Нередко за день несколько человек купят несколько бутылок пива, и все. Но, словно в насмешку над рыночными законами, число супермаркетов и торговых центров в областном центре растет. Куда городу их столько? Это выясняла газета «Молодой коммунар».

Сам себе регулировщик

В советское время существовал такой показатель – обеспеченность населения торговыми площадями. Считалось, что на каждую тысячу городских жителей должно приходиться не менее 300 квадратных магазинно-базарных метров. Четверть века назад в Туле на 1000 человек приходилось более 500 таких «квадратов».

Сегодня прежние нормы – в разных районах города - превышены в 4-7 раз. Видя, с какой быстротой в городе появляются новые торговые центры, а сетевые супермаркеты оккупируют первые этажи домов, поневоле задаешь вопрос: а есть ли предел? Оказывается, нет. В России до сих пор нет общего закона о торговле, который хотя бы «рамочно» обозначил, куда и как она движется. Проект документа завалялся где-то в комитетах Госдумы.

Большинство депутатов и чиновников твердят одно: рынок, мол, сам все отрегулирует. Когда произойдет насыщение города предприятиями торговли, когда уравняются финансовые возможности покупателей с массой предлагаемых им товаров, рост числа торговых точек остановится. Пока же они продолжают появляться, и город от этого выигрывает, получая новые рабочие места и налоги. Что здесь плохого?

Вроде бы, ничего. Но есть и обратная сторона медали. Достаточно пройтись по проспекту Ленина от «белого дома» до «трех штыков», чтобы сделать сразу несколько выводов. Так, очень много магазинов и торговых центров, в которых почти нет покупателей. Продавцы и охранники скучают, причем, в любой день недели, в любое время суток. Цены на товары, которые здесь предлагаются, ощутимы даже для обеспеченных туляков, и никаких признаков к снижению они не демонстрируют.

Кроме того, исчезли небольшие продуктовые магазины и относительно дешевые объекты «общепита». Одни рестораны и кафе, где по вечерам веселятся небедные горожане, а днем - пустота. Обед за 300-500 рублей не каждому по карману.

Вложение или омертвление?

Скоро рядом с тульским «белым домом» развернутся строительные работы, и у стен кремля появится новый торгово-развлекательный центр. Среди горожан ходят слухи о том, что так и не родившийся новый кукольный театр отдадут под такой же объект. Может, и неправда, но суть в другом. Торговля в Туле развивается не по рыночным законам, а вопреки им. Магазины и центры, которые из-за своей скученности и высоких цен не могут приносить прибыль, тем не менее, множатся. Если несколько лет назад потенциальный инвестор сначала проверял «потребительскую обстановку» в месте возведения торгового объекта (количество жителей, расположение предприятий и учреждений, транспортные развязки и т. п.), то сейчас, кажется, никто ничего не изучает. В любом «престижном месте» Тулы (за исключением заводских окраин) инвесторы готовы строить новые торгово-развлекательные центры или выкупать первые этажи зданий.

Ответ на вопрос «почему?», известен - к нам пришел московский капитал, которому уже тесно в столице. В радиусе 150 км от нее все, что может приносить доход, скуплено – недвижимость, земля, леса и поля. Дошла очередь и до Тулы. Инвесторам пока все равно, будет ли приносить быструю прибыль то, что они купят или построят в нашем городе. Дальше будет видно, если что, можно перепродать. Сегодня главное – «застолбиться», прозеваешь момент – придется «идти» в районы области, где народ имеет совсем уж скромные доходы.

За колбасой на рынок

Большинство новых «супермагазинов» торгуют непродовольственными товарами. Так проще: не нужно специального оборудования, меньше проблем с санэпиднадзором и т. п. Обувь, золото, парфюмерия, телевизоры не портятся.

И вообще идет «вымывание» продуктовых магазинов с центральных улиц города и уничтожение небольших торговых точек в других кварталах, вместо которых там возводят сетевые супермаркеты (как правило, они тоже принадлежат московским инвесторам). Те сначала низкими ценами давят конкурентов, а затем, став монополистами, задирают цены. Что мы сейчас в Туле и видим – относительно дешевые продукты питания остались только на рынках.

Нам так и не удалось понять, кто персонально в городском руководстве занимается проблемой «равномерного» и «архитектурно безболезненного» размещения торговых центров. Строго обязывающих правовых актов по сему поводу нет, а потому они чаще всего растут там, где хочется тем, кто дает деньги на их возведение.

Меж тем, в иных областных и краевых центрах (Омск, Новосибирск, Краснодар и др.) применяют общемировые принципы торгового обслуживания. В исторических центрах оставили то, что было, подвергнув здания и рынки серьезной реконструкции, но сохранив маленькие магазинчики. Основная масса торговых и развлекательных центров выведена на окраины городов, куда проложены маршруты общественного транспорта. Такой подход там существует в виде местных законов и генпланов развития городов.

Что мешает Туле развиваться аналогично? Тем более что кое-какой положительный опыт тоже имеется. В частности, работа по переводу городских рынков с улиц под крыши. Почему бы не заняться проблемой экономически и социально обоснованного размещения остальных торговых объектов, не ущемляя при этом интересов тульского малого бизнеса, который москвичи активно выдавливают из мелкорозничной торговли?

Есть ощущение, что кому-то хочется сделать из Тулы «город-магазин».

Грянувший финансовый кризис, который уже трансформируется в экономический, картины в ближайшие месяцы вряд ли изменит: инерция накопленных бизнесом денег велика. Да даже если инвесторы и перестанут на время вкладываться в такие объекты, то ненадолго: кризис, как нам обещают, явление временное.

Любовь Еремеева. Александр Савенков.

Фото с сайта com.sibpress.ru