В середине января тульскую интеллигенцию всколыхнули слухи о попытке власти убрать нынешнего директора театра драмы Сергея Борисова с должности.

 

Сам Борисов от каких-либо комментариев на этот счет отказался, но, тем не менее, 22 января руководство театра распространило в СМИ информацию, «Тульский академический театр драмы работает в нормальном плановом режиме. Никаких увольнений и реорганизаций не происходит».

В этот же день в программе «Особое мнение» (проект ТВ Центр Тула) директор областного департамента культуры Татьяна Рыбкина высказалась довольно жестко о ситуации в театре, намекнув при этом, что нынешний директор не очень устраивает областные власти:

«В театре никого не уволили, никого на профессионализм не проверяют, директор театра работает. Проверок целенаправленных не было... Это не проверки, это определенное взаимодействие администрации с дирекцией театра.. И когда возникли у департамента, как у учредителя, к дирекции театра, к директору вопросы, и эти вопросы были обозначены, и было сказано, что вот этот перечень вопросов является и мог явиться основанием для прекращения контракта с директором. Но директор среагировал, непонятно почему, репликой о том, что он поднимет свой коллектив и привлечет все СМИ.

Проблемы, о которых говорила Рыбкина, если кратко, выглядят следующим образом: - малочисленность актерского состава против административно-хозяйственного персонала (40% против 60%) - наличие вакантных единиц в театре - отсутствие поддержки молодых артистов - пассивность в вопросах участия театра в федеральных программах, грантах - неправильное распределение денежных средств - отсутствие худрука - нарушения в хозяйственной деятельности. Тем не менее, сами артисты не высказывают каких-либо претензий к нынешнему руководству театра. Если говорить о численности актерского состава, то в тульском драмтеатре он не самый маленький. У соседей калужан в театре драмы числится 51 актер. Липецкий театр драмы - 30, брянский - 37, орловский - 44. И тульский драмтеатр не выбивается из этого ряда, располагая творческим штатом в 40 человек.

Что касается худрука, вероятно, его, вероятно,  не так просто найти. И далеко не во всех региональных театрах он имеется. Если говорить о законодательстве, то какого-либо закона о театральной деятельности в России до сих пор нет. Есть только концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.

В ней, в частности указано, что «Подготовку творческих кадров для театров ведут 8 государственных театральных вузов страны. В Москве располагаются 4 из них, еще 4 в гг. Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Актеров со средним специальным образованием готовят 3 театральных училища. Подготовка актеров и режиссеров ведется в ряде образовательных учреждений культуры и искусства, а также в других непрофильных государственных и частных образовательных учреждениях, получивших лицензию и государственную аккредитацию на подготовку этих специалистов.

Законодательство Российской Федерации позволяет учредителю заключить трудовые договоры либо с художественным руководителем и директором, разделяя их компетенцию и ответственность, либо с одним из них. В последнем случае единоначальник - художественный руководитель или директор - принимает на себя всю полноту ответственности за результаты как художественно-творческой, так и организационно-хозяйственной деятельности. 

Таким образом, теоретически театр может существовать и без худрука (либо директора). Другое дело, что гораздо проще и эффективнее иметь человека, отвечающего за творческую составляющую театра.

Тульский драмтеатр такого человека имел. Это был Александр Попов, ушедший из жизни двумя годами ранее. Александр Попов в 1965 году окончил актерское отделение Белорусского государственного театрально-художественного института, в 1972 - режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (класс профессора Г. А. Товстоногова).

Возглавлял театры Красноярска, Вологды, Свердловска. Как режиссер-постановщик работал в театрах Минска, Орла, Краснодара, Куйбышева, Ростова-на-Дону. С 1989 года - главный режиссер, с 1991 года - художественный руководитель Тульского государственного академического театра драмы. С 1995 по 2007 год – художественный руководитель актерского курса Ярославского государственного театрального института. В 1999 году был удостоен звания народный артист РФ.

Второго человека с подобным послужным списком найти не так то просто в отдельно взятом регионе.

Тем не менее, Татьяна Рыбкина уверена, что в театре будут перемены к лучшему и новый худрук.

Ситуация с театром не прошла мимо губернатор. Владимир Груздев выслушал отчет директора театра Сергея Борисова в ходе координационного совещания.

Вновь говорили о том, что у театра нет худрука. Отсутствует система  взаимодействия со школами, которая позволила бы приобщать учащихся к классическому репертуару. На протяжении многих лет театр не выезжал с гастролями в районы области. Система формирования и расходования бюджета этого учреждения культуры также требует существенной корректировки.

Тем не менее, Борисов пока остается у руля. Это следует из предложения Груздева заслушать следующий отчет по результатам работы театра за 2013 год.

На жизни и деятельности театра, впрочем, эти неприятные события не отразились.  Спектакли проходят при полном зрительском зале и пользуются успехом у туляков. Остается надеяться, что одну из жемчужин культурного достояния региона ждет только движение вперед.