- Дноуглубление – это работа, которая должна проводиться систематически – отмечает общественный деятель, член Географического общества Юрий Коробов. - Она влияет на возможность использования наших рек для судоходства. В России на долю водного транспорта приходится менее 2,8% общего транспортного грузооборота. В Германии это 11%, а в Нидерландах 34%. При этом такого количества рек, как у нас, нет ни в одной стране мира.

В СССР работы по дноуглублению велись постоянно, для судоходства использовалось более 145 тысяч километров речных путей с гарантированными габаритами судового хода. В 90-е годы это было пущено на самотек. в России 214 больших рек, длиною более 500 километров. При этом специализированных плавсредств, драгеров, используемых для дноуглубления, в стране всего 152 единицы, меньше, чем больших рек. И находится этот флот не в лучшем состоянии, подсчитано, что средний возраст судов превышает 38 лет. Сейчас этой проблемой занимается государство - существует федеральный проект «Внутренние водные пути», на который выделено более 300 миллиардов рублей. Задача проекта – предотвратить деградацию рек.

- Если смотреть на реку глазами обывателя – проблемы не видны, - отмечает Юрий Коробов. – Например, Волга – могучая река, ее величием можно любоваться бесконечно. Но при этом в ее бассейне насчитывается около 2400 затонувших и брошенных плавсредств, в том числе грузовые и нефтеналивные суда. Некоторые из них перевозили топливо и ядохимикаты, и пока еще не решено что делать с этими останками. Ситуация тревожная. И вопреки распространенному мнению, река не может очистить себя сама, если речь не идет об единичном загрязнении, – отмечает эксперт-эколог. - Были проведены исследования, которые указывают, что ресурс самоочищения был исчерпан еще 30 лет назад. Волга постоянно подвергается колоссальной антропологической нагрузке.

Напомним, что и крупнейший приток Волги — Ока, протекающая по нашему региону испытывает проблемы связанные с маловодностью и оскуднением водных биологических ресурсов.

Решить эти проблемы можно с помощью многократного увеличения ответственности за нарушение экологических требований. Если предприятие осуществило или осуществляет сброс в реку неочищенных сточных вод, выписанные штрафы должны перекрывать нанесенный ущерб, а не только нейтрализовать последствия. Также необходимо усовершенствовать технологии ведения деятельности, особенно в плане воздействия на экологию.

Важно понимать, что проблема не заключается в загрязнённой воде: экосистема — это совокупность составляющих, где учитывается и качество воды, и изменения в составе флоры и фауны, которые могут происходить под влиянием разных факторов. Например, человек построил Волго-Камский каскад гидроэлектростанций – это колоссально повлияло на речные экосистемы. Таким образом, мы видим целый комплекс проблем, которые требует разноплановые пути решения.

- Наша работа имеет разветвлённую направленность, – рассказывает Юрий Коробов. - Для властей мы даем рекомендации по организации деятельности в отдельных направлениях. Ведем разъяснительную работу, участвуем в законодательных инициативах. Пора в корне менять отношение к окружающей среде, формировать новые привычки, каждому стать в душе экологом. Наше отношение к природе сегодня – это вопрос нашего выживания, не говоря о будущем наших детей.

Читайте
"Тульские новости" в: