовая техника, электроника, частично автомобили, и у нас в области рост по продаже жилья. На конец последнего квартала, действительно очень много продается жилья. Естественная реакция населения, потому что люди видят, что курс меняется, ожидаемая инфляция, поэтому люди пытаются сберечь свои, что называется, трудовые нажитые деньги. И это нормальная совершенно реакция людей. Говорить о конкретном росте цен можно будет тогда, когда уже будет найден новый паритет между стоимостью рубля и доллара, рубля и евро. И тогда мы будем понимать, какова будет стоимость импортных товаров.

Частично, конечно, рост иностранной валюты влияет и на те товары, которые производятся у нас. Если наши производители, скажем, закупали импортное оборудование в кредит, соответственно, кредиты номинированы в иностранной валюте, их нужно и отдавать в иностранной валюте. Это влияет. Ну, и компоненты, то есть то, что у нас используется при производстве тех или иных товаров народного потребления. Чего ждать тулякам? Ну, прежде всего, думаю, что совершенно точно нет смысла уже дергаться, покупать иностранную валюту, потому что курс вырос очень существенно, и насколько он может расти либо снижаться – здесь уже гадать бессмысленно.  Большинство туляков получают доходы в рублях. Поэтому нужно жить, как мы жили, и здесь как раз основная задача правительства – это четкое выполнение указов президента.

Если мы будем четко выполнять ту линейку по заработной плате бюджетников, которые у нас есть, то мы сможем компенсировать те возможные потери инфляции, которые могут быть вследствие девальвации. Могу сказать, что, конечно, девальвация на сегодняшний день негативно влияет в целом на экономику, но она дает и возможности. Потому что низкий курс рубля дает возможность развитию наших производств. Я очень надеюсь на то, что все-таки в данном случае окно возможности будет не утеряно, а будет реализовано.

Мне поручено возглавить рабочую группу государственного совета по подготовке предложений по поддержке малого и среднего бизнеса. И мы будем предусматривать радикальные предложения для того, чтобы все, кто хотел бы заниматься бизнесом, чтобы у тех людей, кто занимается бизнесом сейчас, не было никаких препятствий. Если человек принял решение, государство ему должно помочь и не мешать. Вот это основная позиция.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, вот в продолжение темы, президент также отметил в своем послании важный момент – импортозамещение. Три-пять лет – это тот срок, за который страна должна обеспечить себя собственным продовольствием и лекарствами. И задачи государство, в том числе, возложило и на регионы. У Тульской области есть ли какой-то конкретный план в реализации этой части послания?

 

ГРУЗДЕВ:  Безусловно. Вот, скажем, тот рост производства, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, который мы наблюдаем в последний год, он же был заложен еще 3-4 года назад. Все те шаги, которые мы начали вместе с нашими оборонными предприятиями реализовывать 3,5 года назад, сегодня дают результат. Ведь, посмотрите, были созданы КБП, были созданы две площадки для производства современной техники вооружения. Вот где бы мы сегодня собирали так популярные «Панцири», если бы мы 3,5 год назад не создали эти две площадки? Сегодня заказов КБП по «Панцирю» имеет до 2020 года. Причем это не только гособоронзаказ, это, прежде всего, иностранные покупатели. Рост отгруженной продукции по нашему оборонно-промышленному комплексу в прошлом году составил более 70 миллиардов рублей, в этом году мы ожидаем около 100 миллиардов рублей. И мы запланировали рост на следующий год еще до 130-140 миллиардов рублей. Это вот один из примеров частного государственного партнерства, когда мы со своей стороны помогали реализовывать все инфраструктурные проекты. Предприятие готовило свои площадки, и вот видите, мы готовы к тому, чтобы реализовываться. Мы идем дальше. Следующий шаг для нас очень важный. Он вообще важный для страны – это станкостроение. Ну, вы со мной бываете на предприятиях, видите – все станки импортные. То есть за 20 лет ни одного российского станка приобретено не было.

 

ВЕДУЩИЙ:  То есть до 100% доходит?  

 

ГРУЗДЕВ:  Ну, 100%, так и есть. Сначала покупали немецкие, потом японские, сейчас покупают тайваньские и корейские.

 

ВЕДУЩИЙ:  Инструментарий?

 

ГРУЗДЕВ:  Да, «инструменталку» мы уже запустили полностью. У нас «Машзавод» участвует в программе Минпромторга по производству «инструменталки». И мы идем дальше, мы хотим собирать станки. «Машзавод» у нас - первая площадка по станкостроению. Если мы сможем реализовать этот проект, то это обеспечит качественно другие объемы производства, качественно другие деньги, качественно другие заработные платы.

Сегодня средняя  заработная плата на КБП порядка 37 тысяч рублей. При средней по экономике, по области 25-100. Видите, на сколько отличается высокопроизводительная рабочая сила – в 1,5 раза. Омолодился состав сотрудников. Сегодня на наших оборонных предприятиях средний возраст – 40 лет, пять лет назад он был почти 52 года. средняя Мы понимаем, что популяризация профессии инженера, оборонщика дает свои результаты. Поэтому для нас основное направление – это станкостроение. Второй резерв существенный – сельское хозяйство.

 

ВЕДУЩИЙ:  Да, будет ли что кушать, область сможет прокормить хотя бы туляков?

 

ГРУЗДЕВ:  В советские времена считалось, что если производилась тонна зерновых на одного жителя региона – это суперпоказатель, глав регионов, секретарей обкомов представляли на звания героев соцтруда. Вот мы в этом году собрали 1,5 миллиона зерновых, то есть по тонне на каждого нашего жителя. При этом мы ставим задачу дойти в 2016 году до 2 миллионов тонн, это только по зерновым.

У нас подписаны протоколы, я думаю, в ближайшем времени эти протоколы станут соглашениями, по развитию свиноводства. Там мы  существенный рост должны дать. Есть хороший рост по молоку у нас в этом году. Проблема основная по яйцу. Это вот, конечно, банкротство «Рассвета», где «Заокские птицефабрики» привели к тому, что мы по яйцу провалились. Но там тоже мы видим определенную работу. И хочу сказать, что, несмотря на то, что тульская область – чернобыльская зона, зона среднего по качеству возможности ведения рискованного земледелия, несмотря на это, у нас возможности по селу очень хорошие, очень хорошие.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, вы уже отметили оборонные предприятия нашей области. Вот в связи с теми санкциями, которые вводятся на сегодняшний день, какова перспектива вообще развития, как будут справляться наши предприятия?

 

ГРУЗДЕВ:  У нас основное предприятие, которое попало под санкции, – это КБП. И действительно, есть проблема с получением денег за уже отгруженную продукцию. Объем большой, больше 50 миллиардов рублей, это как раз за поставки «Панциря». Помогаем, мы занимаемся решением этой проблемы, но хочу сказать, что это как раз требует такого, знаете, вот ручного вмешательства. Ведь санкции – это не только вот, скажем, ограничение на поставку каких-то технологий, оборудования. Они гораздо шире. Любой контрагент, который проводит платежи в долларах США или в европейской валюте, соответственно, если эти платежи идут в адрес санкционного предприятия, подпадает под очень существенный штраф. В этом заключается проблема. Но мы занимаемся этой работой, я думаю, что мы этот вопрос решим. Тем более что доля, налоговая доля туляков в этом контракте, она существенна.

 

ВЕДУЩАЯ:  Сокращение количества чернобыльских зон вдвое – такой проект постановления подготовило федеральное правительство. В Тульской области чернобыльские льготы так или иначе получают около 650 тысяч человек. И для людей отмена этих льгот будет катастрофой.  

 

ГРУЗДЕВ:  Я полностью согласен здесь с оценкой. Причем в первую очередь пострадают те, кто получает выплаты по уходу за ребенком. Все необходимые меры мы приняли. Я попросил депутатов Тульской областной Думы, чтобы они рассмотрели этот вопрос. Депутаты направили соответствующие обращения в адрес правительства РФ, аналогичное обращение было направлено правительством Тульской области в адрес правительства РФ. Все необходимые консультации, которые нам нужно вести на политическом уровне, я все консультации веду. Я думаю, что шансы на принятие постановления правительства в том виде, какое оно есть, пока 50 на 50. Но мы боремся, будем бороться дальше. Уверен, что правда на нашей стороне, тем более к детям, беременным женщинам, женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, бухгалтерского подхода не должно быть.

И хотел бы добавить несколько слов по взаимодействию с нашим депутатским корпусом. Депутаты очень активно работают по всем законопроектам, особенно по законопроектам, связанным с бюджетом Тульской области. Что называется, вникают, роют до руды. И, конечно, пользуясь случаем, я хотел бы еще раз поблагодарить наших жителей, избирателей за ту активность, которую они проявили на выборах в этом году при избрании депутатов Тульской областной Думы и поблагодарить за ту поддержку, которую оказали партии «Единая Россия», список которой я возглавлял.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, на втором форуме действия, которое проходило по инициативе Общероссийского народного фронта недавно в Москве, говорилось о том, что около 80% от того, что запланировано в некоторых субъектах по реализации указов президента, вызывает минимум тревогу. А стоит напомнить, что это все-таки рост зарплат бюджетников. И очень много-много другого, важного приоритетного. Вот в Тульской области все ли хорошо с выполнением указов?

 

ГРУЗДЕВ:  В целом хочу сказать, что мы одни из лидеров по выполнению указов президента. И я тем более хочу сказать, что на фоне сложной экономической ситуации невыполнение указов президента – это еще больший удар. Только выполнение указов президента так, как было номинировано Владимиром Путиным 7 мая 2012 года, может сгладить те потенциальные негативные последствия, которые могут возникнуть в связи с ростом цен и инфляции. Поэтому у нас другого пути нет, мы настроены четко на выполнение указов президента, хотя ситуация очень непростая для нас. Вы знаете, что я тоже принял очень непростое политическое решение, когда мы включили в программу по переселению из аварийного жилья 321 тысячу квадратных метров – это самый высокий показатель по ЦФО и 7-ой в России. Я, честно скажу, принимал это решение осознанно. 16,5 тысяч человек переселяем из бараков. Мне кажется, это те долги, которые мы должны отдавать людям.

Вы же бываете тоже со мной, видите, это в основном люди пожилого возраста, которые прожили десятилетиями в бараках. Это шахтерская история.

Задачу поставили серьезную, в этом году мы 94 тысячи метров должны сдать, мы сдадим до конца года порядка 65 и до 1 апреля 2015 года еще 30 тысяч, а дальше каждый год у нас по 70 тысяч строек, мы будем строить и будем людям жилье передавать.

 

ВЕДУЩАЯ:  Владимир Сергеевич, в СМИ появилась информация, что Общероссийский народный фронт провел проверку того, как в Туле строят дома для переселения людей из аварийного жилья, и вот результаты проверки, что не успеваем со сдачей объектов. Как на самом деле: успеваем, не успеваем?  

 

ГРУЗДЕВ:  Нет, есть задержка, я как раз о ней говорю. Формально по программе мы должны были завершить все в конце этого года, по программе 2013 года, но у нас есть по ряду объектов отсрочка, но до 1 апреля мы все объекты, которые были запланированы, завершим.

 

ВЕДУЩАЯ:  То есть из фонда реформирования ЖКХ деньги как поступали, так и будут поступать?

 

ГРУЗДЕВ:  У нас нет никаких проблем по взаимодействию с фондом, и более того, хочу сказать, что по программам 2014 года мы все необходимые деньги получили, программа реализуется, и мы уже сдали заявку по программе 2015 года. Никаких проблем нет, мы четко идем по тому графику, который есть. Вот первый стартовый год у нас действительно непростой, но он самый большой, почти 100 тысяч метров, мы столько никогда не строили. Мы же еще стараемся строить нашими тульскими компаниями, чтобы максимально деньги от реализации программы оставались в области, чтобы материалы использовать от тульских производителей, чтобы тульские строители работали. Поэтому она такая непростая, программа сложная.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, относительно управляющих компаний. Услуги естественно дорожают, многие жители недовольны обслуживанием. Возникает логичный вопрос – за что они платят? В связи с этим, когда и как, на ваш взгляд, будут приняты меры, когда ситуация поменяется на рынке управляющих компаний?

 

ГРУЗДЕВ:  Работой занимаемся ежедневно, и до мая месяца принято решение, будет введена процедура лицензирования. Соответственно, все управляющие компании сегодня четко взаимодействуют с государственной жилищной инспекцией. Когда мы говорим о недовольстве жителей, чаще всего возникает такой вопрос: люди не знают, за что они платят.

 

ВЕДУЩИЙ:  От активности самих жителей зависит тоже?

 

ГРУЗДЕВ:  В том числе. Но и от порядочности и, конечно, профессионализма управляющей компании. Ну, мы этой работой занимаемся и реагируем на каждое обращение.

 

ВЕДУЩИЙ:  Относительно капитального ремонта, Владимир Сергеевич, хотел спросить. Вот те средства, которые жители собирают на своих специализированных счетах, насколько гарантия велика, что они сохранятся, и, может быть, существуют какие-то методы, чтобы страховать эти счета каким-то образом? Если, допустим, они в банках на спецсчетах, если банк лопнет, как допустим, не дай бог, «Первый Экспресс», то что?

 

ГРУЗДЕВ:  Вы знаете, опыт «Первого Экспресса», мне кажется, научил всех. В том числе и чиновников. Поэтому когда мы определяли подход по перечню банковских структур, которые имели право на участие в конкурсе, то это, прежде всего, были банковские структуры с участием государственного капитала. Там, где государственное участие более 60%. Позиция государства известна. Если банки с государственным участием окажутся в сложной ситуации, они будут докапитализированы, поэтому риск, я считаю, не очень большой. Тем более что пока мы еще денег собрали не так уж и много. Но в принципе, с учетом того, что ежегодно 20% от собираемых средств мы должны оставлять на накопление в резервном фонде, эта проблема достаточно актуальна. Есть опыт 2008 года, когда правительство России четко принимало конкретные действия по сохранению именно банковской системы. Без нормально работающей банковской системы экономика не живет, поэтому уверен, что здесь никаких сбоев не будет, туляки могут быть спокойны.

 

ВЕДУЩИЙ:  Возможно ли, что из-за инфляции собранные средства могут удешеветь и потом их может не хватить?

 

ГРУЗДЕВ:  Это правда, но это вопрос жизни уже. Я вообще хочу сказать, что курсовые изменения очень разные. Например, курс евро к доллару: когда он вводился, 15 лет назад, то стартовый курс был таков: за 1 евро платили 1 доллар и 17 центов. После этого курс сходил на 83 цента за 1 евро, потом поднялся до 1 доллар 60, то есть в 2 раза. Сейчас там 1 доллар 24 – 1 доллар 25 за евро, то есть я просто говорю это к тому, что курсовые колебания даже резервных валют существенны. Поэтому то же самое происходило и после кризиса 2008 года, когда у нас рубль упал на 36 рублей. Потом, соответственно, было отыграно падение. Сейчас несколько иная ситуация. Сейчас очень сильно внешнее политическое влияние, потому что в отношении России введены санкции, и по сути это такая торгово-информационная война. Поэтому здесь нам, конечно, нужно больше рассчитывать на свои внутренние силы, на те возможности, которые у нас есть сегодня. А что касается сбережений, по тем вкладам, которые размещены в фондах капитального ремонта, платятся проценты. Мы каждый год будем проводить конкурсы, и те банки, подчеркиваю, с государственным участием, которые предложат больший процент, и будут выбираться для хранения денег.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, так получилось, что жизнь нам диктует основную тему сегодняшнего нашего разговора – это экономика. Тульская областная Дума недавно приняла проект бюджета на следующий год и плановый период последующих лет, с существенно сокращенными статьями доходов и расходов. На чем придется экономить и будут ли выполнены социальные обязательства перед туляками?

 

ГРУЗДЕВ:  По собственным налоговым доходам бюджет не намного ниже, чем бюджет текущего года, там порядка 3%. Почему мы подошли к этому немножко консервативно, мы понимаем, что у нас потенциальные есть резервы, которые лучше мы потом в рамках изменения бюджета текущего года сможем всегда добавить и профинансировать те программы, которые могут появиться. Поэтому здесь по доходам мы взяли фактически базу текущего года и, исходя из этого, так сказать, сформировали доходную часть. Но у нас же есть консолидированный бюджет, не все программы федерального бюджета еще полностью открыты. Поэтому пока он по расходной части чуть меньше, чем на 7%, по-моему, чем бюджет текущего года. Но это связано с тем, что еще ряд федеральных программ, в которых Тульская область будет принимать участие, еще не принята. Будут приняты, будут внесены изменения в федеральный бюджет, соответственно, мы откорректируем наш бюджет.

Поэтому, с одной стороны, это консервативный бюджет, но с другой стороны, он реалистичный, понятный, без большого объема заимствований. Если вы посмотрели, мы заложили небольшой объем заимствований на покрытие дефицита, порядка 2,5 миллиардов рублей.

Что касается исполнения программ. Все социальные обязательства, которые утверждены федеральным бюджетом, бюджетно-федеральными законами и региональными законами – все будут исполнены. Сегодня они забирают почти 95% бюджета 2015 года, 5% - это то, что у нас остается на развитие. Но при этом будут полностью профинансированы программы по ремонту дорог. Дорожный фонд Тулы полностью расписали, жители уже все знают, куда, что, на какие средства, на какие проекты мы деньги тратим. Поэтому бюджет нормальный. Уверен, что мы его сможет скорректировать в лучшую сторону тогда, когда будем понимать уже, нам этот год еще надо завершить. Но и одна из задач – это все-таки не наращивать долг, а долг брать только под те проекты, которые нам нужно реализовывать, которые действительно нам принесут пользу.

 

ВЕДУЩИЙ:  В первую очередь?

 

ГРУЗДЕВ:  Совершенно верно.

 

ВЕДУЩАЯ«Су-155», крупнейший застройщик Тульской области, на Калужском шоссе возводит «Новую Тулу», микрорайон, который должен обеспечить туляков доступным жильем. 4 декабря глава госстройнадзора обратился в арбитражный суд Москвы с иском о признании «Су-155» банкротом. Вопрос – «Новую Тулу» построят?

 

ГРУЗДЕВ:  Ну, а куда же мы денемся? Конечно. У нас другого пути нет. Во-первых, «Су-155» не самый крупный застройщик, у нас есть более крупные застройщики, но это предприятие, которое у нас имеет возможность строительства многоквартирных, многоэтажных домов, так называемого, блочного типа. То есть имеет свое производство, они производство реконструировали, модернизировали, у них объем производства до 500 тысяч квадратных метров в год на сегодняшний день. Они увеличили с 200 до 500 тысяч, поэтому, конечно, мы такой возможностью воспользовались, реализовывать проект они будут. Здесь даже никаких сомнений нет. Что касается банкротства, то хочу коллегам из Московской области напомнить, что обанкротить предприятие можно только по неисполненным обязательствам основного характера. Штрафы, пенни, тем более административные штрафы не являются основанием для признания предприятия банкротом. Поэтому иск будет оставлен без рассмотрения и соответственно, ну, это такой, знаете, выпад. Нужен, не нужен – это вопрос уже подмосковным властям.

 

ВЕДУЩИЙ:  Владимир Сергеевич, а строительство жилья, строительство дорог до 2017 года. Все основные магистрали Тульской области должны быть завершены, в связи с этим возникают какие-то препятствия, на ваш взгляд, до окончания этого срока, и гарантии каковы того, что все выполнится в срок?

 

ГРУЗДЕВ:  Президент в своем послании четко обозначил задачу увеличения объема строительства, дорожного строительства в 2 раза, поэтому готовится четкая программа действий, и мы в рамках ассоциации Центрального федерального округа будем очень серьезно отстаивать позиции. В ЦФО проживает 40 миллионов человек. 50% ВВП страны производится в ЦФО. Потребление почти 70%, потому что наиболее богатая часть страны проживает. Поэтому здесь для нас строительство дорог, которые связывали Тулу с Калугой, Тулу с Рязанью и т.д. –  это жизненно необходимые вопросы, и, конечно, надо разгружать московский регион от транзитных фур. Поэтому здесь у нас есть, скажем так, общефедеральные задачи, которые мы хотели бы совместно с моими коллегами, губернаторами Центрального федерального округа, решить совместно. Есть наши региональные проблемы. До 2017 года мы сможем привести основные магистрали в порядок и дальше их поддерживать в нормативном безаварийном состоянии, но а на все дороги, конечно же, нам нужен больший объем средств и больше времени. Пока вот на следующий год региональных дорог мы будем строить320 км, плюс еще муниципальные дороги и федеральные, которые у нас ремонтируются. В общем, на следующий год порядка500 км получается. В этом году было построено, отремонтировано600 км дорог. А всего у нас 11 тысяч. Вот, сами смотрите, какие темпы. То есть нам надо гораздо больше средств. Но кроме средств нам нужна еще инфраструктура, кто будет ремонтировать, кто будет строить. И это тоже нарабатывается, это не за 1 день делается.

 

ВЕДУЩАЯ:  В Туле раньше автомобилисты вешали таблички «Я плачу налоги, где дороги?». Сейчас не вешают, Тула преображается. С улиц убрали вот эти ужасные рекламные растяжки. В принципе, все красиво, но вопрос – для благоустройства Центрального парка Тулы вы позвали московских специалистов.

 

ГРУЗДЕВ:  Не зря президент включил Евгения Авилова в кадровый президентский резерв.

 

ВЕДУЩАЯ:  Видимо, не зря, но все-таки еще недавно в плане благоустройства города даже не было такого понятия – газоны. Сотрудники автоинспекции не могли оштрафовать автомобилистов, потому что непонятно – газон это или не газон. Нигде не задокументировано. Вот есть ли четкий план благоустройства города? Будут приглашены московские специалисты или обойдемся своими силами?

 

ГРУЗДЕВ:  Нет, конечно, будем обходиться своими силами, будем восстанавливать, принцип простой – не навреди. Мы будем принимать решение по восстановлению исторического облика города. Будем восстанавливать то, что было создано нашими предками и поддерживать в хорошем состоянии. И все новые объемные массовые стройки, у нас большой объем новых площадок, плюс большая Тула сегодня позволяет строить везде, проблем со строительным комплексом у нас нет. А центральную часть города будем оберегать. Это будет реконструкция. И конечно, приоритет будет даваться там, где есть ветхое жилье, где нужно людей переселять, там, где дома уже совсем старые, капитально ремонтировать их.

 

ВЕДУЩАЯ:  Вот в нашу редакцию, наверное, и в редакцию других телеканалов часто звонят жители, спрашивают – мы хотим получить детскую площадку от губернатора.

 

ГРУЗДЕВ:  Получат.

 

ВЕДУЩАЯ:  К кому нам обратиться, вот расскажите, пожалуйста, программа будет продолжена?

 

ГРУЗДЕВ:  Да, программа продолжена, на следующий год мы сейчас завершаем ее формирование, 163 детских площадки мы поставим в следующем году, это не считая наших больших площадок, которые мы делаем в виде Кремлевской стены. И думаю, что до конца следующего года, до дня города, всего я поставлю 500 детских площадок. Сейчас 333 площадки уже поставлено. Но и соответственно программа по воркаутам, мы ее тоже будем продолжать. Сегодня мы установили 18 воркаутов, ну, и в Кремле поставили 5 штук, они там, кстати, пользуются популярностью. Я думаю, в скверах, парках мы тоже будем такие площадки ставить. И вот посмотрите, за редким исключением, вот больше 300 площадок стоит, за редким исключением, все площадки в очень хорошем состоянии. Ну, 2 или 3 действительно так испохабили. А все остальное стоит уже не первый год, и дети с удовольствием играют там, они не пустуют.

 

ВЕДУЩИЙ:  Следят за ними.

 

ГРУЗДЕВ:  Да, да, совершенно верно, появляется социальная ответственность, население другое появляется, даже вокруг этих детских площадок, так сказать, выпивающие люди, они уходят с этих территорий.

 

ВЕДУЩИЙ:  Все нужно застраивать площадками?

 

ГРУЗДЕВ:  Ну, не только площадками. Это спорт, спортивные сооружения, потом самые простые, элементарные, вот мы программу по строительству мини-стадионов реализуем, тоже пользуется большой популярностью, мы почти 100 стадионов построили вот за эти 3 года. И на самом деле это то, что дает реальный результат. Это совершенно другое население, люди, которые имеют альтернативу. Но и парк, мне кажется, несмотря на то, что сейчас прохладно, все равно людей в парке меньше не становится.

 

ВЕДУЩИЙВладимир Сергеевич, если позволите, личный вопрос. Мы встречаемся в преддверие Нового Года: как вы готовитесь к этому празднику, как в семье Груздевых встречают Новый Год?

 

ГРУЗДЕВ:  Мы всей семьей встречаем обычно – это моя семья, мои дети, супруга и мои родители, мама моей жены, приглашаем друзей, всегда дома, традиционно Новый Год дома.

 

ВЕДУЩАЯ:  А что на столе у вас?

 

ГРУЗДЕВ:  Оливье. Ну, это же традиционный, мне кажется, салат, который в каждой, наверное, семье.

 

ВЕДУЩАЯ:  А сами готовите или все-таки жена?

 

ГРУЗДЕВ:  Сами.

 

ВЕДУЩАЯ:  Вот вы или жена?

 

ГРУЗДЕВ:  Нет, я помогаю, я в данном случае подмастерье. Готовит жена, мама, поэтому там они распределяются. Мама, теща, жена. Кто-то готовит какой-то салат, а я так, в подмастерьях, «подношу снаряды».

 

ВЕДУЩАЯ:  Спасибо вам большое, что уделили нам время.

ГРУЗДЕВ:  Спасибо.