Тайны старого кладбища. Полная история тульских подземных переходов
©
Строительство подземных переходов в Туле активно продолжалось и в восьмидесятые годы. Помешать этому смогли лишь наступившие экономические перемены в жизни страны. Хотя планы еще были.
Роза, пробившая гильзу
В олимпийском 1980 году в Туле, в районе автовокзала, открыли самый помпезный из всех тульских переходов. Он и сейчас выделяется своим внешним видом, а в то время был почти произведением искусства.
Работа по его сооружению начались в июне 1979 г. По нормативам на такого рода объекты отводится полтора года, однако строители пятого управления Тулпромстроя как всегда взяли обязательство сделать все за год – чтобы приурочить к моменту прибытия олимпийской эстафеты. Хотя, учитывая, что красивый переход не могли не сдать к моменту прибытия в Тулу эстафеты олимпийского огня, сначала, наверное, определились со сроками. А потом стали судить-рядить, как все обставлять. Негоже если открытие Олимпиады в Москве тульские строители не отметят своими рекордами. Стыд на весь мир.
Трудиться приходилось в сложных условиях, ведь полностью перекрыть движение на этом перекрестке было невозможно, поэтому дорогу перегораживали частично, без остановки движения основных видов городского транспорта. Но все равно выходило тесновато.
С трамваем вообще получилось неудобно. Из-за строительства подземного перехода в июле 1979 года движение трамваев, которые идут по улице Ф.Энгельса, остановили на две недели. Однако поставщики, как всегда, подводили и подводили. Уложиться к намеченному сроку 31 июля так и не удалось. Пришлось продлить локаут еще на весь август, а там и сентября немного зацепили. В итоге вместо двух недель нарисовалось почти два месяца.
На все это время, правда, запустили по имеющимся рельсам две трамвайных сцепки, курсировавших от автовокзала до улицы Советской. Так что те пассажиры, кто привык пользоваться трамваем или приобрел месячный проездной билет, продолжали пользоваться любимым видом транспорта. Правда, ждать приходилось долго – иногда аж по полчаса. Но все равно ждали. Особенно те, у кого проездной только на трамвай.
Всего на этом объекте трудилось 35 человек, включая студентов стройотряда политехнического института и присланных с предприятий города плотников и землекопов. Студенты работали усердно – все ж таки были на заработках. А вот командированные с предприятий для рытья траншей, большей частью загорали на травке, оказались не слишком загружены. Опять же какой завод отправит на синекуру работоспособного и старательного землекопа. Такие самим нужны. А здесь у них был свой круг общения. В конце лета, например, забухал прораб, и перестал появляться на стройплощадке вообще. Пришлось срочно искать ему замену.
Также стройку периодически лихорадило из-за отсутствия техники, которую не всегда присылали вовремя. Да еще не выделили ставки сторожа, а забор вокруг стройки не очень-то пугал, и местные жители слегка подтыривали отсюда стройматериалы.
С приближением срока прибытия олимпийской эстафеты работы все-таки ускорили, и сдали объект с оценкой «хорошо». Всего в этой работе были задействованы одиннадцать различных строительных организаций. Сама стройка обошлась без малого в семьсот тысяч рублей.
Переход открыли 9 июля 1980 г. Торжественная процедура открытия проходила со стороны главного корпуса политехнического института. В полдень, после короткого митинга, на котором представители общественности благодарили строителей за отличный труд с оценкой «хорошо», председатель горисполкома Б. П. Ардаманов разрезал красную ленту. Переход был открыт. Чтобы поглазеть на него, люди специально ездили к автовокзалу.
(фото: красивые витражи внутреннего освещения)
Общая протяженность нового дорожного перехода в Туле составила 145 метров. Каждый из четырех его входов имел пандус для детских колясок – тоже революционное событие для своего времени. Декоративные ограждения входов, задуманные архитектором П. Н. Спасибовым, воплотили в жизнь умельцы завода «Тула». Внутреннюю отделку разноцветной плиткой выполнили мастера «Отделстроя». Лампы освещения были красиво декорированы разноцветными панно.
Восточный торец перехода венчала ниша, в которой была установлена эмблема Олимпиады-80, изображающая беговые дорожки, которые венчала вверху пятиконечная звезда. В западном торце, в такой же нише, подсвеченной люминесцентными лампами, была композиция в настроении площади Победы – латунная роза, пробившаяся сквозь гильзы старых снарядов – символ 35-летия мирной жизни советских людей.
Все, кто строил переход, через газету обратились с большой просьбой к тулякам относиться к нему как можно бережнее.
Не помогло.
Первой исчезла роза, потом и сами латунные гильзы. Все ж таки цветмет принимали на вес и в те времена. Потихоньку начали бить стекла в оригинальных светильниках, подсвечивающих переход изнутри. Потом сдалась и эмблема Олимпиады-80, от которой долгое время торчали из стены лишь рожки да ножки, на которых она когда-то крепилась. Жаль, что от всей этой красоты не осталось на память даже фотографий, по которым можно было бы судить о самом замысле.
В девяностые переход вообще забился водой, превратившись в болото в самом центре города. Он стоял в бездействии с 1998 года, и, казалось, погиб навеки, ведь летом вода доходила практически на уровень тротуара. Из достопримечательности переход превратился в одно из главных позорищ Тулы.
И вдруг неожиданно у администрации города нашлись деньги. Переход осушили, отремонтировали систему ливневой канализации. Внутри демонтировали старую плитку, выровняли стены и пол, установили тепловые пушки. Для детских и инвалидных колясок оборудовали на лестницах специальные съезды. Для пышности установили еще над входами пластиковые поликарбонатовые навесы, да еще со стеклянными дверями, сохраняющими тепло, – опять же как в Москве.
Новое открытие перехода состоялось 11 июня 2008 года. В торжественной церемонии принимали участие губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, вице-губернатор Алексей Кораблев, глава муниципального образования город Тула Владимир Могильников, глава администрации муниципального образования город Тула Альберт Уколов. Можно было бы, конечно, и на более высоком уровне открыть, но для этого пришлось бы приглашать президента России.
Гробы и черепа
Последний на данный момент подземный переход в Туле сделали в створе улиц Мосина, Металлистов и Советской.
До того, как Металлистов стала пешеходной улицей, в обычное время суток это место не выглядело таким уж бойким. Однако когда начиналась или заканчивалась смена на двух главных тульских предприятиях – оружейном и машиностроительном заводах, который по старинке иногда еще продолжали называть новым оружейным, одновременно к остановкам транспорта устремлялось несколько тысяч человек. Конечно, такая огромная толпа не слишком-то была озабочена соблюдением дорожных правил, да и в любом случае создавала неудобства движению.
Постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1974 г. «О мерах по развитию в 1975-1980 годах городского хозяйства Тулы» предприятия Миноборонпрома СССР, расположенные в Туле, обязаны были построить за счет собственных средств и лимитов подрядной деятельности ряд объектов. Так машзаводу отводились мероприятия по укреплению берегов Упы рядом с территорией предприятия. А также финансирование подземного перехода через Советскую улицу. Которым, собственно, должны были пользоваться и его же рабочие.
Строительство перехода до сих пор овеяно в городе всевозможными легендами о том, что на этом месте до революции располагалось кладбище Сретенской церкви восемнадцатого века и, когда копали котлован, находили человеческие скелеты и прекрасно сохранившиеся дубовые гробы. Считается, что эти захоронения относятся ко времени, когда в Туле была очередная эпидемия холеры. Чтобы не разносить заразу по округе, всех хоронили в черте города. Понятно, что в свое время эти находки не афишировались, хотя в городе о них тут же стало известно.
Интересно, что первые кости и гробы на этом месте обнаружили еще в 1920 году, когда копали дренажную траншею рядом со Сретенской церковью. Тут же послали за специалистами – П. В. Нарциссовым и профессором А. П. Рудаковым. Они констатировали: да, действительно, это настоящая научная находка. Особенно отметили они тот факт, что на этом месте различимы следы нескольких городских мостовых – одна над другой. Причем первая, по мнению Рудакова, относилась чуть ли не ко временам строительства кремля.
(фото: вид из Заречья на оружейный завод и церковь Сретения)
Около церкви Сретения были извлечены и остатки человеческих скелетов и дубовых гробов – следы бывшего здесь в восемнадцатом веке кладбища. Причем, гробы были зарыты в землю очень неглубоко – всего на полтора аршина, то есть около метра. Рядом с костями нашли медные монеты 1776 года. А ниже гробов – остатки жилья и куски посуды. Почва в этом месте вообще оказалась богата мусором и обуглившимся деревом вплоть до четырех аршин, то есть трех метров глубины.
Сретенская церковь стояла примерно на месте нынешнего памятника Мосину. Освящена она была в 1784 году. Первой в новые времена разобрали на кирпичи колокольню в 1928 году. По мнению горсовета она мешала движению в этих местах. Позже снесли и саму церковь.
О кладбище, само собой, со временем забылось. И вновь оно о себе напомнило, когда начали строить переход. Правда, за исключением останков наших предков и все тех же дубовых гробов ничего ценного не обнаружилось. Клады с драгоценностями, конечно, выплывали на поверхность во время сноса старых тульских кварталов, но не в этот раз и не в этом месте.
Восьмого сентября 1983 года началось движение по новому мосту через Упу. Проект подготовил московский институт «Гипрокоммундортранс». Вместе с мостом приняли в эксплуатацию и подземный переход на улице Советской с пятью входами. Впервые в Туле в переходе было расположено несколько торговых точек.
Само собой, и этот переход сразу же после постройки сопровождала непрекращающаяся борьба с пешеходами-нарушителями. Тем более, что делать крюк через достаточно длинный вход под землю и выход на поверхность не всем хотелось. На дороге обосновался постоянный пост инспектора ГАИ. Выход же, в конце концов, нашелся достаточно простой – участок посреди проезжей части перегородили забором, и число охотников через него перелезать немедленно уменьшилось.
Несостоявшиеся проекты
В 1986 году туннель сделали на тульском треке, который открылся после реконструкции в 1986 году. Подземный переход для спортсменов и тренеров устроили с восточной трибуны в центр арены, чтобы не мешать гонкам. Это было новинкой – прежде, да и сейчас, внутрь трека проходили через открывающуюся калиточку в центральной восточной части.
В ближайших планах было и строительство подземного перехода на остановка «Стадион». Тогда еще это был Центральный стадион им. 50-летия Ленинского комсомола, а не «Арсенал». Опять же по причине того, что в дни больших спортивных мероприятий здесь неизменно переходили дорогу огромные толпы нарда. Хотя, как показывает нынешняя практика, даже при современном движении перетерпеть эти временные неудобства не такая большая проблема.
(фото: в 1986 году подземный тоннель сделали на обновленном тульском треке)
Все остальные задумки так и остались нереализованными. Среди них были и такие экзотические, как соединить подземным тоннелем две части оружейного завода, в смысле оружейный и машиностроительный.
А наиболее резонансной была, конечно, идея якобы сноса части Всехсвятского кладбища для новой автомагистрали. Правда, сами авторы проекта в восьмидесятые годы настойчиво уверяли, что это их не так поняли. На самом деле предполагалось устроить подземный тоннель, а кладбище оставить в неприкосновенности.
Менее известная идея еще одного подземного тоннеля – в районе драмтеатра, для создания транспортной развязки в центре города. От нее отказались по той причине, что для этого скорее всего пришлось бы снести старинное здание присутственных мест на Пушкинской. После эпопеи с расчисткой площади под строительство Белого дома она, конечно, выглядела совсем уж перебором.
Автор: Сергей Гусев