«Здесь люди умеют держать слово»: Анатолий Воропаев о Стародубцеве, своем губернаторстве и Туле

©
В редакции ИА «Тульские новости» и газеты «Московский комсомолец в Туле» состоялась «прямая линия» с ректором Тульского государственного педагогического университета Надеждой Шайденко. В ходе «прямой линии», приуроченной ко Дню учителя, Надежда Шайденко ответила на 15 вопросов, касающихся как высшего, так и начального и дошкольного образования.
О студентах, иностранных, и не только
- Скажите, на какие специальности в вашем ВУЗе самый большой конкурс? Какие новые специальности открылись?
- Прошедший год для всех ВУЗов страны по приему был очень сложным, так как принимали по итогам ЕГЭ. Следовательно, абитуриенты могли подавать документы в любое количество ВУЗов, на любое кол-во специальностей. У ректоров возникла терминология: абитуриентский туризм и абитуриентский терроризм. Абитуриенсткий туризм - дети лично возили документы, а абитуриентский терроризм – например, одна девочка подала документы в разные ВУЗы на 33 специальности, на 22 специальности была рекомендована к зачислению, но не стала поступать. На сайте министерства образования и науки выложены новые требования по приему документов в следующем году.
По второму вопросу - для всех вузов вступает закон по системе двух уровней – бакалавриат и специалитет. Практически все специальности будут новыми, ведь они будут заново пролицензированы. Бакалавриат – для того, чтобы студенты были практико-ориентированы. Специалитет – для желающих углубленно изучать предметы и последующей научной деятельности.
- Как много иностранных студентов обучается в вашем ВУЗе?
- Еще в советское время была открыта кафедра по работе с иностранными гражданами и мы учили кубинцев. Потом система госзаказа на иностранцев была развалена, и они набирались через контрактеров. В настоящее время, мы 1 из 40 вузов, где лицензирован Подготовительный факультет (иностранных студентов учат русскому языку и т.д). Последние годы переходим на систему госзаказа и гордимся этим, посольства сами присылают людей на обучение. Такие студенты приезжают учиться, а не торговать. К цифре 400 иностранных граждан мы приблизимся.
- Скажите, как много льготников поступило в этом году в университет?
- Ажиотажной ситуации, какая была в ряде вузов, когда льготники закрывали престижные места, у нас не было. Традиционно поступали и сироты, и инвалиды. В этом году это115 человек, они равномерное распределились по специальностям. Многие из них в ЕГЭ имели проходной балл, позволяющий пройти на эту специальность. Однако был случай, когда девочка на 1 балл превысила ЕГЭ «2», мы обязаны были ее принять, через 2 недели она поняла, что не туда попала. Ее направила бабушка поступать к нам. Я спрашивала у бабушки: «Зачем вы человека, не знающего алфавит, послали учиться? Но она надеялась, что у девочки получится. Ограничений по льготникам нет никаких.
- Преподают ли у вас иностранные граждане? Как часто они приезжают в Педуниверситет?
- Факультет иностранного языка периодически, по линии МИДа или различных Фондов, получает преподавателей из других стран, в основном это англичане, французы и немцы. У нас второй год работает австрийская преподавательница, причем работает на постоянной основе, получает зарплату. У нас есть система профмобильности. К примеру, к нам приезжают два профессора –почетные профессора ТГПУ – из Ирландии и проводят особые психологические тренинги.
О вузе, развитии и планах
- Не планируется ли открытие новых корпусов в ВУЗе?
- Мы сегодня имеем памятник архитектуры - наш 1 корпус, затем у нас есть 2, 3, 4 – студенческие корпуса. Для учебного процесса хватает основных зданий. 5 корпус – химическая лаборатория, там же сельхозспециальность, 6 корпус –лингвистический центр, туда закупается лингафонное оборудование, проводим там же коммерческую деятельность, все это в 6 корпусе. Почему не строим новые корпуса? Это дело финансово безнадежное. Федеральное агентство не готово финансировать строительство новых корпусов. Мы учимся в одну смену, поэтому зданий нам хватает.
- Я слышала, что приложения на иностранном языке, которые прилагаются к диплому, не бесплатны и стоят 5 тысяч рублей. Не каждый студент может себе такое позволить. Нет ли в этом дискриминации, ведь приложение получат только материально состоятельные студенты?
- Диплом Сапплемент - это европейское приложение к диплому. Выдача данного документа - воля университета, ВУЗ получил лицензию. Приложение к диплому является штучным для каждого студента. Перевод должен быть переведен индивидуально. За «спасибо» никто не может выполнять эту работу, следовательно, работа калькулируется, в прошлом году это стоило 3 тысячи рублей. Современный студент, получающий стипендию и материальную помощь может заплатить эту сумму. Бесплатно никто выдавать эти документы не обязан.
- Можно ли устроиться к Вам на какую-нибудь вспомогательную работу, и какую зарплату (приблизительно) я смогла бы получать?
- В ВУЗе около 550 преподавателей, около 600 единиц учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Есть потребность в библиотекарях, медицинских работниках. Заработные платы самые разные – минимальная по закону – 4330, но ее никто не получает, потому что у нас есть система самых разных надбавок.
- Какой процент Ваших выпускников собирается / работает по специальности?
- В 2008 г в основном выпускники были по педагогическим и с/х специальностям. В настоящее время работает по специальности 65 % выпускников. Сюда не входят люди, распределенные по декрету, люди, продолжающие обучение за границей. У нас налаживаются контакты с системами образования Москвы. Покупатели приезжают на студентов и они едут в Москву. В ТГПУ есть центр профориентации и трудоустройства, сотрудники занимаются временным и постоянным трудоустройством. В этом году будет заканчивать категория студентов не педагогических специальностей. Сельскохозяйственники устраиваются на 100 %. А выпускники педа не пойдут в систему образования Тульской области до того момента, пока помимо ЗП, не будет создано социальных условий.
О школе
- Насколько мне известно, начальное и среднее образование у нас пока всеобщее и бесплатное. Но как же быть с тем, что большинство школ среди кандидатов уже в 1-ый класс устраивают конкурс. В частности, проблема такова: моему ребенку 6 лет, в сентябре я озадачилась поиском подходящей школы. Но как выяснилось, во все более-менее приличные школы (я сужу по выпускникам школ) попасть просто нереально! У них уже начались курсы для будущих первоклассников, среди которых этих первоклассников потом будут еще и выбирать! и попасть даже в эти группы уже нереально. Как быть в этой ситуации?
- С точки зрения законодательства, уже несколько раз министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко направлял во все учреждения уведомления, по которым запрещен отбор в школы. Тульская прокуратура обязана и, насколько я знаю, следит за этим. Лингвистическая школа №11, лицей при ТГПУ. Разве каждый ребенок может освоить эту программу? В спецклассы детей, конечно, надо отбирать. В тоже время, если мама видит, что ребенок не может пройти собеседование, пусть не утомляет ребенка.
В обычный класс любой школы обязаны принять в микрорайоне, школы заинтересованы в детях, чем больше детей, тем больше проплата из федеральных средств. Детей надо готовить.
Первоклашкам нужна начальная школа с наименьшей затратой сил, здоровья и времени. Не надо таскать его в модную школу.
- Сегодня День учителя - один из самых памятных осенних праздников. Ведь мы все учились в школе и поздравляли своих учителей. А с чем для Вас связан этот день?
- Не люблю этот праздник, ведь его изуродовали постоянными переносами дат: сначала – 1 сентября, потом первая суббота октября, теперь – 5 октября. Самый главный педагогический праздник для меня – первое сентября.
- Слышал вокруг преподавания литературы в школе ходит много споров. А вы сторонник какого метода: литература как уроки нравственности или акцент все-таки на формальном методе изучения (и пусть школьники думают о нравственной стороне сами)?
- Литература тренирует память школьника. Сегодняшнего ученика не учат излагать свои мысли устно и письменно, следовательно, ребенок отупляется. Воспитывающая функция образования постоянно уходит. Я – сторонник воспитывающего обучения.
- Волнует вопрос выбора школы для ребенка. У меня нет возможности рано забирать ребенка домой, т.к. я работаю до вечера, бабушки нет. Скажите, а есть ли у нас в Туле такие школы, где в начальных классах ребенок находился бы в учебном заведении часов до 16-00 - 17-00. Причем, чтоб он не просто носился на "продленке" сломя голову, а там занимались бы с ним чем-нибудь полезным?
- Мы знаем, что такие школы есть, все больше кружков открывается. Это и 33 школа, и 54. Маме нужно обратиться в РОНО, а еще лучше пройтись по школам.
- Сейчас очень модно «заниматься» и «развивать» детей. Причем делать это не самому - довольно накладно. А как вы относитесь к разным курсам раннего развития дошкольников, так расплодившимся в последнее время? Как проследить за качеством их преподавания и квалификацией их кадров?
- Очень отрицательно. Хорошее слово «модно». Для чего развивать? Для того чтобы принести пользу ребенку или просто перед гостями выставить ребенка и попросить сказать слово на иностранном языке? Цель развития ребенка? Часто родители пытаются реализовать свои несбывшиеся надежды и мечты. Не надо навязывать ребенку, ребенок еще не осознал себя. Психологи говорят, что иностранный язык надо изучать с 7-8 лет, не раньше. Подумайте об уровне переутомления детей. Самое главное в этом возрасте - постоянное умное общение с родителями. Не один воспитатель не даст того тепла, которое дадут родители.
О выпускниках и аспирантах
- В этом году закончила вуз и попыталась утроиться по специальности. После звонка в департамент образования и визита на биржу поняла, что учителя русского языка НИГДЕ НЕ ТРЕБУЮТСЯ!!! Тогда я решила обойти все школы сама. Результат - ноль! лишь в одном лицее мне сказали, что учитель-филолог им нужен, но т.к. у меня нет опыта (диплом "с отличием" им ничего не говорит), я им не подхожу. И как в таком случае сохранить верность выбранной профессии?
- Встречный вопрос: «Почему она не прошла систему трудоустройства в ТГПУ»?. В мае каждый год выпускники приходят туда. Ее ждут на факультете, в университете, мы сможем ей помочь. Учителя русского языка и литературы очень нужны.
- После окончания вуза собираюсь в аспирантуру. Слышал, что в вашем университете обучение в аспирантуре обойдется дешевле, чем в других вузах. Правда ли это? И что мне нужно для того, чтобы поступить?
- Почему у нас за все привыкли платить? У нас есть как бюджетные места, несокращенные, для студентов, так и бюджетные места в аспирантуру. Для поступления нужны знания. Человек сдает 3 вступительных экзамена. Предварительно необходимо на соответствующей кафедре найти человека, который готов руководить интересующей человека проблемой. Предпочтение отдается выпускникам нашего вуза, мы их знаем, чаще всего, это наш актив, те люди, на которых мы надеемся, они в будущем займут наши места