На сайте ТК «ТелеТула» прошел прямой эфир с Анатолием Артемьевым, заместителем губернатора Василия Стародубцева, депутатом Государственной Думы III созыва. Разговор был посвящен перспективам реконструкции аэропорта Клоково в Туле, а также строительству международного грузового терминала на территории аэродрома в Ефремовском районе. Приводим полный текст беседы:

 

Когда Вячеслав Дмитриевич Дудка говорил о том, что в Ефремове планируется  поставить большой аэропорт, то я думал, что это всего лишь пиар, не имеющий под собой никакого основания. Но выясняется, что речь шла не только об аэропорте в Ефремове, речь шла о возрождении аэропорта в Туле, в Клоково. И соответственно, все это было не только заявления губернатора, но были и  вполне конкретные документы за подписями первых лиц государств.  Так ли это? 

Да, так.  Начнем с того, что в 1993 году был ликвидирован тульский аэропорт. В то время в каждом областном центре и крупных городах, где было более 500 тысяч жителей, был свой аэропорт. Например, у нас это Белев, Куркино, Новомосковск. У нас были самолеты ЯК-40,  которые летали и в Ригу, и в Волгоград, и в Краснодар, и в Киев, и в Тюмень, и в Волгоград.

Это мы все помним, сложное время было для страны. Вопрос, насколько реально возродить аэропорт в Клоково или построить новый аэропорт? Когда идея вообще возникла?

- По стране было ликвидировано 28 аэропортов из 350.

А почему мы попали в этот список?

- Потому что нужно было проблему отстаивать квалифицированно и грамотно в правительстве РФ, но правительство четко определилось, что в Туле аэропорт не нужен. Тогда  сказали Василию Стародубцеву, что за свой счет, то есть  бюджетные средства области, берите аэропорт, управляйте им. Но на областной бюджет самолетов не купишь, не  восстановишь все остальные навигационные дела и т.д. Но параллельно с этим было принято решение ликвидировать в Ефремове крупнейший в стране военный аэродром. Кстати,  он единственный в стране, где взлетная полоса - 3,8 км. Там даже  принимали  «Антей», «Русланы».

А почему ликвидировали аэропорт в Ефремове?

- Потому что армию сокращали.

Но кто-то мог бы отстоять аэропорт?

- Было принято решение ликвидировать аэропорт, но и Стародубцев, потом Дудка добились в Москве и отстояли, чтобы не распродали эти взлетные дорожки, землю, потому что время подойдет, а аэропорт  будет востребован. Поэтому в конце 90 годов – в начале 2000  было создано акционерное общество «Тульская региональная авиация», которому было поручено за счет средств областного бюджета  разработать программу развития и  восстановления тульской авиации, и посмотреть, что можно будет сделать на базе военного аэродрома в Ефремове.

На тот момент какие-то исследования были?

- Тогда мы пригласили в эту акционерную компанию генеральным директором Павлова Александра Ивановича, лейтенанта, заместителя  командующего воздушно-транспортной авиации,  и Евтеева Александра Николаевича, генерала, который занимался вооружением в армии. 

Он лоббист.

- Они профессионально подошли к этому вопросу. В Санкт-Петербурге проработали проект, составили бизнес-план.  И к чему пришли? Что да, можно этот аэропорт в Клоково  восстановить, но необходимо строить здания, помещения. Мы провели консультации с концерном «Росавиа приборостроение»  и подписали меморандум 21 мая 2011 года о том, что они разрабатывают программу развития тульской региональной авиации. Дальше строят на территории Тулы завод по выпуску малых самолетов и вертолетов. Но, как вам известно,  кадров в регионе  не хватает, а авиаторы у нас  из-за рубежа. Поэтому надо  строить центр, создать школы по подготовке пилотов. И все эти работы должны были проводиться за счет бюджета страны  и частного партнерства.

На федеральном уровне такая инициатива  была поддержана или это какая-то блажь?

- Но на федеральном уровне ситуация изменилась. Тогда мы провели консультацию с министерством, с агентством по российской авиации, с проектно-исследовательскими институтами, которые все изучили, и  у нас есть программа по развитию аэродромов и  аэропортов в РФ до 2020 года. И сегодня 8 новых аэропортов строится.

А почему наш не строится?

- Когда мы заключили меморандум,  то прошли консультации с премьер-министром РФ,  и 6 сентября 2011 года вышло распоряжение правительства № 1540 «О социально-экономическом развитии ЦФО». В этом распоряжении есть  раздел по Тульской области. В этом разделе написано четко, что восстановить тульский аэропорт за счет бюджетных средств и с привлечением областного бюджета и частного капитала.  К  нам обратились промышленники и  предприниматели, которые на базе аэропортов хотели создать частные структуры. 

То есть были конкретные компании?

- Согласно распоряжению правительства РФ, было предложено в течение определенного срока внести конкретные предложения.  Мы запустили бизнес-план в правительственный институт, который специализируется на авиации в Санкт-Петербурге, и он был практически готов.  Потом ушел губернатор - пришла новая команда. Но почему еще застопорилась ситуация? У нас была подготовлена как программа по Туле, так и  по Ефремову, чтобы это было в одном комплексе, так как все равно бизнес не позволяет набрать в Тулу и сделать высокопрофильный и  высокодоходный комплекс, поэтому нужно было еще включить и Ефремов. Мы планировали сделать аэропорт двойного назначения – гражданский, грузовой, пассажирский и одновременно оборонный. Такая программа тоже была  подготовлена. Более того, мы провели переговоры с «Боингом». Эта компания  дала согласие построить на территории Ефремова центр по техническому обслуживанию Боингов и нашей техники на 800 рабочих мест. Дальше мы договорились с «Лукойл», что они построят нефтеперерабатывающий завод и будут выпускать бензин для автомобилей и авиационный керосин. Дальше мы договорились с «Газпромом»,  с РЖД, что они  будут развивать инфраструктуру. Почему? Ефремов - уникальное место.

Все три составляющих совпадают?

- Да.  С  севера Америка и Канада, и они говорят, что   готовы вложить деньги, потому что им выгоднее не полностью загнать самолет, а наполовину, и это дает экономию горючего до 30%.  Через Ефремов проходит и железная дорога, и две автомобильные трассы:  «Дон» и «Симферополь». И таких пересечений транспортных сообщений  в России всего 4: Татария,  Иркутск, и Китай.

Сейчас заканчивается 2014 год, в программе правительства РФ обозначен 2020, а воз, в общем-то, как бы и ныне там.

Я сегодня не депутат в Госдуме и не замгубернатора.

Тогда почему?

- Владимир Груздев занимался этим вопросом.  Он был и у министра обороны,  у Медведева, на столе у министра обороны лежит проект-постановление министерства обороны о передаче земли по Ефремову в тульскую собственность.  Но надо довести до конца эту проблему, правильно? И дальше заниматься так, как занимались мы, только уже более на высоком уровне и с учетом опыта.

Что, на ваш взгляд, можно сделать для решения этого вопроса? 

- Во-первых, Юрий Михайлович Андрианов, он бывший директор вертолетного завода, должен возглавить группу и вынести  эту проблему вперед, так как  корпорация есть, бизнес-план в первом варианте есть и надо все это  собрать.  

- Вы несколько раз от Тульской области были депутатом Госдумы, были заместителем губернатора, а для Тульской области это нужно?

- Во-первых, я еще раз говорю – хотим мы того или  не хотим, но в Ефремове будет мощный крупный международный грузовой терминал.  Сейчас снова ставится задача по развитию авиации.  Что касается города Тулы, то  представьте себе, если ¾ областных центров уже имеет свои аэропорты, то зачем я буду ехать на поезде в Крым, когда я могу сесть на самолет? С помощью развития авиации решаются и внутренние проблемы: МЧС, скорая помощь, сельское хозяйство и т.д. Я думаю, что рано или поздно эта работа будет производиться.

На Ваш взгляд, история с возрождением аэропорта Тулы и Ефремова – это была реалистичная история?

- Да.  Еще раз говорю, прежде чем Путин В.В. подписал распоряжение о восстановлении тульского и ефремовского  аэропортов, была проведена огромная работа, и  все документально рассчитано.

Мы в любом случае получим новые рабочие места?

 

- 12 000 рабочих мест -  мы просчитали.  4 миллиарда долларов на первом этапе, а на втором этапе еще 4 миллиарда долларов. Первый этап уже был просчитан, и инвесторы появились, но это коммерческая тайна и  не могу ее раскрывать.  

Вам не кажется, что сейчас это все немножко все-таки притормозилось? Ведь два года назад Владимир Груздев активно об этом говорил.

- Он человек умный, энергичный, но если он сам ездил к Медведеву, если он сам ездил к министру обороны, значит, он вносил свои предложения. Но,  безусловно,  эти проблемы должны быть очень конкретно, профессионально и грамотно обозначены и должны выйти в правительство уже на основе всех мероприятий, готовых проект-соглашений и бизнес-плана.  Но я еще раз говорю – организационная основа есть. Теперь к этому постановлению должны быть приложены все те мероприятия, которые наработаны в администрации, совместно с министерствами, с ведомствами и с коммерческими структурами. И тогда все будет.

 

Прямой эфир смотрите на сайте ТК "ТелеТула".