ФГУ «Тульский центр стандартизации, метрологии и сертификации» провел экспертизу молочной продукции, поставляемой в медицинские учреждения города. В частности, проводились исследования в Тульском областном онкологическом диспансере и в  ГУЗ «ТОПБ» №2.

Проводились испытания сметаны, масла, творога и кефира. Результаты оказались весьма неутешительными. Выяснилось, что продукты, без которых сложно представить меню любого учреждения здравоохранения, не отвечают требованиям ГОСТа и техническому регламенту на молоко и молочную продукцию.

 

В исследуемых образцах продукции массовая доля жира и белка оказалась ниже той, что соответствует заявленным сметане, творогу и кефиру. К примеру, массовая доля жира для исследуемой сметаны это 20%. А по результатам экспертизы  она оказалась 18%. Белка 0,85% при норме не ниже 2,6%.

Кроме того, во всех продуктах как минимум в 5 раз было превышено соотношение метиловых эфиров жирных кислот. Это означает, что вместо молочного жира в продукте содержится заменитель на основе растительного жира

Вывод экспертов: Исследуемые образцы не соответствуют ГОСТу и требованиям  Федерального Закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88 от 12.06.2008 г.с изменениями от 22.07.2010 г.

Сметана не является сметаной, творог не является творогом, кефир – нельзя назвать кефиром.

Исследуемое масло оказалось спредом.

То есть эти продукты вовсе не являются тем, чем они заявлены в меню. И сметана, и творог, и кефир по итогам экспертизы всего лишь сметанный, кефирный и творожный продукты, а масло – это спред.

Мы привыкли к тому, что сенсация бывает только тогда, когда людей кормят просроченными   продуктами. Здесь к срокам хранения претензий нет. Но, по сути, это обман. И обман там, где его сложнее всего обнаружить. Ведь пациенты больниц вряд  ли отличат творог от творожного продукта, а сметану от сметанного. А если и отличат, то могут и не придать этому значения. Хотя бы просто потому, что все их  мысли заняты лечением болезни.

А вот  властям нельзя не придавать этому значения! Дело в том, что у этой продукции есть поставщик. И есть заказчик этой продукции. И есть цена на эту продукцию, которая прописывается в документах, равно как и название этих продуктов. А цена от названия находится в прямой зависимости.

Если указано, что это творог, то и цена его будет выше, чем цена творожного продукта, который по своим характеристикам творогу уступает.

Но заказчик все равно оплачивает продукт по цене творога, то есть завышенной. Как следствие, превышается расход бюджетных средств на оплату этих заказов. Ведь учреждения здравоохранения содержатся на средства бюджета, то есть на наши деньги.

Как нам объяснили специалисты, если цена заказа превышает 100 тысяч рублей, то заказчиком выступает городская администрация. Если ниже – то заказчиком может выступить сама больница.

Процедура такая: заказчик объявляет аукцион, чаще всего электронный. При этом заказчик обозначает основные характеристики продукта, который бы он хотел получить от поставщика, участника аукциона. К слову сказать, таких участников может быть неограниченное количество. Главное, чтобы он не состоял в реестре недобросовестных поставщиков и имел лицензию на свою продукцию. Но в идеале задача заказчика  - проверить продукцию каждого участника на соответствие всем нормам качества и заявленным условиям.

Иными словами, то, что масло не является маслом, а является спредом, должен был бы выявить заказчик продукции и отказаться от подписания договора с поставщиком.

Но на практике, как показывают результаты исследований, такого не происходит.

Еще один важный момент: производителями молочной продукции и спреда для  тульских больниц являются  калужская фирма ООО «Гольмар-Групп» (поставщик ООО ТК «Бодес»)  и пензенская фирма ООО «Молком» (поставщик ООО «Миниопт»).

Почему были выбраны именно эти фирмы, остается непонятным. Низкая цена могла бы объяснить выбор, но есть же еще расходы на транспортировку.

Почему бы не взять продукцию тульской компании, которая не будет завышать цену из-за расходов на транспорт, продукция которой отвечаем всем требованиям и действительно является той продукцией, которая заявлена?

Тогда бы и бюджет не нес убытки, и больные бы кушали настоящую сметану, кефир, творог и масло.

Чья в этом вина и была ли продукция по завышенной цене допущена к поставке в тульские больницы намеренно – предстоит выяснить соответствующим органам. С запросом по данному факту мы обратились в тульский Роспотребнадзор,  Росздравнадзор и прокуратуру. По закону, у ведомств есть семь дней на ответ. Ответ мы обязательно опубликуем.