Накануне состоялась пресс-конференция губернатора Тульской области Владимира Груздева. Тема пресс-конференции "Тульская область: перспективы развития". Вопросы, подготовленные РБК, касаются в первую очередь экономического развития региона. И говорить мы будем о "локомотивных" отраслях области, разрабатываемых и применяемых в экономике Тульской области инновациях, планируемых и реализуемых проектах. Приводим стенограмму конференции:

Вопрос: Расскажите о пилотном проекте "открытого правительства" в Тульской области.

Владимир Груздев: Действительно, это новый институт. В современном правительстве создан пост министра по взаимодействию с открытым правительством. В рамках этого решения будет создан департамент в правительстве, который будет обеспечивать деятельность соответствующего министра.

Работа рабочей группы по подготовке тезисов "открытого правительства" должна на сегодняшний день получить конкретную реализацию. Сейчас готовится "дорожная карта", которая позволит реализовывать идеи, озвученные Дмитрием Медведевым. Что самое важное - это взаимодействие площадки "открытого правительства" с регионами и, соответственно, презентация региональной тематики и региональных проблем. Это модернизированные стратегии развития регионов, которые будут включать в себя и политическое направление. Поэтому принято решение, что одним из первых проектов в Центральном федеральном округе будет Тульская область. На сегодня мы создаем рабочую группу, которая будет вырабатывать "дорожные карты" по взаимодействию области с "открытым правительством". Думаю, что в ближайшее время мы состав этой рабочей группы объявим и расскажем о задачах, которые у нас есть.

Вопрос: Во сколько обойдется этот проект?

Владимир Груздев: Там нет никакой цены. Это текущая работа сотрудников правительства Тульской области и, соответственно, того подразделения и того департамента правительства, которое уполномочено и в обязанности которого входит как раз разработка и создание таких "дорожных карт". И это, конечно, работа тех экспертов и специалистов, которые принимали работу в "открытом правительстве". Вы их знаете, это порядка 200 человек, которые по той или иной проблематике принимали участие в подготовке предложений по разным направлениям. Это и региональное развитие, и борьба с коррупцией, то есть это все те темы для обсуждения, о которых вы знаете.

Я бы так сказал, что департамент, который обеспечивает взаимодействие "открытого правительства" по направлениям, – это больше технический орган, который обеспечивает нормальное функционирование работы площадки. А эксперты и те люди, которые принимали участие и раньше в работе рабочей группы, работают не за деньги, а по призыву совести и отдают долги родине, поэтому пытаются сделать страну лучше.

Вопрос: В конце мая Вы посетили город Ефремов, где на встрече с предпринимателями затронули вопрос реализации одного из крупнейших инвестиционных проектов в Тульской области – строительства аэродрома. Расскажите о нем подробнее. Будет ли он включать в себя только авиаперевозки? Или это будет целый мультимодальный транспортно-логистический центр?

Владимир Груздев: Ефремов расположен на пятой кросс-полярной линии, то есть это кросс-полярные перевозки, в которых РФ пока никак не задействована: это перелеты через Северный полюс, которые позволяют сократить время в пути и сопутствующие расходы. В основном это касается грузовых перевозок, и на сегодняшний день в Ефремове возможно размещение подобного центра, который обеспечивал бы дозаправку грузовых самолетов, погрузку, разгрузку и перегрузку товаров, которые могут идти как в РФ, так в Европу и на Ближний Восток. Пятая кросс-полярная линия наиболее удобна с точки зрения логистики. Кроме того, данный аэропорт мог бы служить резервным для самолетов, которые летят в Московский авиаузел, но по погодным условиям не могут там приземлиться. Сегодня ближайшие резервные аэропорты - это Нижний Новгород и Санкт-Петербург. А на машине из Нижнего Новгорода - 5-6 часов. Ефремов же находится в непосредственной близости от трассы М-4. Это первая в России платная трасса, которая полностью начнет работать с 15 июня. Это трасса, на которой разрешена высокая скорость движения - 130 км/ч, и в принципе трасса незагруженная, транспортная доступность - полтора-два часа. Это второе потенциальное назначение этого центра.

Третье направление связано с тем, что развивается Московский авиаузел, и теми процессами, которые происходят, по слиянию Шереметьево и Внуково, по возможному созданию госкомпании, которая будет включать в себя не только аэродромные и привокзальные комплексы, например около Шереметьево, но, возможно, и Домодедово, туда же планируется на сегодняшний день передать взлетно-посадочные полосы. Сегодня Московский авиаузел имеет возможность по перевозке 60 млн пассажиров, и в принципе есть потенциал роста до 100 млн. Его можно сравнить с авиакомплексом "Шарль де Голь", то есть примерно такой же объем перевозок. Но если вы посмотрите по ожиданиям, то сегодня в том же Внуково ожидание по посадке и вылету самолетов достигает иногда 1-1,5 часа. Поэтому сегодня эти аэропорты принимают в том числе и транспортные перевозки, предназначенные исключительно для РФ. Это третье назначение Ефремовского центра, то есть это возможность размещения там транспортных перевозок, которые есть на сегодняшний день, и осуществляются через Московский авиаузел. И опять же транспортная разгрузка Москвы, потому что, сами понимаете, какая транспортная ситуация здесь. А М-4 очень удобна, здесь можно обеспечить не только большую часть Центрального федерального округа, включая Москву и Московский регион, но в том числе и направлять грузы на юг и на север в обход Москвы.

Вопрос: Каковы сроки начала строительства?

Владимир Груздев: У нас пока еще проект не упакован. Когда будет упакован проект, когда у нас будет найден инвестор, тогда можно будет объявить о сроках.

Вопрос: То есть можно предположить, что инвесторов Вы пока еще не искали?

Владимир Груздев: Понимаете, инвесторы же - люди конкретные, и когда мы сможем все упаковать и дать предложения, что будет сделано федеральным, что региональным правительствами, тогда мы сможем приглашать инвесторов. Но здесь круг тоже не очень большой, подобного рода перевозками занимаются всего пять компаний в мире, и в принципе все они известны.

В Ефремовском районе сегодня живут более 60 тыс. человек. И это нормальное соотношение, потому что есть населенный пункт, откуда можно взять рабочую силу и пригласить. Потому что сегодня, когда предприниматель принимает решение о той или иной инвестиции, одним из направлений является доступ к рабочей силе – это и бюрократические заслоны, возможность получить кредитные ресурсы, коррупция, но в том числе и доступ к трудовым ресурсам. Это на сегодня является одним из основополагающих моментов, потому что если нет трудовых ресурсов, то его цена может вырасти кратно.

Вопрос: Какова цена Ефремовского проекта?

Владимир Груздев: Пока мы готовим проект к реализации. На сегодняшний день мы проговариваем проект с федеральным правительством, потому что здесь есть полномочия и федерального правительства, например, что касается взлетно-посадочных полос. Поэтому мы прорабатываем возможности формирования проекта. Примерная цена - от 1 млрд долл., дальше это будет зависеть от того объема, который он будет перевозить. Но, в принципе, реальная рабочая перспектива - около 10-12 млрд долл., порядка 1-1,2 млрд долл. стоит создание самой взлетно-посадочной полосы и необходимого привокзального комплекса. Дальше начинаются вопросы логистики, мы также планируем возвести там нефтеперерабатывающий завод, который мог бы производить авиакеросин. Удобство состоит еще и с том, что в 20 км от точки потенциального расположения аэропорта находится нефтепровод "Дружба", то есть потенциально можно рассматривать возможность строительства крупного НПЗ.

Вообще идея была такая - каждые 3-4 минуты садится крупный транспортный самолет, ему надо 120-150 т топлива, и он летит дальше. Это очень большая интенсивность, и на сегодняшний день в РФ нет ни одного такого кросс-полярного центра, который обеспечивал бы такие перевозки. На востоке у нас основной конкурент - Китай. Они там уже работают, у них подобные центры существуют. Грузы, перемещаемые в Юго-Восточную Азию, обслуживаются через этот центр. Что касается Европы и Ближнего Востока, то в Европе пока такой площадки не подобрали, а у нас такая возможность есть.

Помимо тех удобств, о которых я сказал, положительным является некоторая отдаленность от Москвы, порядка 250 км. Здесь у нас нет пересечения по глиссадам для самолетов, которые совершают посадку в Московском авиаузле, здесь полностью все разводится. Кроме того, пассажиры, которые осуществляют транзитные перелеты через Москву, будут иметь резервный аэропорт в случае невозможности принятия в Москве.

А.Родина (РБК-ТВ): Вы сказали, что с 15 июня откроется новый участок скоростной трассы. И скажите, какие будут тарифы для обычных и для грузовых автомобилей?

Владимир Груздев: Нет, он не откроется, он просто перейдет на платный режим. Сейчас он работает в тестовом режиме. Это трасса государственной компании, которая имеет право на эксплуатацию платных дорог, соответственно, что М-4 – это крупная трасса (у нас сейчас только в Санкт-Петербурге платная дорога есть, небольшой кусочек там в 17 км) и вот сейчас впервые запускается трасса М-4. С 15 июня она начнет работать в полном режиме.

А по поводу тарифов могу сказать, что это вопрос к госкомпании, которая устанавливает тариф, а не к губернатору. Но могу сказать, что там к тарифу привязан километр. Там несколько пунктов въезда и выезда с дороги, соответственно каждый из них будет платным. Но на самом деле я не знаю.

Вопрос: Наши читатели из Тульской области спрашивают, когда в регионе будет наведен порядок со строительством дорог.

Владимир Груздев: На территории области почти 14 тыс. км дорог, из которых почти 4 тыс. - это федеральные трассы - М2, М4. Притом М2 находится в плачевном состоянии. В Московской области трасса нормальная, а как только начинается территория Тульской области, там качество дороги значительно хуже.

Кроме того, почти 5 тыс. км дорог относятся к муниципальному ведению, часть - к региональному, есть еще так называемые бесхозяйные дороги. Это бывшие сельские дороги, которые находились на территории сельхозпредприятий, которые по тем или иным причинам были заброшены: или предприятия эти обанкротились, или дороги были сняты с баланса организации, но до сих пор не приняты на муниципальный или региональный баланс. В соответствии с действующим законодательством, ни муниципалитет, ни субъект Федерации тратить деньги на дороги, которые ему не принадлежат, не имеет права.

Что касается ситуации в целом, действительно, так сложилось, что зима была с резкими перепадами температур, кроме того, на это наложилась реформа РЖД, которая привела к созданию Первой и Второй грузовых компаний, которые на сегодняшний день по отдельным тарифам, по своим внутренним положениям перевозят те или иные грузы. В советские времена передвижение грузов было распределено по двум направлениям. Автомобильные перевозки считались дорогими, поэтому автодороги строились с нагрузкой не более 6 т на ось, исходя из этого планировалось движение грузов. Более тяжелые грузы перевозились только по железной дороге, а когда перевозились негабаритные грузы, их разрешали перевозить по дорогам, но это были исключительные случаи. Соответственно, если вес перевозимого груза был больше разрешенной возможности дороги, то перевозки были просто запрещены.

На сегодня тариф, который был установлен при перевозке щебня, песка, тяжелых товаров, невыгоден тем компаниям, которые осуществляют эти перевозки. Поэтому для всего Центрального федерального округа (ЦАО) – Москвы, прилегающих к ней территорий, которые находятся в радиусе до 250 км, экономически выгодная перевозка – до 200 км, выгодно везти автомобильным транспортом. От 200 до 250 км – это уже на грани, свыше 250 км – практически не везут, а везут только дорогостоящие грузы. Дальше все стараются возить по железной дороге, потому что тариф по железной дороге гораздо ниже, чем перевозка автомобильным транспортом.

Соответственно территории, которые попали в этот ареал, – Тверская, Тульская, Ярославская, Рязанская области получили этот серьезный удар. У нас сегодня можно встретить на дорогах фуры, которые перевозят и 50-, и 60-тонные грузы. Нагрузка на сегодня составляет до 15 тонн на ось, то есть 2,5 раза превышает те нормативы, которые есть. И это основная проблема.

Когда дорога разбивалась, в этом была еще виновата та погода, которая была этой зимой. Это та ситуация, в которой мы оказались. В бизнесе это любят называть "кейс". Какие у нас возможности? Возможности, которые у нас есть, это дорожный фонд, это 3 млрд 600 млн руб. Кроме того, мы приняли областную программу по поддержке муниципальных дорог, в которую направили отдельно 400 млн руб. Региональный дорожный фонд мы можем тратить только на региональные дороги.

Что можно сделать? Укрупненно существуют три вида работ, которые можно проводить по дорогам. Это текущий ремонт, в том числе аварийный; капитальный ремонт и строительство автодорог. Последние два вида предполагают сначала создание проектов. У нас в области нет ни одного проекта по строительству или капитальному ремонту дорог. Сейчас мы заложили почти 200 млн руб. на проекты дорог, которые мы будем строить в 2013г. Существует проект строительства дороги в обход Советска, и это было запланировано раньше, так как туда приходит инвестор, который туда вкладывает деньги. Чтобы не разбивать муниципальные дороги города Советска, он построит объездную дорогу. Это пока единственный проект, который есть, и мы этот конкурс уже разыграли. Стартовая цена была 170 млн руб. Выиграла компания, которая потом три недели походила, посмотрела и сказала, что не может построить, она попросила расторгнуть договор. Мы его расторгли. Новый конкурс состоится в ближайшее время.

Все остальные дороги, которые мы делаем, на оставшиеся деньги, мы их направляем на содержание дорог и на текущий ремонт. В этом году мы должны отремонтировать, правда, немало будет зависеть от результатов аукционов, которые мы проводим, - порядка 500 км дорожного полотна. Речь идет о замене верхнего слоя дорожного полотна, которое ложится на старое основание. Если по этой дороге будет ходить крупногабаритный транспорт, то эти дороги прослужат не более 3-4 лет. Поэтому из тех почти 10 тыс. км автодорог, которые относятся к муниципалитетам и области, мы сможем в этом году отремонтировать только 500 км.

Строительство на 3 млрд 600 млн руб. и по тем расценкам, которые есть на сегодняшний день и по тем нормативам (потому что сегодня нормативы строительства дорог увеличились, и соответственно, там мы уже должны строить не менее 10 т на одну ось, а еще лучше 12 т на ось, чтобы иметь определенный запас), которые сейчас, я могу построить 35 км дорог в год.

Сейчас цена 1 км ремонта дороги, который мы сейчас делаем, - от 550 до 600 руб. за 1 кв. м (это по той технологии, о которой я уже сказал). Но мы делаем ремонт дороги: мы снимаем верхний слой асфальта, выравнивающий слой и, соответственно, закатываем новым слоем. Но это ложится на старое основание дороги. Это то, что с учетом того количества обращений граждан, действительно выглядят как танкодромы. Мы приняли решение, что в этом году мы будем идти по этому направлению. А в следующем году мы запланировали, что будем переходить от ремонта больше к капитальному ремонту. В этом году мы не делаем капитального ремонта, у нас строительство – то есть это 5%, и 95% денег мы направляем на ремонт.

В следующем году деньги, которые у нас уходят на строительство (плюс еще 700 тыс. руб. у нас уходит на содержание дорог), мы планируем увеличить объем денег, направляемых на капитальный ремонт дорог, для того чтобы мы могли туда войти, в том числе и на основании.

И еще есть очень важный момент - кем строить? Мы приняли решение о возрождении дорожной отрасли Тульской области, которая в дальнейшем может взять под себя весь объем дорожного фонда, который будет формироваться. Тогда мы сможем обеспечить преемственность, нормальное строительство и дальнейшее обслуживание. Потому что приглашать компании из других регионов означает часть денег отдать туда, так как подоходный налог будет уплачиваться в другом регионе.

Здесь за один год много не сделаешь. Можно посмотреть на пример Москвы. Мы на 10% закатали дорог, которые у нас попадают под план ремонта, а они уже почти 30%. Они реально подготовились, конечно, у Москвы возможностей больше, но в прошлом году процент был меньше. В этом году они исправили все ошибки, вышли на нормальный рабочий режим, идут с опережением. В этом смысле всем регионам РФ стоит ориентироваться на Москву.

Вопрос: Вы сказали об отдельной дорожной отстали. Планируете ли Вы создать отдельное ведомство для решения дорожных вопросов?

Владимир Груздев: Нет, у нас есть два бюджетных учреждения - это "Туравтодор", "Турупрдор". Одно является заказчиком, другое - исполнителем по данному проекту. В этих двух компаниях сегодня работают 1,5 тыс. человек. Проблема в том, что раньше они почти ничего не делали. И они мне достались с долгом в150 млн руб., с разбитой техникой, полностью деморализованные. На сегодня мы полностью изменили штатное расписание, форму премирования. Рабочий у нас может зарабатывать до 35 тыс. руб. в месяц, а водитель, работающий на специальной технике, - до 55 тыс. руб. Средняя зарплата по промышленности в области - порядка 18 тыс. руб., то есть мы понимаем, что для области это достойная зарплата. Мы надеемся, что нам удастся сформировать сильную боевую единицу, за которую потом будет не стыдно. Но мы точно все проблемы в этом году не решим.

Я вам приведу один пример. Месяца три назад у нас был один мэр, который теперь перестал быть сити-менеджером и перешел на работу в областную думу. И на отчете в областной думе министра транспорта он его спрашивает: "Сергеевич, ну а где ж дороги-то?", а тот отвечает, что такое впечатление, что сам не был руководителем. Я не отвечал за дорожную отрасль вверенного мне города.

Вопрос: Расскажите о проекте создания Тульской агломерации.

Владимир Груздев: Любой бизнес, принимая решение, в какой регион ему идти, оценивает целый комплекс вопросов, в том числе покупательскую способность, количество жителей, тенденцию к увеличению или снижению их числа. Недавно разговаривал с Сергеем Галицким, совладельцем ритейлера "Магнит". Он сказал, что его беспокоит то, что население страны уменьшается, соответственно, уменьшается потенциал сбыта. Поэтому бизнес заинтересован в том, чтобы демографические программы в России дали свой результат.

В чем проблемы Тульской области? У нас на сегодня в 2,2 раза смертность выше рождаемости. При том, что в целом по стране эта тенденция около нуля. Тенденция на увеличение рождаемости есть. Хотя пока она не очень устойчивая. А тенденция к снижению смертности довольно уверенная. Например, в прошлом году зафиксировано снижение смертности почти на 10%. Тенденция 2012г. примерно такая же. Что касается рождаемости, то динамика есть, хотя пока она менее агрессивная.

Что касается миграции и увеличения численности населения за счет миграции, то здесь несколько вопросов. Есть пример Белгородской области, которая приросла, причем проросла существенно, и мне кажется, что их пример тоже можно использовать. Белгородская область на сегодняшний день – комфортный регион для проживания, где доступность дорог, неплохая доступность образования, медицины, поэтому многие люди, в том числе и с прилегающих территорий, в том числе и из Тульской области, за последние 20 лет переехали жить в Белгородскую область. Если же смотреть более глубоко, то в основном, конечно, численность населения увеличивается там за счет прилегающих северных территорий Украины, потому что уровень жизни в прилегающих территориях Украины и Белгородской области существенно отличается.

Но опять же, если говорить о численности, то в Тульской области – это 1 млн 540 тыс. жителей, а Белгородская область – это 1 млн 450 тыс., то есть разница около 100 тыс. человек, а консолидированный бюджет Тульской области – это почти 49,5 млрд руб., а Белгородской области на этот год – почти 76 млрд руб. Поэтому тоже возможности у властей разные.

Цель – создать комфортные, нормальные жизненные условия для людей, чтобы люди начали возвращаться. Кроме того, и близость к Москве – это всегда и плюс, и минус. С одной стороны, это достаточно большой рынок. А с другой – конечно, наиболее квалифицированные кадры сегодня перетекают в Москву. На сегодня зарплата врача на скорой помощи 83 тыс. руб., а у нас в области - 21 тыс. руб. Поэтому, конечно, иногда люди переезжают и вахтовым методом работают в Москве и потом возвращаются в Тулу. Тула – это близко к Москве, там даже на самолете не надо лететь. На самом деле 2 часа по Варшавскому шоссе. По Москве вы иногда больше ездите, чем от Москвы до Тулы доехать.

Вопрос: В Тульской области работает "народное правительство", есть "народная программа", "народный бюджет"? Расскажите, что это такое.

Владимир Груздев: Это тоже вопрос альтернативности. При формировании правительства мы объявили конкурс на замещение вакантных должностей. Почти 800 человек приняли тогда участие в формировании правительства, и это были разные люди. Были, например, студенты 2-го курса, которые понимали, что они не могут быть членами правительства. Потому что у них нет оснований, потому что при поступлении на госслужбу обязательное условие – это законченное высшее образование. Но при этом люди все равно принимали участие. Многие из этих людей работают, из многих мы сформировали госрезерв, который постепенно будет востребован. Обновление будет происходить. Оно происходит естественным путем, это достижение предельного возраста службы, и я принял для себя решение, системное решение, что будет правильно, что любой человек, достигший предельного срока службы, должен освободить должность государственной службы и даже обязан. Если он действительно качественный хороший специалист, то, может быть, мы будем находить работу в подведомственных учреждениях, но в учреждениях, не связанных напрямую с исполнением полномочий государственного служащего.

И второе – это эффективность работы. Я настраиваю своих сотрудников на то, чтобы был первичен не процесс, а все-таки результат. Тем более, что для небогатой Тульской области для нас результат крайне необходим. Нам действительно нужен результат. Мы не можем себе позволить процесс ради процесса. Процесс должен быть ради результата.

"РБК daily": Вопрос на партийную тематику. В партии произошли интересные события, сменился лидер, и партия мучительно начала на себя примерять альтернативность выборов и введение альтернативных ситуаций во всех сферах в жизни. Как Вы у себя в регионе собираетесь внедрять альтернативность?

Владимир Груздев: У нас сейчас обсуждается проект закона о выборах губернатора и, соответственно, в рамках принятого федерального закона. Если вы имеете в виду внутрипартийную альтернативность, то, во-первых, те изменения в устав партии, которые были приняты на съезде, обязательны для всех, поэтому мы все те процедуры будем применять у себя. А что касается альтернативности при формировании органов государственной власти, то здесь мы руководствуемся тремя направлениями. Первое – это закон о государственной службе. У нас большинство должностей формируется либо из кадрового резерва, либо на конкурсной основе. Соответственно, госдолжности - это несколько иной порядок формирования, но здесь мы тоже обсуждаем всегда возможные кандидатуры. Основной стимул для эффективной альтернативности – это разумность и достаточность чиновничьего аппарата, то есть, с одной стороны, он должен быть эффективный и небольшой, а с другой – работа на госслужбе должна быть для любого человека настолько престижной, чтобы он туда стремился. Но кроме престижа она должна еще и хорошо оплачиваться. Когда престижная работа хорошо оплачивается и при этом существуют еще социальные гарантии, то мы можем с вами требовать и качества работы. Хотя всегда есть "но": в Европе ведь тоже бюрократия сильно развита и не всегда чиновники бывают эффективными, хотя там многие условия для них созданы.

Это вопрос, поступление "новой крови" - это обновление, это всегда хорошо. И внутрипартийная и внутричиновничья альтернативность, в том числе, должна присутствовать, но тоже до определенного момента, потому что очень важно, чтобы система функционировала. Вы помните, что в конце 1980-х годов мы тоже очень много обсуждали, и тогда у нас избирались все – от начальника цеха до директоров заводов. А к чему в итоге это привело? Сейчас мы заканчиваем собирать то, что тогда выбрали. Важно то, чтобы к власти приходили везде – на предприятии, в муниципалитете, с государственной власти – люди, которые понимают, что они будут делать, какими ресурсами они это будут делать и в какие сроки. И еще очень важно не обманывать людей, жителей и всегда говорить правду, какая бы жесткая она не была.

Вопрос: Как планируется развивать сельское хозяйство в Тульской области?

Владимир Груздев: Здесь метод-то простой. Называется "кнут и пряник". Мы стараемся больше пряником, раз уж мы родина тульского пряника.

Если говорить серьезно, то у нас северные и южные территории отличаются по качеству, плодородию почв. У нас есть несколько программ поддержки. В целом у правительства области совместно с федеральным центром общий объем поддержки годовой - это 1,5 млрд руб. Она распространяется на разные направления поддержки. Одна из новых программ, которую мы запустили в этом году, называется "Молодой фермер". Там тоже есть возможности получения субсидий и так далее. Во-первых, все деньги распределяются открыто. У нас на сайте правительства размещена информация, кто получил деньги в прошлом году. И как только принимается решение о выдаче денег, то после того как происходят выплаты, мы сразу же вывешиваем информацию о том, какое предприятие и сколько средств получило. Прежде чем принимать решения по программам, которые необходимо поддерживать, у нас сработает общественный совет, мы собираем сельхозпроизводителей, и вместе с ними решаем, куда и на какие направления потратить эти деньги.

Если в целом говорить о Федерации, есть очень хорошая программа по поддержке сельхозпроизводителей, это получение льготного дизтоплива.

Техника там все-таки не совсем льготная, она все-таки лизинговая, то есть там за все нужно платить. И суммы платежей тоже там не маленькие, они сравнимы с коммерческими кредитами. А вообще, мне кажется, что, наверное, было бы правильно сделать федеральную программу по развитию сельхозтерриторий именно с точки зрения возвращения жизни в широком ее понимании – это и культурная, и социально-бытовая составляющие. У нас 165 муниципальных образований, а дворцов культуры, которые у нас есть, порядка 450. Конечно, у муниципального образования бюджеты очень маленькие, и они не в состоянии их содержать, поэтому из этих 450 работают только около 200, а остальные не работают или фактически закрыты. Я полагаю, нужно обратиться к федеральному правительству с выработкой программы для того, чтобы вернуть жизнь в сельские поселения. А для этого нужно, чтобы это все возродилось. Должен всегда быть "стук", социально-культурное развитие человека и, безусловно, социально-бытовые условия. Элементарно, даже не везде магазины есть. Это все нужно возрождать. Но это можно сделать реально только при работе с Федерацией. Самостоятельно это сделать очень трудно. Может быть, за редким исключением, богатые регионы – Татарстан, Краснодарский край, то есть действительно регионы-доноры. У дефицитных регионов того объема средств, который есть, хватает только на то, чтобы свести концы с концами. Тульская область дотируется – на 70% - это собственные средства, а остальное – дотации, субвенции и т.д.

Вопрос: Каковы на сегодня объемы жилищного строительства в области? Размеры инвестиций в эту отрасль? И, если можно, назовите цену 1 кв. м жилья в области?

Владимир Груздев: У нас на сегодня обратная проблема, то есть у нас проблема в том, что к нам строители не идут, потому что цена продажи низкая, и строителям на сегодняшний день невыгодно приходить и строить в Тульской области. Выгоднее строить в Подмосковье, потому что цена строительства та же самая, а цена продажи в два раза выше. У нас нормативная стоимость 30 тыс. 250 руб. на 1 кв. м, реальная цена нового жилья в многоэтажном доме - от 35 до 38 тыс. руб. в зависимости о расположения дома. Себестоимость на сегодняшний день жилья в многоквартирном многоэтажном доме с муниципальной отделкой составляет от 30 до 32 тыс. руб. А дальше логистика, и если, соответственно, технология выстроена неправильно, то любая менеджерская ошибка приводит к тому, что такой проект становится нерентабельным, если цена сбыта 35-36 тыс. руб.

Вопрос: Проблема обозначена. А пути ее решения?

Владимир Груздев: А пути решения – это увеличение покупательской способности жителей, с одной стороны, а с другой – программа субсидирования. Мы свои областные программы по субсидированию приобретения жилья очень сильно увеличили. Если в 2011г. на субсидии выделялось 60 млн руб., в этом году 110 млн руб., то в следующем мы планируем, посмотрим, как у нас бюджет будет складываться, попробуем 250 млн руб. заложить. Это существенная поддержка. Если средний размер субсидий - где-то 570 тыс. руб., то посчитайте, какое количество туляков сможет принять участие в этой программе. На следующий год может быть почти 500 семей. И если средняя стоимость квартиры составляет 1 млн 200 тыс. руб., то сами посчитайте, что субсидии иногда составляют до 40-45%, что в принципе даже для работающего человека при средней зарплате 17,5 тыс. руб. за 10 лет этот кредит возвращается. Тем более у нас есть областной фонд ипотечного кредитования, который тут же может сопроводить эту сделку. Кредиты выдаются на условиях АИЖК.

Вопрос: Как областные сельхозпроизводители относятся к вступлению России в ВТО?

Владимир Груздев: Но у нас плавное вступление, по сельскому хозяйству там 7 лет. Людей сегодня интересуют несколько основных проблем. Это низкий уровень цены сбыта продукции, отсутствие кооперации, высокие ставки по кредитам. У Россельхозбанка ставки начинаются с 14%. А то же сырое молоко покупается у производителя за 12-13 руб. за литр, и конечно, этих денег аграриям хватает постольку- поскольку. В прошлом году мы еще сильно попали с сахарной свеклой. Аграрии недополучили почти 500 млн руб. Кроме того, мы были вынуждены выделить почти 50 млн руб. из областного бюджета на компенсацию транспортных перевозок, потому что ситуация была действительно патовая.

Это основные проблемы. Людей интересует доступность кредитных ресурсов, их стоимость, возможность кооперации, чтобы люди имели возможность сбывать свою продукцию по нормальной цене. ВТО гораздо дальше в списке, чем эти насущные проблемы.

Е.Слаута (РИА РБК): Можно ли развивать в Тульской области туризм? Нужно ли это? И что для этого необходимо сделать?

Владимир Груздев: Это важный вопрос, потому что Тульская область обладает таким количеством брендов, что любая другая область может позавидовать. Кроме самоваров, пряников и оружия, у нас есть еще такие сильные бренды, как музей Поленова, дом-музей "Ясная Поляна" Льва Николаевича Толстого, Куликово поле. К сожалению, многие даже не знают, где находится "Ясная Поляна". Большинство уверено, что это где-то в Подмосковье. А это очень сильный бренд. Одна из первых ассоциаций, связанных с Россией, у иностранцев - это Толстой и Достоевский, которые делят первую-вторую строчку, а уже потом идут водка, икра и так далее.

Развитие туризма - это необходимая вещь. Но для того, чтобы мы сегодня могли приглашать наших посетителей, нужна инфраструктура, дороги, сфера обслуживания. Мы готовим брендированную программу. Думаю, что в следующем году у нас будет ситуация гораздо лучше, и мы с большей уверенностью готовы будем принимать посетителей, которые будут приезжать к нам в область.