Лидия Александровна, срок полномочий депутатов подходит к концу. В марте нас ждут выборы в гордуму. Как Вы расцениваете работу Тульской городской Думы III Созыва?

Л.С.: Чтобы расценить любое явление или предмет, надо понять: «А для чего они нужны, чем полезны!?» Порассуждаем, что же такое власть… Власть в любом государстве – это малочисленная группа людей, которая управляет всеми остальными. По Конституции, местное самоуправление – это форма народовластия. Она разделена на две равные части – исполнительная власть и представительная власть. Народу вообще то выгодно, когда в структуре власти находятся ее представители – депутаты. Поэтому и существуют выборы. То есть, избранные депутаты осуществляют связь между исполнительной властью и народом. Это непростая роль, особенно в России, где людям сейчас живется очень сложно. У депутатов задача – донести проблемы и нужды народа до исполнительной власти и совместно их решать. В структуре исполнительной власти происходит обратная картина: здесь ищут более легкие пути. Им зачастую выгодно не замечать проблемы города и граждан, так спокойней жить. Вечно им не хватает финансовых средств, чтобы как следует помочь людям. И получается, что народ у нас всегда обделен, и деньгами и правами. Главная задача депутата – чтобы власть не забывала, что она создана, чтобы служить людям, ибо живет и расходует деньги налогоплательщиков.

В Думе я уже 12 лет и высоко ценю депутатов городской Думы I и II созыва. Работа с избирателями была более конструктивной. Избиратели чувствовали заботу о них со стороны депутатов. В те годы местные законодатели ставили исполнительной власти задачи и добивались их практической реализации.

В Думу III Созыва пришли 10 человек новых, которым явно не хватало опыта, они так и не смогли адаптироваться в этой структуре за четыре года, провели их в полном молчании на заседаниях. Ушли в предания яркие выступления, полемика, «битвы» с исполнительной власти – всё это необходимые атрибуты представительного органа. Зачастую депутатские комиссии проходили формально, сложнейшие вопросы вообще не разбирались, голосование было «дежурным». Депутаты как-то потеряли свое значение, и более значимой оказалась исполнительная власть. Вообще в большой политике такой дисбаланс властных структур не допускается. Дума во многом сработала неэффективно. Наработки Гордумы прошлых созывов были сведены на «нет», в том числе так называемые «депутатские» программы. Вообще их надо было бы назвать «народными», потому что все деньги тратились на пользу народа. Фактически депутаты закрывали серьезные пробелы в Жилищном кодексе, который, к примеру, возложил обязанности по капремонту кровель на жителей. Но разве могут собрать люди миллион на капремонт крыши дополнительно к высокой квартплате. Поэтому выделялись бюджетные деньги на депутатские программы, и жилищные проблемы, накопленные десятилетиями, решались с помощью депутатов. Вспоминаю, около восьми лет назад материальная база тульских детских садов находилась в таком плачевном состоянии, что в некоторых детсадах прачки стирали белье вручную, потому что стиральные машины уже не подлежали ремонту. Именно под неусыпным оком городских депутатов была восстановлена материально-техническая база детских садов, отремонтированы библиотечные пункты, медицинский блок, детские комнаты школьников, большая помощь оказана школам. То есть депутаты, действительно старались оправдать доверие избирателей, которые за них проголосовали.

Депутаты III Созыва оказались беспомощными и молчаливыми, а оппозиция – слабая и разрозненная. В предыдущие два созыва оппозиция также была в меньшинстве, но очень влияла на расстановку сил в Гордуме, к мнению оппозиции прислушивались и считались с ней, в нынешней думе к оппозиционным депутатам вообще никто серьезно не относится…

Может быть, сказалось влияние нового председателя Думы В.С. Могильникова, он опытный аппаратчик, но Дума – орган коллегиальный, и решать все городские проблемы «в одну голову» - не получится. Десятерым новым депутатам никто не постарался помочь, да и сами они не проявили инициативу, чтобы понять смысл представительной власти. Поэтому если в предыдущие годы новые депутаты, спустя какое-то время, становились на равных с опытными, то в этом созыве они с чем пришли с тем и уходят, даже для своих личных фирм «не крупно прихватили».

Сыграла ли роль слабость депутатов, о которой Вы говорите, в ситуации с экс-главой администрации Тулы Альбертом Уколовым?

Л.С.: Да, действительно. Главе исполнительной власти были совершенно бездумно делегированы многие полномочия. В прежних созывах этого не происходило. Практически все важные Положения I и II созыва были переделаны, из которых права Думы изъяты, это касается, прежде всего, бюджетных решений и по собственности. Почти без обсуждений передавалась муниципальная собственность в частные руки. На одном из заседаний Могильников поднял вопрос передачи водопроводных сетей в руки бизнесменов – якобы чтобы те инвестировали в них свой капитал и повышали качество этих сетей. Но в этом случае подача воды в жилые дома станет бизнесом, любой предприниматель должен получать для себя прибыль. Это две большие разницы – муниципалитет просто обслуживал водопроводные сети, и подача воды в дома не являлась источником доходов в бюджет. Любой коммерсант начнет нам не подавать воду, а продавать. И никто не вспомнил историю, когда частный владелец троллейбусов Ю. Мазыкин, заявил о том, что будет подавать троллейбусы, только при условии, если ему утвердят цену билета в 17 руб. на проезд в тульских троллейбусах. Областной департамент решительно отказался утвердить такую цену, и в знак протеста целую неделю троллейбусы не выходили на маршрут. А если такое же случится с частным владельцем водоканала и водопроводных сетей? И город будет целую неделю без единой капли воды? Вовремя подоспел новый глава М.Е. Иванцов, и этот проект отложил в дальний угол.

Областная прокуратура приносила по два - три протеста на решения после каждого заседания Думы, потому что они нарушали Федеральные законы. Рабочая группа, созданная по предложению губернатора, для оценки эффективности процесса приватизации в г. Туле выявила серьёзные нарушения в нормативно – правовых актах, принятых Думой по приватизации на соответствие Федеральному законодательству. Но юристам в Тульской городской Думе даже выговор никто не объявил…

Как Вы думаете, новый глава администрации, а Дума утвердила его на пять лет, будет более конструктивно работать с представительной властью?

Л.С.: Михаил Иванцов – это руководитель с опытом. Он пришел из Ленинского района, где был главой администрации и хорошо зарекомендовал себя. Вряд ли кто-то скажет, что за ним тянется шлейф каких-то негативных моментов. Думаю, что новая Дума утвердила бы именно его. Срок полномочий был продлён до пяти лет уже сейчас для того, чтобы три месяца не были потерей для его полноценной работы. То, что не смог сделать несколько лет тандем Уколов – Могильников, Иванцов сделал за один месяц: заставил ОАО «Управляющая компания» отчитаться перед каждым туляком за собранные деньги. В каждую квартиру был доставлен индивидуальный отчёт. Ну а дальше – посмотрим, по предложению Президента РФ глава исполнительной власти обязан ежегодно отчитываться перед депутатами. Поэтому надо работать, прежде всего, на благо города.

Какими будут выборы депутатов Тульской городской Думы, и каким, по Вашим прогнозам, получится новый состав парламентариев?

Л.С.: Я оцениваю туляков как очень грамотных политически людей. Они высказывают свои политические взгляды, объясняют свою позицию, почему они голосуют за ту или иную партию. Мне это всегда нравилось в наших людях. Но когда они чем-то недовольны, они не ходят голосовать – такой вот протест. Но это протест, на мой взгляд, неправильный. Надо обязательно пойти на выборы и выразить свою позицию. Я думаю, что 14 марта – это же весна, солнышко пригреет, явка будет сравнительно большой.

Прогнозировать же состав Тульской городской Думы сейчас вообще никто не решается. И я, с высоты своего политического опыта, вижу, что выборы будут не просто сложными, они могут дать много сюрпризов. Система выборов по партийным спискам – она спорная. Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании заявил, что на федеральном уровне до конца не решен вопрос, нужны ли партийные списки в местном самоуправлении. Местное самоуправление – это форма народовластия. Так каким же образом это может быть шагом на пути к демократии, если основная масса народа полностью отстранена от процесса выдвижения кандидатов в депутаты, какое же это народовластие? В Туле партийных граждан наберется, хорошо, если две тысячи из полумиллиона. По сути, эти два понятия – выборы по партийным спискам и местное самоуправление – они не совместимы. Людям всегда проще выбирать конкретного человека, которого они знают по конкретным делам. В Туле партий много, округа маленькие и каждый будет добиваться расположения в свою пользу. Поэтому могут быть очень большие сюрпризы, а сама Дума получится такой, которую власти и не ожидают.