Самый остроумный милиционер Тулы

icon 15/11/2020
icon 23:50
Важная новость
Самый остроумный милиционер Тулы

Автор:

Было это так давно, что никто не удивится, если узнает, будто нечто подобное не раз уже повторялось в нашем городе в том или ином виде. История, как известно, вообще любит повторения. С каждым разом они выходят все смешнее и смешнее.

Десять копеек за станцию

В 1924 году в Туле появился новый вид городского транспорта – автобус. Специализированных машин тогда еще не было, и коммунотдел использовал для перевозки пассажиров переоборудованные грузовые автомобили. Только позже в Москве приобрели по 17 000 рублей за штуку сравнительно настоящие автобусы АМО будущего ЗИЛа, которые тоже переделывали на базе шасси американского грузовика «Уайт», он же White – «с электрическим освещением, крытые, похожие на вагон-конку». Были эти первые автобусы неуклюжие на вид, малой вместимости, зато они могли перевозить пассажиров. Для Тулы тогда дело архиважное.

В феврале 1924 года провели пробу маршрутного рейса тульского автобуса, который прошел от Курского (Московского) вокзала по улице Красноармейской, нынешнему проспекту, по Советской и Коммунаров (проспект Ленина) до коммунального отдела. Всем понравилось, и в сентябре 1924 года в Туле уже работали два автобусных маршрута.

Стоимость билета зависела от дальности поездки. Если на ближнее расстояние, то десять копеек, дальнее – двадцать. После настойчивых просьб пассажирам, имевшим билеты на дальнее расстояние, обещали преференции при занятии места в автобусе. Сначала заходят в салон они, потом все остальные. Скидку в 25 процентов на билет имели рассыльные телеграфа при доставке телеграмм (на трамвае, который стал ходить позже, льготных тарифов не было). Также при предъявлении телеграммы рассыльные имели право внеочередной посадки как в трамвай, так и в автобус.

(фото: Первые автобусы в Туле)

Десять копеек за станцию тоже было не бог весть что. После того, как построили чулковский мост, и автобусы из центра начали ходить до площадки, этот рейс считался убыточным, поскольку делился лишь на две станции по десять копеек за проезд каждая. Чтобы иметь хоть какую-то прибыль, предлагали продлить маршрут до патронного завода – так, чтобы получилось три станции. А как продлить, если машин и без того не хватает.

Выход как всегда нашелся простой. В 1927 году стоимость проезда от одной конечной до другой составляла уже 50 копеек. Для прижимистого советского человека, которому платили на своей работе не так уж много, сумма чувствительная. Подпольный миллионер Корейко, как мы знаем из книжки, получал каких-то 46 рублей жалования в месяц. И все удивлялись, как он умудряется на них выживать.

Как технически можно было запускать сначала дальних пассажиров, потом ближних – уму непостижимо, учитывая неизменную давку при посадке. Горсовет, когда его просили обратить на эту проблему внимание, фактически умыл руки: «В деле упорядочивания посадки в автобусы уже испробованы

все возможные для нас средства и оказалось, что даже при содействии милиционеров обслуживающий автобусы персонал не в состоянии установить посадку в порядке очереди. Особенно трудно упорядочить посадку на открытых автобусах Уайт».

Обслуживающий персонал, как и в царское время, поначалу состоял из одних мужчин. Но в 1925 году газеты сообщили, что на тульских автобусах в роли старшего контролера появилась женщина.

«Ни рубля вам не заплачу»

Нравы на тульском транспорте были достойны пера Зощенко. 18 января 1928 года в автобусе №2, шедшего из Чулково на улицу Коммунаров, контролер Костромина попыталась оштрафовать за безбилетный проезд члена горсовета Гурову. Что тут началось. Член горсовета – она ведь законы-то знает. И вообще – власть!

В ее версии ситуация выглядела следующим образом. Контролер автобуса, занятый частными разговорами с другими пассажирами, начала проверять билеты лишь у кинотеатра «Спартак». Член горсовета гр. Гурова заявила, что билета у нее нет, и подала кондуктору установленную плату. Однако контролер Костромина все равно предъявила ей требование уплатить штраф. «И когда Гурова заявила на это протест, подтвержденный рядом свидетелей – кондуктор остановила автобус около второго отделения милиции, вызвала милиционера и, извратив сущность дела, передала Гурову в милицию для составления протокола». Последняя цитата – это из письма вставшего на защиту безбилетницы адмотдела Горсовета.

«Помимо того, что обязательное постановление Горсовета №15-27 г. не предусматривает право кондуктора автобуса и контролера взыскивать какой-либо штраф за правонарушение при езде в автобусах, не предусмотрено вовсе никакой ответственности за то, что гражданин внесет плату за проезд с опозданием. А когда это «опоздание» является следствием невнимательности самого кондуктора, то его, а равно и контролера действия, подобные вышеописанным, можно рассматривать как явное превышение своих прав».

В письме требовалось наказать обеих виновных в инциденте. Однако транспортники тоже не захотели давать в обиду своих работников: «предложение не выполнено ввиду того, что в поданных письменных заявлениях кондуктора Титовой и контролера Костроминой инцидент этот освещается в ином свете, чем это освещено в отношении адмотдела».

«18 января 1928 года, работая на машине №2, в 7 часов вечера в машину, проезжая от ул. Марата на ул. Коммунаров, при остановке на углу Епифанской и Пролетарской, сели четыре пассажира, – писала в объяснительной кондуктор Титова. – Мною, как обычным порядком, сейчас же было предупреждено о взятии билетов. Пассажиры взяли, даже одному пассажиру пришлось сдать сдачу с крупной суммы. После чего еще раз допросила пассажиров, что все ли взяли билеты. Ответили – все. А доезжая до ул. Луначарского сел контроль. Тов. Костромина заявила предъявить всем билеты. Вот здесь-то и обнаружился пассажир без билета. И она вместо предъявления билета предъявила деньги, но одновременно извинилась, что сделала это не злоумышленно, а просто заговорилась и забыла взять билет, в чем подтвердили и ее свидетели, ехавшие вместе с ней. Но контролер не приняла ее извинения, а стала требовать штраф по постановлению горсовета. После чего пассажир категорически отказалась платить штраф и заявила с повышенным голосом, что она является членом горсовета и платить штраф не будет, к чему привело, что контролер отправил ее во второе отделение милиции».

Таким образом свидетели со стороны нарушительницы оказались ее же приятелями, которые естественно говорили в пользу своей знакомой.

Контролер Костромина уточняла детали случившегося.

«Я ей предложила уплатить один рубль штрафа. Она в ответ захохотала и говорит, что рубля я не уплачу вам. Я должна была исполнить свои служебные обязанности, которые на меня возлагает администрация, передавая ее в ведение милиции второго района. Причем, слезая, все трое здесь выкрикивали, что я член горсовета, опоздаю на заседание.

Я лично себя виновной не признаю. Если признать меня виновной в этом, то я тогда снимаю и разные штрафы и те обязанности, которые на меня возлагает администрация».

Бравый милиционер Игнатов

Товарищ Ленин, кстати, такое высокомерное поведение новоявленнй аристократии осуждающе называл комчванством. А товарищ Сталин его в этом поддерживал. Но противостоять этим новым хозяйчикам жизни на местах было очень сложно.

Ну а теперь финал. Как говорил Задорнов – вдохните побольше воздуха. Готовы?

Из объяснительной записки начальника тульской милиции.

«Старший милиционер второго отделения Игнатов, будучи дежурным по отделению, не сумел тактичным подходом установить ее невиновность и не учел нервного ее состояния, вызванного незаконными действиями кондуктора автобуса, реагировал на это состояние ответным возбуждением (повышением тона) и предупреждением к «правонарушителю» до такого размера, что заподозрил ее в состоянии опьянения и допустил применение незаконно-упрощенной экспертизы, заставив Гурову «дыхнуть». А когда Гурова уходила из отделения, подчеркнул пренебрежительное отношение к ней иронической вежливостью, говоря «до свидания», снимая двумя руками головной убор и низко кланяясь.

Только учитывая продолжительную и безупречную службу в милиции старшего милиционера Игнатова в прошлом, удерживает меня от более строгого воздействия за указанный нетактичный поступок Игнатова, которому объявлен строгий выговор с предупреждением».

Думается, мало кто из нас отказался бы посмотреть на эту потрясающую сценку – как человек из простого народа, а откуда еще были те первые милиционеры, демонстрировал, насколько мог, новоявленной аристократии свое к ней отношение.

Если бы в то время можно было снимать видосики на мобильный, эта сценка явно набрала бы миллионы лайков по всей стране.

И начальник милиции молодец. Не отказал ведь себе в удовольствии рассказать горсовету и о незаконно-упрощенной процедуре, и о том, как хамке из большого начальства низко кланялись и насмешливо ломали перед ней шапку как перед старорежимной барыней.

Автор - Сергей Гусев