«Мы в ратуше рассказывали свои творческие работы на итальянском языке»: директор тульской классической гимназии о школе

Директор тульской классической гимназии рассказал о школе и ее традициях

icon 01/11/2023
icon 07:08
Важная новость
«Мы в ратуше рассказывали свои творческие работы на итальянском языке»: директор тульской классической гимназии о школе

Автор: Фото: ТН

Фото: ТН

Интервью «Тульских новостей» с Алексеем Пономаревым – под его началом школа обрела статус Гимназии, который носит уже более 30 лет. Алексей Васильевич высказался о важности школьных традиций как в рамках одного образовательного учреждения, так и для всей системы, а также рассказал о том, каких ценностей придерживается их школа и как с поколениями меняются дети.  

Чем ваша школа отличается от других городских помимо статуса гимназии?

- Стоит отметить, что в городе очень много хороших школ. Наша история началась в 90-е годы, когда началось движение гимназий и лицеев в России. Мы стали одной из первых тогда школ с этим статусом. Что касается особенностей обучения, то мы имеем уникальный учебный план для детей, когда определённые предметы, кроме теории, могут делиться на практикум: по русскому, по математике – все это в плане заложено. Во время практики дети делятся на 2 группы и отрабатывают тему. Мы имеем возможность преподавать разные иностранные языки. Хочу также сказать о том, что сколько времени работаем, никогда не разрешал собирать деньги на образование, даже дополнительные. На мой взгляд, мы единственные, где полностью бесплатное обучение на сегодняшний день: спортивные секции, различные виды кружков, внеурочная деятельность, дополнительное образование, учёба. Все мы делаем именно за счёт государства, оно вполне может обеспечить обучение и воспитание детей.

Какие принципы и устои существуют в школе?

- Для нас крайне важны наши традиции и устав, которые сохранены со времен основания. Это и посвящение первоклассников в гимназисты, когда старшие встречают младших, и «муравейное братство» - за маленькими учениками прикрепляются старшие и помогают малышам. Развиваем в детях важные человеческие качества – участвуем в различных социальных проектах, исследовательских работах, творческие способности. На мой взгляд, в образовании нужно придерживаться одной идеи, ни в коем случае нельзя ломать систему в угоду моды. Должна быть стабильность в учебном плане, во всем. Можно что-то новое добавлять, но не уходить ни в коем случае от основы. Так что стабильность – один из главных наших принципов. Как и дисциплина, это тоже очень важно. Если нет порядка, то очень сложно управлять детьми.

Мы часто проводим родительские собрания в старших классах у нас проходят вместе с учениками: чтобы разговаривать и с той, и с другой стороной. Если же у ребенка есть какие-то проблемы с успеваемостью, то все обговаривается лично, а не прилюдно. Дети же разные, и каждый может реагировать по-разному. Устраиваем собрания и только с учениками, потому что важно быть в контакте с детьми. Мы или выстраиваем их в рекреации определёнными параллелями, или приглашаем в актовый зал и рассказываем, что у нас впереди, над чем надо работать, какие проблемы есть в гимназии. Для нас ученики – это наши дети, никогда никого по фамилии учителя не называют, все друг друга знают и обращаются по имени. Все как большая семья.

На какие предметы идет уклон?

- Знаете, само название классическая гимназия предусматривает прежде всего в учебном плане изучение предметов, связанных с культурой: мировая художественная культура, различные виды истории русской литературы, зарубежная литература, древние и современные иностранные языки. Помимо этого, для нас важно, чтобы ребята могли уметь танцевать, петь, показывать пьесы – ставить их и играть. Для нас важен культурно-творческий уклон. Не так давно президент нашей страны издал указ, чтобы подобное было в школах, у нас же оно всегда было, есть и будет.

Сколько на данный момент языков можно изучать?

- У нас преподаётся английский, французский, немецкий, латинский, итальянский, китайский, всего 6 языков. Ребята имеют возможность изучать один иностранный или два. Или в зависимости от поступления. Например, ребята для поступления в медицинский изучают латинский язык с 7 класса. А если кто-то хочет китайский язык, он начинается с 6 класса.

Какую роль играют иностранные языки в школе? Какие есть преимущества у ваших учеников?

- Раньше мы занимали третье место в стране по международным связям. Мы много где были: Болгария, Чехия, Соединенные штаты Америки, Франция, Германия… Мы также принимали зарубежные делегации. И бывали моменты, когда к нам приезжали сразу 3 делегации и на флагштоке развивались сразу несколько флагов: США, Италия и Германия. Такое было, когда у нас в школе проходила международная конференция.

Что касается самого изучения языков нашими учениками, то, когда мы начали вводить китайский язык, у нас 2 школы из Китая, с которыми мы поддерживаем отношения, они были у нас в гостях. Мы у них. Ребята посетили пекинский университет. Сейчас две девочки, которые изучали у нас китайский и уже выпустились, учатся уже на 3 курсе этого пекинского университета. Итальянский язык у нас развивала Галина Васильевна Боброва, она была главным переводчиком Тульской области. Под ее началом мы начали участвовать в итальянском проекте «Глоток надежды» и с 1996 года начали ездить в лагерь «CoccaVeglie» в Северной Италии. Вывозили по 110 детей заграницу, там они изучали язык, знакомились с другими школьниками. За 24 года ежегодных поездок мы посетили 14 городов, начиная от Рима, заканчивая Венецией. Итальянцы всегда удивлялись, когда мы в ратуше рассказывали какие-то свои творческие работы, исследовательские работы и все было на итальянском языке. И я помню, когда вот мы начинали, транслировали по телевидению. Для нас играла скрипка Страдивари в Кремоне, нас принимал парламент. Мы выступали с 3 концертами на главной площади Венеции святого марка и так далее.

Как происходит поступление в первый класс: есть ли какие-то экзамены?

- В 1 класс сейчас так же, как во всех школах. Когда в 90-ом году открывались, был специальный приказ, когда дети поступали на конкурсной основе. Прошло 17 лет, этот приказ был отменён. Я имею ввиду уже в Москве, в министерстве образования. Поэтому сейчас ребята зачисляются по территориальному принципу: за нами закреплены определённые дома, поэтому, соответственно и плюс наш детский сад. Единственное у нас ограниченное количество мест, мы можем взять только 3 класса, в пределах 90 человек. Больше мы не посадим. Желающих много, но, тем не менее. Бывали такие случаи, когда из других районов пытались, много очень таких. Да, если они не поступают в 1 класс, они приезжают в другие классы. Вот совсем недавно мы взяли 6 класс, в 11 класс, они дети военных. Мы никогда не отказываем в таком случае.

Внутренние экзамены есть в чуть более старших классах. С 5 класса у нас деление уже идёт, но в пятые классы поступают на конкурсной основе – то есть сдают экзамены, после которых идет распределение по трем факультетам: филологический факультет, физико-математический и, естественно-научный. После 5 класса каждый год до 10 класса дети сдают переводные экзамены вместе с иностранным языком. В 8 классе это все продолжается, но уже начинается профильное обучение. В 10 классе, как говорили в старину, когда создавались гимназии, подготовка для поступления в университеты. У кого-то получается, кто-то идёт в колледж, ничего страшного в этом нет, для нас это не трагедия.

Кем становятся ваши ученики после выпуска?

- Многие наши выпускники сейчас очень уважаемые люди как в стране, так и за рубежом. 4 сентября к нам приезжал наш знаменитый выпускник, который учился у нас с 5 по 11 класс. Это генеральный директор Всероссийского общества Знание - Древаль Максим Алексеевич, мы его принимали. Здесь он закончил 15 лет назад, изъявил желание посетить наше учебное заведение, встречался как раз с одиннадцатыми классами в формате круглого стола. Они задавали вопросы. Повидался с учителями, привёз много подарков. Еще один наш выпускник работает в посольстве России и Бразилии уже 8 лет. Он когда-то окончил университет дружбы народов, учился у нас на филологическом факультете.

Есть ребята, которые работают в посольстве Турции, Германии, других стран. Если посмотреть медицинские учреждения, практически в любом на каждом этаже есть наши выпускники, знаменитые работники. Вот из учителей, которые приходят в последнее время, я беру именно тех, кто у нас учился, они знают наши традиции, они знают порядок, поэтому я их приглашаю. Я всегда говорю о том, что подходит наше время, когда мы когда-то закончим свою педагогическую деятельность, нам на смену придут молодые, школа должна именно молодеть.

Были ли случаи, когда выпускники школы приводили в первый класс своих детей?

- Я работаю здесь 35 лет, когда я пришёл 35 лет назад, ребята у меня были в 7 классе. Уже сами родители отучились. Отучился 1 ребёнок, 2, 3 ребёнок, уже привели внуков. Обычно, когда мы принимаем 1 класс, мы подводим итоги. Вот в этом году 37 наших выпускников привели в 1 класс тоже своих детей. Здорово 1 сентября смотреть в зал и видеть, что половина зала училась в нашей школе. Приятно!

Как бы Вы описали гимназию одним предложением?

- Есть такие слова, которые в моих документах везде: «Я живу и работаю в гимназии. Я счастлив, что вместе со своими учителями веду учеников в будущую жизнь». Это тульская классическая гимназия номер один. Это слова, которые в 2006 году мы послали на всероссийский конкурс. Мы стали лауреатами этого конкурса.