Ветеран Николай Кульпов: На фабрике услышал плач, начал спрашивать. Мне сообщили, что началась война

icon 22/06/2021
icon 12:28
Ветеран Николай Кульпов: На фабрике услышал плач, начал спрашивать. Мне сообщили, что началась война

Автор:

«Внимание, говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»
 
22 июня – День памяти и скорби. Восемьдесят лет назад мирную жизнь прервала война. 
 
В преддверии скорбной даты журналист «Тульских новостей» пообщался с ветераном Великой Отечественной войны Николаем Ивановичем Кульповым.
 
Николай Иванович родился в 1924 году в Ивановской области. Родители занимались хлебопашеством и воспитывали 6 детей. Жизнь до войны Николай Иванович вспоминает с улыбкой...  
 
В школу ходил пешком – по 5 километров. Окончил 8 классов. 
 
-А дальше вы пошли куда-то учиться?
 
-Пошел учиться в текстильный техникум. Ходить приходилось за 25 километров от дома. Хотел получить образование текстильной промышленности.
 
-Получили образование в итоге?
 
-Нет. На третьем курсе - это было 1941 года, к нам пришли из оргклуба и спросили: «Кто хочет летать? Приходите в нам». Тогда все парни хотели быть летчиками. Все начали писать, а я сначала не хотел: худой тогда был очень. Но в итоге я написал. И меня взяли!
-Как вы узнали о начале войны?
 
-На практике, на фабрике услышал плач. В шоке был, рыдали все. Когда начал спрашивать, что же случилось, мне сообщили, что началась война.
 
После этого Николай Иванович отправился с друзьями в военкомат добровольцами в пехоту.
 
-А почему не летчиками?
 
-Боялись. Мы не летали на военных самолетах во время практики в летном.
 
В итоге Николая Ивановича все-таки отправили в авиацию. Обучались в Перми. 
До 1942 были летчиками запаса – учились. Затем Николай Иванович получил звание младшего лейтенанта. Затем летчика отправили под Смоленск. Туда полетели на боевых самолетах. Это был конец 1942 года. Первые вылеты были пробные.
 
-Инструктора как-то помогали? Или вы уже полностью сами?
 
-Помогали. Помню, даже говорили мне: «Я стреляю, и ты стреляй». Понимаете, тяжело все равно было ориентироваться. Очень тяжело было. Я ведь забыл сказать! Я еще в наземных войсках служил. И летали, и по земле оборонялись.
 
-Финальное наступление помните?
 
-Конечно. Оно началось 6 мая 1945 года. 4 дня шло активное наступление. Мы не сразу узнали об окончании войны. У нас штурм длился до 10 мая. Мы несли большие потери. Неоднократно обращались в командование, но была установка: «Продолжаем штурм, мы почти взяли Кёнигсберг». Это нас воодушевило. Среди погибших были мои друзья, но я понимал, что скоро это все закончится и шел вперед. Немцы уже чувствовали, что войну проиграют и начали бежать в Швецию, Норвегию по воде, но мы разбомбили им порты.
 
-Как вы узнали, что война закончилась?
 
-Слышали, как стреляют. Мы тогда в Германии были. А после до нас дошла информация, что война закончилась. Все сняли с себя головные уборы и бросили их вверх. Солнце тогда было яркое, погода как будто все чувствовала.