На ТК «ТелеТула» состоялся «прямой эфир» с депутатом Тульской областной Думы Владиславом Сухорученковым.

 

Ведущая: Что ж, Владислав Николаевич, перейдем сразу к наболевшей теме – это выборы. Ряд политиков считает, что выборы именно в Тульской области грязные. Как по Вашим ощущениям, так ли это?

 

Сухорученков: Если брать не только эти выборы, а за последние несколько лет, то да, ощущения, как человека, который в политике с 1991 года, со студенческой скамьи, ощущения, что выборы с каждым годом становятся все грязнее и продажнее. Второй момент – выборы с каждым годом становятся все более управляемыми, т.е. власть научилась в тех местах, где ей нужно подкорректировать результат, не только переписывать протоколы, но еще и  приводить массово людей, подкрепить удостоверением. В моем округе на выборах в областную думу в 2009 году из 15 тысяч проголосовавших, 5 тысяч было не жителями моего округа, а были либо студенты Политеха, либо военнослужащие. Т.е. и тех, и других, фактически насильно притащили на избирательные участки, чтобы голосовать за кандидата от Единой России. Конечно, что касается продажность, с большим сожалением должен сказать, что выборы 2010 года в Городскую Думу прошли с дикими подкупами избирателей, когда людей целыми подъездами скупали кандидаты. Последние, недавние выборы в местные органы власти показали, что власть еще и пытается контролировать полностью не только сам избирательный процесс, но еще и информацию о выборах. Т.е. борьба с наблюдателями – это ведь не борьба за результат, потому что результат они все равно делают путем изменения протоколов. А это борьба за то, чтобы об этом никто не говорил, чтобы это осталось в тайне. Чтобы убрать наблюдателя, чтобы он не возникал, чтобы было все тихо-гладко, и никто об этом не узнал.

 

Ведущая: Как раз о выборах в районы, которые предстоят у нас, какая сейчас обстановка в районах? И какой бы из районов Вы выделили?

 

Сухорученков: Началось все, как обычно в последнее время начинается, когда на кандидатов от оппозиционных партий, в т.ч. числе на кандидатов от «Справедливой России» началось жесткое давление. Именно это послужило тому, что, например, в двух районах Тульской области мы не смогли выдвинуть списки. Буквально накануне, за пару дней начались звонки из местных администраций, вызовы на ковер этих людей, которые вошли в эти списки районов от «Справедливой России». Прямые намеки, что они пострадают на работе, прежде всего. Возможно, лишатся этой работы, если останутся в наших списках. Таким образом, удалось вывести до 25-30 % кандидатов в этих районах. Я имею в виду и Кимовский район, и Киреевский район ,и в Суворове была примерно такая же ситуация. В общем, все повторяется по какому-то заранее написанному сценарию, который из года в год, из выборов к выборам не улучшается. Что касается прохождения самой предвыборной кампании, я бы сказал, на сегодняшний день областная власть пытается все полностью переложить на местные власти. Насколько грязно сейчас зависит не от общей обстановки, как мне кажется, а от самой местной власти партии в районах, где местная власть достаточно жесткая и настроенная на борьбу любыми способами, там идут наиболее грязные методы предвыборной кампании. Мы больше внимания обращаем сейчас на Новомосковск. Мы, безусловно, опасаемся массовых вбросов в день голосования, и мы опасаемся переделывания, переписывания протоколов в день голосования. Поэтому мы готовы сотрудничать с любыми оппозиционными партиями, которые готовы поставить совместно наблюдателей, сотрудничать между наблюдателями, но, я скажу так, как мне кажется, Новомосковск – это огромный город. Он второй по величине в Тульской области, и он слишком на виду, даже местные власти не заинтересованы в крупных подтасовках, потому что, с моей точки зрения, это повредит губернатору. И после того, что происходило в Узловой полгода назад, если то же самое повторится в Новомосковске, я не думаю, что рейтинг губернатора в Кремле, в Москве сильно поднимется. А наоборот, это будет воспринято, как неспособность нормально проводить выборы и достигать результатов.

 

Ведущая: Как раз  местной администрации Новомосковска была поставлена задача провести чистые выборы. Как я поняла, Вы считаете, что эта задача не реализована? Или, может быть, частично?

 

Сухорученков: Я сказал бы, что на сегодняшний день, по сравнению с Узловскими выборами полугодовой давности, это более спокойные выборы. Но это не значит, что в день голосования не будет таких же нарушений, что и в Узловой тогда. Поэтому мы не исключаем ни какую вариацию развития событий, в том числе и если мы увидим, что в день голосования уже готовы протоколы, которые просто привозятся в местные избирательные комиссии. На сегодняшний день я бы не сказал. Я считаю, что в Новомосковске спокойней в плане давления административно. Да, давят, но давят не так беспредельно, как это было в Узловой. Наша задача, чтобы день голосования не провалил эту картину в худшую сторону, провести нормально выборную кампанию. Все изменится на 180 градусов, и будет волеизъявление не народа, а чиновников местных. Вот этого нам нельзя допустить ни в коем случае. Тем, кто хочет жить в нормальной Тульской области и в той, где уважают мнение людей, которые тут находятся и живут постоянно со своими семьями, детьми и внуками. А не те, которые приезжают сюда однодневщиками, выгоду свою поимели и уехали в Москву.

 

Ведущая: Владислав Николаевич, уже было сказано, что к Новомосковску сейчас приковано большое внимание. Информация о неблагополучной экологической обстановке вышла уже на федеральный уровень. Что Вам об этом известно?

 

Сухорученков: Да, безусловно. Я тоже смотрел целый ряд передач по многим каналам, в том числе федеральных, об этой ситуации. Всем прекрасно понятен перечень возможных предприятий-загрязнителей окружающей среды. Он не бесконечен. По большому счету на пальцах двух рук можно их пересчитать. Поэтому при присутствии воли местной и областной власти давно бы уже нашли их. Эти все слезы и жевания жвачки чиновников, что они ищут, а это у них никак не получается, я в это не верю, простите. Я знаю только одно: если не получается найти, значит, выгодно не найти. И кто-то за это что-то имеет. В том числе и местных чиновников.

 

Ведущая: Но работа же ведется? Предприятия проверяются, закрываются.

 

Сухорученков: Все равно появляется опять и опять, снова и снова этот запах устойчивый. Значит, закрывают не тех. Значит, наказывают не тех. Или не в том объеме. Или закрывают, но они продолжают работать каким-то образом, нарушая запреты. Кто-то заявил, что он всех закроет завтра, чуть ли не все предприятия сразу. Это все глупости. Все прекрасно понимают, что есть рамки законодательства, в которых они обязаны будут работать. Все эти заявления не более, чем предвыборный пиар. У нас, со стороны Справедливой России занимается проблемой выбросов в Новомосковске депутат Городской думы Гордов. Он мне недавно рассказывал, как он  принимает огромные усилия, чтобы не замолчали эту ситуацию. Самое главное, чтобы ее не замолчали. Чтобы она стала достоянием общественности не только на территории Тульской области, но и на территории России. Гордов и Справедливая Россия в Новомосковске много сделали для этого. И это не только чисто политические акции, стояли люди от нашей партии, призывая: «Хватит травить новомосковцев», призывая власти вмешаться, наконец. Какие-то реальные действия произвести. Это и чисто депутатская работа, когда на встрече с заместителем министр, который приехал в Новомосковск, с участием администрации города и области, задавались Гордовым вопросы неудобные по экологической ситуации. К сожалению, он так и не получил на них прямых ответов, даже на уровне замминистра. Вот что печально. Лежит сейчас в Генеральной прокураторе требование его привлечь тех должностных лиц, которые замешаны в этой ситуации, к ответственности.

 

Ведущая: Как итог, ситуация экологическая в Новомосковске все равно не стабильна и сложна?

 

Сухорученков: Она сложней, чем была когда-либо ранее. И с этим надо разобраться. Почему? С моей точки, произошло какое-то грубое нарушение в технологии производства. Возможно, уже устарели очистные сооружения у какого-то предприятия. И вот все это накапливалось, накапливалось, и сейчас прорвало. Наши задачи, как жителей Тульской области, жителей самого Новомосковска, и я вижу задачу нашей партии «Справедливая Россия», в том, чтобы вывести на чистую воду и не дать замолчать эту ситуацию.

 

Ведущая: Давайте вернемся к выборам. Тульскую область называют «Подмосковной Чечней». Насколько очевидно, логично и закономерно это сравнение?

 

Сухорученков: Я слышал, что кто-то сравнил с Подмосковной Чечней. Я не совсем понял реакцию областной избирательной комиссии, которая нашла здесь разжигание какой-то национальной розни. Что, само слово «Чечня» уже разжигание национальной розни? Вот я сейчас произнес Чечня, и я уже разжигаю рознь национальную? И Вы произнесли. Это уже разжигание? На нас завтра в суд подадут? Вместо того, чтобы заниматься словоблудием, господин Костенко со своей братией категорически отказывается по существу рассматривать любые сообщение о нарушениях на выборах. Как это было в Узловой, когда мы неоднократно, я лично обращался с заявлениями о нарушениях в областную избирательную комиссию, с конкретными фактами грубейших нарушений. Господин Костенко делает все, чтобы рассмотреть это чисто формально. Сразу по формальным основаниям отказать. Господину Костенко нужно научиться работать не только на партию у власти, а прежде всего на закон. Вместо того, чтобы заниматься натуральной ерундой по поиску врагов не то Чечни, не то какой-то национальности, нужно заниматься по поиску врагов закона, которые имидж Тульской области уничтожают в глазах всех россиян и в глазах руководства страны, в том числе. И это наносит большой ущерб имиджу Тульской области. Назвали так. Кто-то из оппозиции назвал Тульскую область Подмосковной Чечней, а то, что такие факты вопиющего беззакония процветают в Тульской области, и один из виновников лично Костенко, потому что он ничего не делает для того, чтобы предотвратить, наказать виновных, и чтобы у нас, наконец, появился порядок на выборах. Поэтому пускай обижаются на самих себя. И господин Костенко с целым рядом функционеров областной комиссии напрямую отвечают за то, что такой именно имидж у Тульской области сложился.

 

Ведущая: Продолжаем о выборах. Но теперь об Областной Думе. В 2014 году пройдут выборы в Областную Думу. Почему именно на этот период попадает введение социальных норм, начинает работать на капитальном ремонте многоэтажных домов. Для общества это очень болезненная тема. Что в связи с этим может предпринять Областная Дума, чтобы снять эту социальную напряженность?

 

Сухорученков: Дело в том, что социальная напряженность накапливается месяцами или годами. Снять ее одним или двумя решениями невозможно. Ей не надо позволять накапливаться, прежде всего. Мы, депутаты «Справедливой России», которые сохранили верность партии, я это подчеркиваю, не все, к сожалению, те, кто сохранил верность Областной Думе, мы неоднократно призывали депутатов «Единой России», которые составляют где-то 65% от общего числа депутатов в Областной Думе, прислушаться к разуму и прекратить штамповать законы, которые накапливают социальную напряженность. И вот закон Областной Думы о капитальном ремонте – это один из тех законов, который накапливает о обществе социальную напряженность, которая неизвестно к чему приведет. Мы неоднократно говорили, что это ни в коем случае нельзя делать. Когда весной или в июне было обсуждение этого законопроекта, мы сказали, что давайте многие в кулуарах ко мне подходили, даже депутаты от Единой России, говорили: «Да, у Вас интересное предложение от «Справедливой России», как, например, поставить под контроль средства на капремонт, которые будут собирать жители, как не дать региональному оператору, превратиться в чиновничью структуру, которая будет непонятно куда девать наши деньги на капремонт». В принципе, даже от них были нормальные отзывы. Но в очередной раз кто-то из крупных функционеров, возможно, и областной власти, дал им щелчок по носу, и все они замолчали. И когда уже предпринимались поправки к этому закону, почти все наши поправки, либо в них было отказано, либо они были настолько переделаны, что они потеряли свой смысл. Приведу пример. Мы предложили при региональном операторе (это структура чиновничья, которая создается для того, чтобы аккумулировать, собирать наши средства на счетах этого монстра предприятия, и затем распределяет на капремонт), мы предложили сделать наблюдательный совет из представителей всех многоквартирных домов, чтобы они могли спокойно получать информацию сразу же по запросу, потому что это наблюдательный совет самого регионального оператора. И чтобы они могли принимать некоторые решения, чтобы они блокировали решения самого регионального оператора, если это идет в разрез с действующим законодательством. Вместо этого был создан попечительский совет, в этот совет непонятно кто вошел. Но в итоге, жителей многоквартирных домов в законе не оказалось. Т.е. вроде бы что-то и было сделано, принято в некотором роде наше предложение, а на самом деле мы не о том вообще говорили. Или, например, мы говорили: «Давайте сделаем обязательное согласование перечня работ, которые будут проводиться подрядчиками по капремонту, с самими жильцами. Почему этого не сделать? Им же жить в этом доме. Может быть, они скажут: «Нам больше денег необходимо на замену труб, чем на, например, ремонт в подъезде». Опять это предложение не было принято. Такое впечатление создается, что депутаты от «Единой России» просто зомбированы кем-то извне. Они не прислушиваются даже к совершенно разумным и логичным предложениям. Даже вопрос не в том, кто конкретно их вносит. Мы это или кто-то еще.

 

Ведущая: От кого-то еще предложения поступали?

 

Сухорученков: Очень мало, надо сказать. Была создана рабочая группа. Там было  много представителей разных партий. Естественно, большинство от Единой России. Там было много чиновников, представителей областной администрации, прокуратура была и т.д. Я не скажу, что зря проработала рабочая группа. Конечно, правильные выводы были сделаны, но их очень мало. В очередной раз получается, что мы на выходе имеет законопроект, который дальше будет наращивать социальную напряженность, потому что когда люди поймут, что фактически создается некая жилищно-коммунальная МММ, финансовая пирамида. Почему я так говорю? Потому что денег не будет хватать для того, чтобы сразу отремонтировать все дома, которые требуют капремонта. Это означает, что региональный оператор будет аккумулировать деньги на своем счету, которые мы каждый месяц будем вносить вместе с квартплатой. И это не будет не 100 рублей, а в зависимости от площади от 300 до, возможно, 700 рублей в месяц плюсом. Когда это люди увидят, и у них не будет возможности проконтролировать, куда эти деньги будут потрачены, может так получиться, что региональный оператор возьмет ссуду у нас с вами и направит, например, в Зареченский район на ремонт домов. Или, наоборот, из Ефремовского в Тулу. Тем, кто первым отремонтируют, тем повезет. Это как в финансовой пирамиде: кто первый пришел в МММ, какие-то деньги от МММ получили за счет других. Нужно, чтобы приходило все больше и больше, чтобы покрывать расходы и чтобы им отдавать эти деньги. Кто первый будет отремонтирован, тому повезет. Но пройдет 3-4 года и денег не хватит на ремонт тех домов, которые уже подошли по очереди. Тогда люди поймут, что деньги, которые они уже отдавали – исчезли. Хотя в законе написано, что региональный оператор в течение 2х лет должен вернуть эти деньги на дом, который должен быть отремонтирован. Но ничего не записано, что произойдет с теми чиновниками, которые эти деньги не вернут. Какая ответственность у них будет? Ничего не написано. Я лично в это не верю. Я призываю, Справедливая Россия принципиально считает, что мы не должны доверять региональному оператору наши деньги и проводить свои собственные собрания жильцов многоквартирных домов в течение двух месяцев после опубликования программы региональной о капремонте. Мы должны смотреть, когда она появляется, и в течение двух месяцев, по закону, мы должны провести собрание каждого нашего многоквартирного дома, чтобы открыть отдельный счет нашего многоквартирного дома, с которого уже региональный оператор свою руку загребущую не запустит. Я призываю туляков и жителей городов и поселков, где есть эти дома, обязательно провести эти собрания. Давайте не позволим нас обдурить в очередной раз со стороны властей, не позволим создать им этот жилищно-коммунальный МММ на деньгах, которые с нас же будут брать. И давайте создадим такие счета, которые будут контролироваться только нами – жильцами многоквартирных домов. Если нужна помощь жителям, то мы в Справедливой России, приходите, разъясним, как надо проводить собрания, дадим непосредственно образцы протоколов жильцов. Я уверен, что мы вместе сможем противостоять беспределу чиновников в ЖКХ.

 

Ведущая: Что ж, посмотрим, как будет развиваться капремонт. А сейчас немного о другом. Есть информация, что выборы в областную думу совместят с выборами губернатора. Насколько это реально? Кому это нужно?

 

Сухорученков:  В нашей политической системе реально все, начиная от того, что в Москве, в самом крупном городе России, на полтора года проходят раньше выборы мэра, а это фактически губернатор, потому что это субъект Федерации – Москва. Возможно то, что главного оппозиционера сажают, на следующий день выпускают. Создают из него искусственно руководителя чуть ли ни всей оппозиции в РФ. Все возможно. Поэтому я не исключаю того, что губернатор Груздев захочет раньше истечения своих полномочий провести выборы. Если он захочет, я думаю, он договорится с Кремлем, чтобы ему разрешили это сделать. Если такое случится, да, это возможно, значит, будем работать в такой ситуации. Будем готовиться и к выборам губернатора, и к выборам в областную думу.

 

Ведущая: Это совмещение – это безумно неудобно. Как это может повлиять на исход выборов в областную дума.

 

Сухорученков: Совершенно очевидно, что все чиновники соберутся во фронт для того, чтобы поддерживать губернатора действующего и Единую Россию. Фактически, будет кампания, нацеленная больше на личность губернатора, чем на другие какие-то вопросы. Мы готовы работать. Мы оппозиция. Мы не определяем правила игры, к сожалению. Мы только можем высказать сваю точку зрения и работать в тех условиях, в которых окажемся. Мы не боимся, что буду совмещены эти выборы. Будут совмещены, значит, будем так работать. Будем работать и на губернаторских выборах и выборах в областную дума.

 

Ведущая: Вы видите кандидатуру, которая могла бы составить реальную конкуренцию действующему губернатору.

 

Сухорученков: Вопрос непростой, потому что на самом деле, наша политическая система не особо предусматривает рождение личностей, которые бы конкурировали с нынешними политиками от Единой России. Поэтому вопрос непростой. Наверное, на него рано отвечать. У нас впереди еще год точно, это я имею в виду выборы в областную думу. Не принято еще решение, будет ли назначать так рано выборы губернатора сам губернатора. Я думаю, поживем – увидим. Но то, что в политике, в том числе и в выборе губернатора, должна быть конкурентная борьба – я в этом не сомневаюсь. Так как «Справедливая Россия» – это оппозиционная партия в Тульской области, мы готовы конкурировать, искать кандидатуру, которая действительно готова противопоставить что-то «Единой России» и ее кандидату Груздеву. С другой стороны, посмотрим, насколько это противопоставление будет мягким конструктивным либо жестким оппозиционным. Это будет зависеть не от нас. Это будет зависеть от политики, которую будет производить губернатор Груздев ближайший год. Мы посмотрим, как будут развиваться события. Мы с вами говорили про капремонт. Если по тому же капремонту, вот мы сейчас проводим сбор подписей, на имя губернатора и председателя областной думы. Если с их стороны не будет ничего предприниматься, а будут проталкиваться интересы только чиновников от ЖКХ, а не людей, естественно, мы будем разочарованы такой политикой.

 

Ведущая: Значит, на сегодняшний день конкурентов у Владимира Груздева нет.

 

Сухорученков:  Я так не сказал. Я сказал, что достаточно сложно заранее таким конкурентам появляться, потому что наша система не приветствует таких конкурентов в целом. Это не значит, что их нет вообще. Они могут появиться за полгода до выборов, за три месяца до выборов. Они и сегодня есть, просто не настолько раскручены.

 

Ведущая: Пока еще не настолько конкурентоспособны?

 

Сухорученков: Естественно, но это не значит, что их нет вообще. Любой человек, у которого есть политическая воля, есть что-то в биографии, что делает его руководителем, может претендовать на должность губернатора. Другое дело, что люди должны поверить ему. Он должен четко показать свою программу действий, что он изменит, что лучше станет. Не справилась местная власть с вопросом качественного ремонта дорог, а он, например, скажет, как качественно надо это сделать. Или не справилась с социальной сферой начала закрывать роддома, целые отделения в поликлиниках районных, а он должен сказать, где он найдет деньги, чтобы финансировать эти роддома, не закрывать их. Если такой кандидат выдвинется, то он, возможно, получит очень большую популярность за очень короткий срок.

 

Ведущая: Посмотрим, что будет дальше, а теперь давайте поговорим о муниципальном фильтре. Этот механизм напрямую влияет на выдвижение кандидата в депутаты. Муниципальный фильтр – это реальный шанс повлиять на выдвижение кандидатов или утопия?

 

Сухорученков:  Муниципальный фильтр – это игры власти общероссийской и местной, которые приводят к неравным возможностям для кандидатов от власти и оппозиции. Мы против муниципальных фильтров, потому что решать, кто достоин, а кто не достоин быть губернатором должны люди, а не местные даже депутаты. Хватит уже рассказывать нам сказки о том, что местные депутаты, например, поселковые, умнее, чем люди, которые их избирали. Почему они умнее, кто их избрал? Те же самые люди. Так почему те же самые люди не могут решить вопрос по губернатору тоже, а не зависеть от мнения этих депутатов. Были уже в РФ, на этих выборах, которые состоятся 8 сентября, в нескольких регионах России прецеденты, когда отсеивались губернаторы от оппозиционных партий, в том числе от Справедливой России. Я сейчас не скажу точно регион. Но в двух регионах были проблемы с муниципальным фильтром. И это было связано с тем, что даже на независимых депутатов, которые прошли самостоятельно, без участия в политических партиях, на них оказывается жуткое давление, чтобы они не поддерживали оппозиционных кандидатов. Второй момент – это, безусловно, повод к коррупции. Не секрет, что многие политики захотят использовать денежную купюру, чтобы завоевать сердца муниципальных депутатов. Третий момент, полная зависимость тех оппозиционных кандидатов, которые не имеют поддержки, например, 10% местных депутатов от власти допускать или не допускать их до выборов. История с тем же Навальным. Его не только выпустили из тюрьмы, но еще ему добавили голоса от депутатов Единой России. Я вообще не понимаю, кто после этого считает его реально оппозицией, а не фигурой, которую выдвинул сам Кремль. Поэтому, с моей точки зрения, такого не должно быть. Это создает возможность для власти манипулировать кандидатами. Мы Навальному дадим, не Навальному не дадим. Сколько там ему, 10 голосов не хватало муниципальных депутатов. Разве это демократия? Это средневековье какое-то.

 

Ведущая: Есть ощущение, что действующий губернатор Владимир Груздев уже начал предвыборную кампанию. Пытается понравиться избирателям. Иначе как объяснить, что уже появились дневники для школьников  с его портретом.

 

Сухорученков: Да. В интернете я видел это. Вы знаете, если это не было инициировано самим губернатором, а какими-то чиновниками из его окружения, то на месте губернатора, я бы таких чиновников сильно наказал, потому что, с моей точки зрения, где начинается культ личности, там заканчивается сама личность. Потому что личность может развиваться только в условиях конкурентной борьбы, только в условиях самой критики, в условиях, если она прислушивается к разумной критике, когда личность развивается. Когда создается культ личности, а он у нас, как это ни печально, местные чиновники тульские очень подобострастны. Они везде подобострастны, но в Туле особенно. Помните, когда создавались фан-клубы Дудки совсем недавно, когда они носили майки с его изображением, вопрос, сильно ли это помогло Дудке по жизни, и где он находится сейчас. Разве это критерий оценки губернатора? Разве это подобострастие есть критерий оценки. Как мне кажется, критерий оценки – это отношение большинства людей той губернии, то области, в которой он является руководителем. Даже если бы Дудку не посадили, а просто бы он ушел, в любом случае, все знали, что под конец его правления в Тульской области, к нему было резкое негативное отношение более половины населения Тульской области. Это и есть критерий оценки работы губернатора, а не красивые картинки и подобострастные отзывы со стороны чиновников, которые они пытаются таким образом, наверно, понравиться губернатору. Я думаю, он достаточно разумный человек, чтобы пресечь эту непонятную подхалимскую кампанию.

 

Ведущая: Вы знаете, речь идет чуть ли даже не об обязании наличия этого дневника со 2 по  4 классы. Т.е. вопрос даже ставится так.

 

Сухорученков: Если кто-то предоставит нам доказательства, что это действительно было так, то это уже нарушение закона. Например, я готов написать в прокуратуру заявление, если мы найдем подтверждение этим фактам. Я думаю, что на самом деле губернатор сам должен в эту ситуацию вмешаться и прекратить этот подхалимаж чиновничий. И заявить прилюдно о том, что он к этому не имеет никакого отношения. Это был бы достаточно мужской поступок личности.