Хроника обороны Тулы с 23 по 31 октября 1941 года

Публикуем хронику обороны Тулы с 23 по 31 октября 1941 года

icon 24/10/2023
icon 14:02

© БР

БР

«Бренды России» публикуют сводки советского информбюро и публикации в газетах за 23-31 октября 1941 года.

23 октября

Городской комитет обороны вынес постановление о создании Тульского рабочего полка. Командиром полка назначен капитан А. П. Горшков. Началось формирование полка.

Верховное главнокомандование возложило оборону Тулы и подступов к городу на 50-ю армию. В ее состав включены части и учреждения 26-й армии.
 
Завершилась Орловско-Брянская операция (30 сентября — 23 октября). Часть войск 50, 3 и 13-й армий Брянского фронта вышла из окружения на рубеж Белев — Мценск — Поныри — Льгов.
 
Продолжалась Крымская оборонительная операция. Части Отдельной Приморской армии, которые эвакуировались из Одессы в Крым, достигли крымских перешейков и с ходу вступили в бой, пытаясь совместно с 51-й Отдельной армией контратаками задержать наступление немецких войск.
 
Совинформбюро. В течение 23 октября наши войска вели бои на всём фронте. На можайском и малоярославецком направлениях немецко-фашистские войска предприняли ряд ожесточённых атак на наши позиции. Атаки немцев были отбиты с большими потерями для врага.

24 октября

Командование 50-й армии (командующий генерал-майор Ермаков А. Н., член Военного совета бригадный комиссар Сорокин К. Л., начальник штаба полковник Аргунов Н. Е.) отдало первый приказ по организации обороны подступов к Туле и самого города.          
 
Совинформбюро. В течение 24 октября наши войска вели бои на таганрогском и макеевском и донбасском направлениях. Ожесточённые атаки немецко-фашистских войск на наши позиции на можайском и малоярославецком направлениях отбиты частями Красной Армии с большими потерями для противника.

25 октября

Сформирован Тульский рабочий полк в составе пяти батальонов. 1-й батальон — общегородской — 500 человек, 2-й батальон — Центральный район — 300 человек, 3-й батальон — Привокзальный район — 300 человек, 4-й батальон — Пролетарский район — 200 человек, 5-й батальон — Зареченский район — 200 человек.
 
Немецкие войска южнее Тулы предприняли наступление по всему фронту. Под давлением превосходящих сил противника наши оборонявшиеся части  по приказу командования отходили на рубеж рек Упы и Плавы. Для прикрытия Тулы с юга в район Щекина   выводилась 290-я стрелковая дивизия.                                   
 
По решению ГКО создан специальный Комитет по эвакуации из прифронтовой полосы запасов продовольствия и промышленных товаров, а также оборудования текстильных, обувных, швейных, табачных фабрик и мыловаренных заводов.
 
Продолжалась Крымская оборонительная операция. Немецкие войска прорвали Ишуньские позиции.
 
Совинформбюро. В течение 25 октября наши войска вели бои на можайском, малоярославецком, таганрогском и макеевском (Донбасс) направлениях.
 
На одном из участков Южного фронта немцы, пытаясь создать видимость наступления крупной танковой колонны, буксировали на тросах деревянные макеты танков. Немецко-фашистские войска не случайно прибегают к подобным уловкам.

Крупные потери в танках, понесённые немцами на Восточном фронте, а также стойкость и упорство, с которыми Красная Армия организует оборону, заставили фашистов, несмотря на большое количество имеющихся у них танков, прибегнуть к подобным приёмам, вовремя разгаданным нашими частями. Подобные фокусы рассчитаны на то, чтобы представить свои силы большими, чем они есть на самом деле, а также на то, чтобы внести замешательство в ряды наших бойцов. Но такого рода приёмы стары, как мир, и не от хорошей жизни гитлеровцы вынуждены прибегать к ним. Вот уж, поистине, «нужда скачет, нужда пляшет»…

26 октября

Вечером командующий 50-й армией направил  в  район  Плавска  108-й  мотострелковый  полк  (два  батальона,   четыре   противотанковых   орудия)    108-й   танковой дивизии,   усиленный  двумя  батареями  дивизионного  артиллерийского полка.
 
В Туле развертываются оборонительные работы, роются противотанковые рвы, на улицах города сооружаются баррикады, устанавливаются «ежи».
 
Начальник гарнизона Тулы полковник Иванов отдал приказ о введении в городе осадного положения. Приказ определял  строжайшую ответственность за нарушение  порядка.
 
Совинформбюро. В течение 26 октября наши войска вели бои на можайском, малоярославецком, харьковском и таганрогском направлениях.
 
На разных участках Западного фронта немцы предприняли ряд ожесточённых атак на наши позиции. Все атаки немецко-фашистских войск были отбиты с большими потерями для врага.
 
После многодневных сражений, в ходе которых немецко-фашистские войска потеряли до 50 тысяч убитыми и ранеными, свыше 250 танков, более 170 орудий, около 1.200 автомашин с военными грузами, наши части оставили г. Сталино.

27 октября

Тульский рабочий полк, 156-й полк НКВД и батальон милиции заняли участки обороны на южной окраине города. На исходные позиции вышли батареи 732-го зенитноартиллерийского полка.
 
Совинформбюро. В течение 27 октября наши войска вели бои с противником на можайском, малоярославецком, харьковском и таганрогском направлениях.
 
Резкое ухудшение физического и морального состояния солдат гитлеровской армии
 
Пленные немецкие солдаты заявляют, что моральные и физические силы солдат гитлеровской армии на грани истощения… Все пленные до крайности завшивлены, непрерывно чешутся и обирают с себя паразитов… Многие немцы одеты в дырявое, поношенное летнее обмундирование и совершенно не имеют нижнего белья. Стало обычным явлением, что немецкое командование водит своих солдат в бой пьяными.
 
Среди захваченных за последнее время в плен фашистских солдат встречается много людей с серьёзными физическими недостатками, как-то: отсутствием с раннего детства одного глаза, сильной близорукостью, при которой человек без очков совершенно не видит, с хромотой в результате неоднократных операций по случаю гниения ноги и с другими подобными физическими недостатками…

28 октября

Севернее Плавска немецко-фашистские войска атаковали позиции 108-го мотострелкового полка. В воздухе беспрерывно находилось по 15—16 самолетов, в штурме обороны советских воинов участвовало до 60 танков.
 
Воины 108-го полка героически отражали атаки врага до позднего вечера. В ночь на 29 октября ввиду того, что враг окольными путями вышел к Житову и Карамышеву, полк по приказу командования отошел к Туле.
 
В районе Щекина оборонялась 290-я стрелковая дивизия, в районе Косой Горы — 31-я кавалерийская дивизия.
 
Городской комитет обороны назначил Г. А. Агеева комиссаром Тульского рабочего полка.
 
Продолжалась Крымская оборонительная операция. Под ударами противника Приморская армия начала отходить на юг, а 51-я армия — на Джанкой.
 
В Куйбышеве по предписанию Л. П. Берии расстреляны 20 советских, партийных и военных деятелей, в том числе Г. М. Штерн, А. Д. Локтионов, Я. В. Смушкевич, Г. К. Савченко, П. В. Рычагов, И. Ф. Сакриер, И. И. Проскуров, С. О. Склизков, Ф. К. Арженухин, Я. Г. Таубин, Ф. И. Голощекин, М. П. Нестеренко.
 
Совинформбюро. В течение 28 октября наши войска вели бои с противником на можайском, малоярославецком, волоколамском и харьковском направлениях. Атаки немецко-фашистских войск на наши позиции на ряде участков Западного фронта отбиты частями Красной Армии с большими потерями для врага.

29 октября

На 130-й день войны продолжалась битва за Москву. С установившимся легким морозом 2-я немецкая танковая армия вышла к Туле, где натолкнулась на оборону советских войск, усиленную поставленными на прямую наводку зенитными орудиями ПВО города Тулы.

В 10 часов утра после мощной артиллерийской подготовки и при поддержке авиации до полка танков и до двух батальонов пехоты противника перешли в наступление против 290-й стрелковой дивизии в районе севернее Щекина.
 
Дивизия упорно сопротивлялась, однако ее оборона была прорвана. К 11 часам враг вышел к Ясной Поляне, к 14 часам — к Косой Горе. В бой вводились новые части. К исходу дня под Тулой уже действовало более 100 немецких танков. Заняв Ивановские дачи, Новобасово и станцию «Подземгаз», немецкие войска подошли к южной окраине Тулы.
 
Оборонявшая Косую Гору 31-я кавалерийская дивизия покинула поселок ночью, когда гитлеровские части подошли уже вплотную к Туле.
 
Ночью противник попытался овладеть городом с ходу, наступая по шоссе Орел — Тула. Лобовая атака фашистских войск была отбита. Враг потерял 19 танков и много убитыми и ранеными. Оборонявший Рогожинский поселок Тульский рабочий полк успешно выдержал первое боевое крещение.
 
В этот же день был убит Тульский Гаврош - так между собой наши бойцы называли шустрого паренька Валю Паршутина.
    
На подступах к Туле шли ожесточенные бои. На окраине Рогожинского поселка стоял сформированный отряд Тульского Рабочего полка. Валя подносил бойцам снаряды, сумки с пулеметными лентами, был связным между батальонами. Бойцы сразу же полюбили шустрого парня, называли его «сыном полка».
 
29 октября 1941 года Вале исполнилось 12 лет. В тот день, холодный и пасмурный, Валя ходил в разведку в Рогожинский поселок, принес важные сведения о противнике. С колокольни церкви, стоящей на горе, строчил крупнокалиберный немецкий пулемет - обстреливал Красный Перекоп. У нашего же пулеметчика кончились патроны, их надо было срочно доставить. Два бойца Рабочего полка пошли, да не вернулись... Тогда вызвался Валя: «Я пойду! Я маленький, немцы меня не заметят!»
 
Несколько раз Валя Паршутин приносил патроны. В один момент ему показалось, что он ползет слишком медленно. Мальчуган выпрямился во весь рост, забыв об опасности, и тут же был сражен пулей немецкого снайпера.
 
Истекающего кровью Валю тут же уложили на плащ-палатку и понесли к убежищу - там в тот день от возможной бомбежки пряталось много народа. Была там и мама Вали. «Не плачь, не надо, - успел прошептать ей мальчик. - Фашисты не возьмут Тулу, мы победим!»
 
Врача поблизости не оказалось. Через пять часов Валя Паршутин умер. Юного героя похоронили на Всехсвятском кладбище. Сейчас за его могилой ухаживают дети из школы №39 - школы, носящей имя Вали Паршутина.
 
В этот же день продолжалась Крымская оборонительная операция. Командующий войсками Крыма вице-адмирал Г. И. Левченко приказывает отвести сухопутные войска на тыловой оборонительный рубеж, проходивший по линии Советский — Ново-Царицыно — Саки. В Севастополе введено осадное положение.
 
29 октября для развития успеха Манштейн создал из разведывательных батальонов, зенитных и противотанковых дивизионов 11-й армии моторизованную группу под командованием полковника Циглера.
 
Совинформбюро. В течение 29 октября наши войска вели бои с противником на волоколамском, можайском и малоярославецком направлениях. Наши части отбили ряд ожесточенных атак противника.
 
Наши части оставили Харьков. Немецкие фашисты собирались взять Харьков ещё в сентябре месяце, но эти планы немецкого командования остались на бумаге. Харьков оставлен нашими войсками по стратегическим соображениям в момент, когда это советское командование нашло нужным, а не тогда, когда этого хотели немцы.
 
За этот период все важнейшие предприятия, подвижной состав железнодорожного транспорта, запасы сырья и другие ценности города были своевременно эвакуированы. Несколько средних и мелких предприятий, имеющих военное значение, взорвано.
 
В ходе боев за Харьков немецко-фашистские войска потеряли до 120 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, свыше 450 танков и бронемашин, до 3.000 автомашин с разным военным грузом и более 200 орудий разного калибра.

30 октября

С утра немецко-фашистские войска повели наступление на позиции защитников Тулы по Орловскому и Воронежскому шоссе. Ожесточенные бои велись в течение всего дня.
 
Утром 30 октября немецко-фашистские войска после сильной артиллерийской и минометной подготовки начали яростные атаки на город. Это был очень трудный день для защитников Тулы. Войск в городе для отражения танковых атак противника было, несомненно, мало. Выстоять в эти труднейшие дни и часы Туле помогла только самоотверженность ее защитников.
 
В 7 часов 30 минут 95 танков противника атаковали с юга Рогожинский поселок, оборонявшийся Тульским рабочим полком, но встретили упорное сопротивление. В 14 часов рабочий полк был вынужден оставить Рогожинский поселок, и занял линию обороны на южной окраине города. В 15 часов убит комиссар Тульского рабочего полка Г. А. Агеев.
 
Одним из героев обороны города стал 20-летний лейтенант Григорий Волнянский. В тот страшный день 30 октября 1941 года немецкие танки беспрепятственно проследовали по Орловскому шоссе к позициям взвода Волнянского, поскольку не сработали мины, установленные советскими саперами на шоссе. Зенитные орудия расчета отважного лейтенанта били в упор по танкам врага.

31 октября

Части Тульского боевого участка к утру заняли указанные им рубежи в обороне города. Немецко-фашистские войска возобновили танковые атаки, поддерживаемые мотопехотой, но, встретив мощный отпор защитников Тулы, каждый раз отходили на исходные позиции. Попытки врага ворваться в Тулу и в этот день кончились полным провалом. Фашисты потеряли 16 танков и до батальона пехоты.

В тот же день враг испытал на себе огневую мощь нашей реактивной артиллерии — легендарных «Катюш».

В горячие дни обороны города погиб еще один юный туляк-герой - Лева Волков. Он был очень симпатичным парнем, на него заглядывались все девчонки. Но Леве не суждено было встретить свою любимую, создать семью, потому что в 17 лет Лева погиб.

Кроме того, 31 октября началась оборона Севастополя (1941—1942). Передовые части противника захватили станцию Альма и создали угрозу Севастополю.
 
Совинформбюро. В течение ночи на 31 октября наши войска вели бои с противником на волоколамском, можайском, малоярославецком и тульском направлениях.