Владимир Наумов: Народ, живущий в Чернобыльской зоне, попал в эту ситуацию по вине государства

icon 24/11/2014
icon 15:49

©

На ТК «ТелеТула» состоялся «прямой эфир» с председателем Тульской областной общественной организации Союз «Чернобыль» России Владимиром Наумовым.

 

Ведущая:  День добрый, Владимир Николаевич. Правительство Российской Федерации намерено сократить вдвое зону загрязнений в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Соответствующий законопроект вынесен на общественное обсуждение. В связи с этим к вам такой вопрос: как вы можете такую инициативу прокомментировать?

Наумов: Во-первых, об этой инициативе мы узнали еще в августе месяце. Дело в том, что на портале Правительства России уже был вывешен этот проект. Мы срочно на него среагировали, я имею в виду Союз «Чернобыль» России, не только Тульская областная организация, писали письма. Кроме аргументов, почему этого нельзя делать чисто с практической точки зрения, мы еще объясняли несвоевременность подобных действий перед выборами 14 сентября. Правительство это услышало, пошли на встречу, и мы думали, что ситуация разрешена. И вдруг в октябре снова мы узнаем о том, что этот проект выносится на рассмотрение.

Правда, по сравнению с августовским проектом, немного уменьшился перечень населенных пунктов. К примеру, по населению где-то из 600 тысяч останется 400 с чем-то, то есть на 200 тысяч меньше. Ну, и по населенным пунктам тоже процентов 30. После этого по инициативе Союза «Чернобыль» России, так как наш Президент входит в штат Общероссийского Народного фронта, мы на их площадке собрали рабочую группу с 1 октября. Я там присутствовал и выступал, этот вопрос обсуждался. Был и заместитель министра МЧС, и заместитель Министерства здравоохранения, присутствовал представитель Госстатистики, который измеряет уровень радиации, и так далее. Как нам показалось, и Общероссийский Народный фронт с нами согласился и выразил готовность нам помочь.

 

Ведущая: Каковы были ваши предложения?

Наумов: Наше предложение было такое: убрать из перечня те населенные пункты, где не проживают люди. У нас есть населенные пункты, где населения нет. А другие пока оставим, потому что в случае отмены Чернобыльской зоны и соответственно льгот, очень пострадают беременные женщины: они по сравнению с чистой зоной получают очень прилично. Мы думали, что нас поняли, однако в конце октября, где-то через неделю после обсуждения, на заседании рабочей группы мы находим в проекте бюджета на 2015 год Российской Федерации далеко-далеко в загашнике уменьшение суммы по чернобыльским законам. И эта сумма уменьшена ровно на тот перечень, который был в августе месяце. Если это будет принято, то уже ничего не сделать, понимаете, это на весь «Чернобыль» пойдет, именно на эти населенные пункты и на их жителей.

Сейчас мы срочно пишем письма, посылаем и призываем к этому Правительство Тульской области. Меры принимаются в Брянской области. Насколько я знаю, там очень много загрязненных территорий, люди получают денежные выплаты, в медучреждения поступает современное оборудование из Германии, из других стран. Чернобыльский вопрос там решается на уровне не ниже губернатора, правительство всегда борется за своих льготников. Но в Тульской области почему-то не так…

 

 Ведущая: А от Правительства Тульской области пришел ответ? Вы сказали, что направили письмо, для того чтобы помочь сохранить Чернобыльские льготы и Чернобыльские зоны.

Наумов: Я не знаю, что и как делают в Министерстве по экологии и природным ресурсам Тульской области. Человек замминистра там был на рабочей группе, но он выступал как-то отстраненно. Они никак не хотят работать с общественностью, которая побольше даже разбирается в этом вопросе, и могла бы помочь.

 

Ведущая: То есть, если говорить о предпосылках, то, по всей видимости, все-таки этот проект будет принят, и чернобыльские зоны сократятся. Правильно я понимаю?

Наумов: Да.

 

Ведущая: Какое количество населенных пунктов имеется в Тульской области на сегодняшний день, где действует статус Чернобыльской зоны? И какое количество останется после принятия законопроекта?

Наумов: Я могу немного ошибиться в цифрах. По населению я сказал: с 600 с лишним человек станет 400 с лишним, на 200 тысяч уменьшится. А по населенным пунктам на данный момент у нас 1600, так скажем, с копейками, а будет почти чуть ли не в два раза меньше.

 

Ведущая: По какому принципу будет идти сокращение этих зон? Какие будут убирать, какие не будут трогать?

Наумов: Как следовало из доклада представителя Госстатистики, периодически проводятся замеры. Но что и как замеряют, мы не знаем. Опять же, с общественностью не связываются.

Я понимаю, что каждые пять лет должно производиться перерассмотрение этих загрязненных территорий, что, кстати, не проводилось уже лет 9. Мы в своих пояснительных записках (и в Министерство Чрезвычайных Ситуаций, и в Правительство, и в Госдуму) первой задачей ставим социально-экономическое развитие территорий Чернобыльской зоны, то есть создание там экономических условий, комфортной и достойной жизни для граждан. Это не сделано, территории убираются. Люди там прожили, здоровье свое ухудшили… Мы считаем, Союз «Чернобыль», что медикаменты они должны получать в том же объеме, несмотря даже на то, что статус загрязнения могут снять. Но еще раз повторяю, не создав нормальных условий на этих территориях, чистыми их делать нельзя. Население получается заложниками этой ситуации.

 

Ведущая: Получается, на данный момент может произойти то, что территории сделают чистыми просто на бумаге?

Наумов: Они, может быть, по замерам и чистые, но это, опять я говорю, не объяснено ни нам, ни общественности, ни тем более населению. Но я лично этим замерам не доверяю. Возможно, замеры производились неправильно.

 

Ведущая: И вас на эти замеры никогда не приглашали?

Наумов: Нет, конечно, никого. Не то, что нас, вообще из общественности никого не приглашали.

 

Ведущая: А вы какие-то жалобы направляли им?

Наумов: Мы о замерах узнаем по факту.

 

Ведущая: Сколько времени надо для того, чтобы те территории, которые пострадали от аварии, восстановились, стали чистыми? И подходит ли под эти категории наша Тульская область?

Наумов: Вы знаете, это вопрос очень сложный и серьезный. Дело в том, что полураспад длится чуть ли не сотню лет, поэтому то, что в почве, оно все накапливается. Воздух может быть чистым уже, но то, что произрастает в почве, то, что едят коровки и так далее, оно же не может быть чистым. Поэтому сколько это времени продлится, никто не знает. Ученые, наверное, считают, я лично не знаю, сколько.

Народ, живущий в Чернобыльской зоне, попал в эту ситуацию по вине государства после случившейся аварии. Поэтому государство должно выполнить свои обязательства перед этими людьми, должно обеспечить им комфортное проживание, социально-экономическое развитие этих населенных пунктов.

 

Ведущая: Согласна. Но можно ли с каких-то районов в Тульской области снимать этот статус?

 

Наумов: Я считаю, что статусы снимать можно, но льготы необходимо оставить. Да, допустим, человек, впервые туда приехавший после снятия, ничего иметь не будет, но те, кто все эти годы там проживал, все льготы должны получать, как и раньше. Но у нас сделают территории чистыми и льготы отменят, финансирования не будет. Все, территория чистая, какое финансирование? В итоге, ни лекарств, ни лечения…

 

Ведущая: Вот, если говорить по населенным пунктам, какие плюсы, какие минусы снятия этих льгот?

Наумов: Плюсов я здесь не вижу, одни минусы. Еще раз повторю, особенно пострадают женщины беременные: они потеряют в несколько раз.

 

Ведущая: Владимир Николаевич, такой к вам вопрос: вы как председатель организации какие будете действия предпринимать, для того чтобы все-таки Тульскую область оставили в покое?

Наумов: Какие меры? Прежде всего, это доказательная база.

 

Ведущая: Вы ее готовите?

Наумов: Уже посылаем письма, еще будем готовить и посылать обращение к Путину, необходимо доказать депутатам Государственной Думы, что это нельзя пока делать. Вопрос с гражданами территорий не решен в плане социально-экономического их развития.

 

Ведущая: Владимир Николаевич, помните, пару лет назад проходили митинги против снятия чернобыльских зон. На ваш взгляд, если сейчас люди также будут действовать, поможет ли это сохранить льготы?

Наумов: Я не знаю, поможет это или нет. Те стихийные митинги, которые проходили, были искусственно созданы, никаких отмен не было, просто в казначействе случилась какая-то небольшая неразбериха, и женщины декретные выплаты не получили вовремя. Кто-то, видно, захотел поиметь какие-то политические очки. Я опять к чему это говорю, ничего не случилось, а люди вышли, а здесь если случится? Ничего предсказать нельзя, социальная напряженность будет и будет очень серьезной.

 

Ведущая: Владимир Николаевич, спасибо большое, что пришли. Я напомню, что в гостях у нас был председатель Тульской областной общественной организации Союз «Чернобыль» России Владимир Николаевич Наумов.