«Труд, терпение и вдохновение»: интервью с учителем русского языка и литературы из тульской глубинки

icon 05/10/2022
icon 06:45

©

Сегодня, 5 октября, празднуется День учителя. «Тульские новости» побеседовали с учительницей русского языка и литературы Матвеевой Ольгой Васильевной, которая работает в сельской школе МКОУ «Бутиковская СОШ» в Заокском районе Тульской области. В профессии Ольга Васильевна уже 30 лет. Важное место в ее жизни играют любовь к искусству и написание стихов. Этой любовью учитель делится и с учениками, завлекая их в мир творчества. Примечательно также, что до 25 лет женщина прожила в Таджикистане.

- Сейчас мне 52 года. Есть муж, двое сыновей – старшему 24 года, младшему - 14. Также радует 2-летний внук. Преподаю русский язык и литературу с 5 по 11 классы. Еще я классный руководитель. Занимаюсь внеурочной деятельностью. В основном, это касается подготовки детей к экзаменам. Раньше проводили кружок «Кукольный театр». Также в школе провожу много работы по организации различных поездок для детей.  При моей загруженности, конечно, это непросто, но, тем не менее, стараюсь это делать. В основном, поездки связаны с историей, краеведением и литературой.  Но мы также не исключаем поездки и на различные заводы.

Ольга Васильевна, расскажите про ваше детство. Что повлияло на выбор профессии?

- Я проживала в городе Яван. Название в переводе с таджикского расшифровывается как «бесплодная пустыня». Родилась в обычной рабоче-крестьянской семье. Папа родился в 1936 году, мама в 1939 году. Родители окончили школу-семилетку. Потом папа отучился в ПТУ по специальности, связанной с фабрично-заводским производством. Мама вообще какого-то образования не имела. Я понимала, что надо было как-то пробиваться в жизни. Когда в институт поступала, папа говорил: «Ну зачем ты в институт поступаешь? У нас никого нет с высшим образованием. У нас не было в роду учителей».  Единственное, старший брат мамы был учителем начальных классов в деревенской школе, окончив специальные курсы. То есть, отец не очень приветствовал затею, говорил, что это долго, но я настояла на своем, что хочу учиться. 

Как вообще решила стать учителем? Еще в школе, в 9 классе моя учительница по русскому языку и литературе заприметила, что мне нравятся ее предметы. Она спросила, не хотела бы я стать учителем этих предметов. Я ответила тогда, что еще не знаю, куда буду поступать и услышала такой ответ: «Подумай. У тебя получается и стихи хорошо читать, и литература тебе нравится». Потом я подумала и поняла, что действительно можно попробовать. Школу окончила в 1987 году - 10 классов (тогда были десятилетки). Училась с интересом на 4-5. Занималась в спортивной секции волейболом, даже есть 3-й взрослый разряд. В том же году поступила на факультет русского языка и литературы в Душанбинский педагогический институт имени Т. Г. Шевченко (прим. ныне ТГПУ им. С. Айни). Так, с 1987 по 1992 год проходили мои студенческие годы (5 лет). Закончила институт с отличием в 22 года. Проработала в одной из школ родного города 3 года.

А как оказались в России?

- Начались «лихие девяностые», произошел развал СССР, русскоязычное население активным оттоком хлынуло в Россию. В этом были и экономические, и этические причины. В числе уезжающих оказалась и наша семья, но сначала уехала только я, чтобы как-то устроиться. Поначалу переехала к родственникам в город  Донской Тульской области. Здесь проработала год. Уже потом оказалась в бутиковской школе и работаю здесь по сей день. Как оказалась именно в ней? Я обратилась в миграционную службу за помощью с поиском работы. Для меня было очень важно найти работу с жильем. Ведь главная проблема тех, кто переехал из другой страны – это то, что абсолютно негде жить, ты практически оказываешься на улице. Благо, если тебя родственники приютят, что-то получится снять. В итоге мне предложили несколько вакансий учителя русского языка и литературы в региональных школах. Какое-то время ездила в районы и искала подходящее место, но везде, куда приезжала, обеспечить жильем, хоть худо-бедно, не могли. В школе, в которой работаю сейчас, предоставлялась комната в интернате, вот так я в ней и осталась. Это был 1996 год.

В этот же год познакомилась с мужем, который тогда занимался строительством, а в 1997 году вышла замуж. Познакомила нас подруга, которая тоже была учительницей. Говорила: «Хочу тебя познакомить с хорошим парнем». Потом маму из Таджикистана забрала. К сожалению, она умерла в 85 лет в прошлом году.

С какими сложностями в профессии столкнулись поначалу?

- Сначала это были трудности душевные, моральные, связанные с переездом. Поменялось местожительства, потому и было тяжело работать. Также были трудности в общении с детьми. Когда приходит молодой учитель, у него может не быть дисциплины на уроке. Опыта еще не хватало. Учителя говорят, что проблема была у всех – общение с детьми и умение наладить  контакт, чтобы тебя слушали, понимали. Также я не согласна с выражением: «Боятся, значит уважают». Боятся – это одно, уважают – другое. Важно, чтобы именно авторитет появился перед учениками.

Какой момент из школьной жизни запомнился больше всего?

- Очень мечтала побывать в родовом имении А.С. Пушкина. В связи с этим организовывала школьную поездку в «пушкинские места» в Псковской области. Очень была впечатлена ею. Александр Сергеевич, отмечу, является одним из моих любимых поэтов, еще очень нравится Сергей Есенин. Почему это один из самых ярких моментов? В этой поездке было огромное количество моих учеников, были мои коллеги. Здесь было очень много литературного, того, что я люблю, что несу детям. Когда ты рассказываешь на уроке о том, где писатель жил, чем занимался - это одно, а когда там сам побывал – это уже совершенно другой уровень. Они все увидели воочию. Правильно говорят, что самое хорошее познание мира – это путешествия. Думаю, в этой поездке это было доказано. Дух поэзии, литературы, чувствовался на каждом шагу. Поездка на место всегда оставляет яркий и глубокий след в душе ребенка для восприятия литературы.

Есть ли ученики, которые запомнились больше всех?

- Это, в основном, были ученики, которые хорошо учились. Необязательно отличники, а те, которые старались, любили мой предмет. Говорят даже, что ученик может в чем-то превосходить своего учителя. Это не позор учителю, это наоборот большой плюс, значит ты хорошо научил. Как Жуковский передал пальму поэтического первенства  Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного-учителя...». У меня были ученики, которые в чем-то меня превосходили и я рада. Значит я свои силы тратила не зря. В этом сила учителя. На самом же деле, я помню многих учеников и благодарна им за то, что они были такими открытыми, добросердечными. Как говорят: «Какой привет, такой и ответ».  

Если говорить о вашей профессии в трех словах, какие это будут слова?

- Труд, терпение и вдохновение. Я бы описала именно так. На мой взгляд, главная важность моей работы, во-первых, в основном предназначении – дать знания детям. Во-вторых, нужно постараться сделать так, чтобы у них остались не только знания, но и воспитать в них душевные качества, нравственные, этические.

Расскажите про какие-то ваши личные достижения.

- В 2016 году я участвовала в областном конкурсном отборе лучших учителей. Место, правда, никакое не заняла. Также я учитель высшей категории. Ранее была первая категория, но решила, что доросла для «повышения». А профессиональный рост, считаю, очень важен для учителя, хотя это и сложно, занимает много времени. В связи с этим многие учителя сейчас и отказываются от участия в различных конкурсах. Еще у меня есть звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

А про хобби можете рассказать?

- Я считаю себя человеком творческим, пишу стихи. Правда нигде не публикую. Делаю это еще со времен студенчества. Именно в эти годы я написала их большую часть. Потом как-то забросила все это, потом начала снова – как-то нахлынуло. Правильно говорят, что поэту нужно вдохновение.

Стихи, Ольга Васильевна посвящает разным событиям и людям, которые ее вдохновляют. Однако некоторые напоминают о том, что она живой человек с бытовыми сложностями, которому бывает весело, грустно, а иногда и одиноко. В нашем распоряжении оказалось одно из произведений:

«Я полы не успела помыть,

И посуды гора вырастала.

От тоски я хотела завыть,

Но потом вдруг стихи написала.

 

В магазин я забыла зайти:

С рифмой вновь шла домой по пути.

В холодильнике мышь удавиться пыталась,

Но строка за строкой так легко сочинялось.

 

А потом на плите все сгорело,

Но за мысли хваталась я смело.

Как же много кругом чепухи

И как важны мне для жизни стихи».

- В основном, вдохновляют люди, которые очень яркие, умные, творческие.  Стихи для меня очень важны, это то, что из души рвется. Семье, может быть, не очень нравится, что много времени посвящаю школе, своим увлечениям, но они меня понимают. Говорят, что когда меня дома нет, то скучно. А когда я дома, всегда что-нибудь придумаю, о чем-то говорю, везде какой-то шум, мой голос, а говорю я громко. Иногда ведь действительно приходится сильно задерживаться на работе из-за каких-то мероприятий, родительских собраний, проверки тетрадей.  Все это большое испытание для семей, в которых есть учитель.

Вы можете сказать, что занимаетесь любимым делом и не пожалели в выборе профессии?

- У меня очень трудная работа, но я очень ее люблю и не жалею о выборе.  Хотя она и занимает много сил моральных, духовных и физических, я просто не представляю, чем бы могла еще заниматься в жизни.

Чтобы вы пожелали тем, кто только ступил на путь преподавания, в частности, русского языка и литературы?

- Читала рассказ, в котором молодой человек идет работать в школу, а мама его поддерживает и дает такой совет: «Избегай резких оценок». И я советую избегать резких оценок, быть мудрыми, гибкими, стараться понимать своих учеников, уметь поставить себя на их место.  Также важно быть очень тактичными и сдержанными, не смотря ни на что. Хочу пожелать роста профессионального – учитель не может жить и остановиться на чем-то. Нельзя сказать, что «я все знаю», ты постоянно ловишь себя на мысли, что чего-то еще не знаешь, нужно учиться новому.  Сейчас у молодых специалистов очень много возможностей  - они лучше владеют цифровыми технологиями, у них это быстро получается, а значит больше возможностей дать детям больше знаний и самому развиваться в темпе этого очень быстрого и, в каком-то смысле, сурового времени. Отмечу, что у нас в школе появилась молодая учительница русского языка и литературы, а я являюсь ее наставником и считаю, что это очень хорошо. Ей нужна определенная помощь, поддержка… Когда я приходила в школу, этого не было, и была бы рада, чтобы у меня в прошлом был учитель такого же профиля как я, который бы во всем мне помогал, говорил об ошибках. Это большой плюс в современном образовании, когда молодым специалистом закрепляют наставника.

Редакция ТН в лице Ольги Васильевны поздравляет всех педагогов области! Мы желаем вам крепкого здоровья, творческого вдохновения, полета мысли, благодарных учеников, а также профессионального роста и благополучия во всех сферах.

Автор: Анастасия Матосова