Тульские архитекторы хотят быть услышанными

icon 25/10/2020
icon 17:14
Важная новость
Тульские архитекторы хотят быть услышанными

Автор:

В Туле то и дело появляются новые городские пространства, жилые комплексы, новые здания вырастают то тут, то там. Город развивается, расширяется и это не может не радовать. Но задумывался ли кто-нибудь о том, откуда берутся эти проекты? Кто дает разрешение на их строительство? И какая роль на самом деле отведена архитекторам? О последних и пойдет речь в нашей статье. Сегодня в Туле полномочия архитекторов заканчиваются в пределах экспертного Совета, и они уверены, что этого мало для города, в частности. «Тульские новости» «услышали», о чем говорят архитекторы.

- Не до конца нас слышат… Почему не слышат? Потому, что нам нужно говорить с архитектором проекта, который понимает, о чем мы говорим. Нужна возможность общаться на профессиональном языке. И рассматривать проекты в профессиональной плоскости, чисто архитектурной. Особенно те, которые стоят на центральных улицах, находятся в исторической части города. Чтобы включались не только юридические рычаги, но учитывались и эстетические и градостроительные аспекты, - рассказывает председатель правления ТРО общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России» Вера Гусева.

В Туле все архитектурные проекты рассматриваются на Градостроительном совете. В его состав входят представители профильных министерств, администрации города, а также архитекторы. Но последних в составе совета не так уж и много: на десятки чиновников — пара архитекторов. А решения на совете о строительстве принимаются общим голосованием. И именно об этом выше говорит председатель тульского Союза архитекторов. Эксперты есть, и их, возможно, слышат, но их недостаточно.

- Конечно недостаточный вес архитекторов в Градсовете. Но последнее время ситуация меняется в сторону архитектуры. Но насколько это удержится…

Я считаю, что все проекты должны проходить профессиональное обсуждение по архитектуре. У нас для этого есть Архитектурный совет, который не так давно заработал. Но, к сожалению, на него выставляются мелкие вопросы. А значительные вопросы проходят без профессионального обсуждения. И даже те вопросы, которые принимаются на Градсовете, не закрепляются никаким документом. Есть только протокол, к которому не прикрепляется проект.

Нужна какая-то система, которая будет отслеживать выполнение принятых решений без отклонений. Что приняли, то и исполняют. А то получается, что решения на Градсовете принимают условно, а строители потом вправе строить, как угодно, - считает Вера Гусева.

Кстати, примеров вольности застройщиков в городе достаточно, и далеко «ходить» не надо.

Чудесные метаморфозы произошли со «сквером кукол», ныне ТЦ «Куклы», который планировался, как подземный торговый центр на Советской. Жители соседних домов и мимо проходящие туляки, гости города должны были видеть фонтаны и зеленые лабиринты.

Но по итогу строительства, тулякам предстало стеклянное сооружение, пусть не высоко, но возвышающееся в центре города.

(фото: 2gis.ru)

Так что же? В городе, действительно, работает схема «согласуем одно, строим другое»?

- Мы видим проблемы, которые всплывают в процессе, в результате недоорганизованности в части регламентации архитектурной градостроительной деятельности в регионе. Одна из проблем — сначала проектируют одно, а по факту получаем совершенно другое.

Но вопросов много. Однозначного ответа или какого-то лекарства от этого нет. Нельзя сказать что архитектурная деятельность у нас провальная, нет. У нас есть хорошо работающие органы, та же рабочая группа Градсовета, сам Совет. Но при этом корень проблем, на наш взгляд, заключается в том, что архитекторы отстранены от принятия принципиальных градостроительных и архитектурных решений, - уверен главный архитектор ООО «СПК» Денис Рыкшин.

Чтобы хоть как-то избежать подобных проблем, а также дать больше полномочий тульским архитекторам, было предложено ввести процедуру согласования АГО. Эту тему уже минувшим летом не раз обсуждали на Градсовете. Есть и те, кто «за» введение процедуры, которая якобы должна помочь и администрации и самим застройщикам. К первым будет поступать уже согласованный практикующими архитекторами проект, а вторые будут застрахованы от неграмотного решения проектировщика.

Но все же многие восприняли идею «в штыки», посчитав АГО очередным барьером на пути к согласованию застройки.

Тем не менее, несмотря на бурное обсуждение, решение по АГО принято не было. При этом сами архитекторы не претендуют на решение юридических или финансовых аспектов. Их преследует лишь профессиональный интерес.

- Когда мы говорим про АГО, мы должны понимать, что речь идет исключительно о вопросах градостроительных и об облике города. Мы не затрагиваем вопросы юридические и земельные. Мы смотрим в сторону примеров Московской области и Москвы, где архитекторы рассматривают только свои вопросы. Когда у авторитетных специалистов есть возможность влиять на архитектурные решения, на будущие проекты, мы получаем в итоге более качественную среду, продуманное благоустройство, которое, в итоге, влияет на инвестиционный климат в регионе, - считает архитектор Денис Рыкшин.

Председатель Тульского отделения «Деловой России» Андрей Мазов уверен, что для эффективного решения выше описанных проблем, экспертным советам нужен главный архитектор, который будет нести ответственность за то, что строитя в Туле:

- В этих вопросах на мой взгляд крайне важна ответственность, которой у общественных советов, по сути, нет, при этом застройщикам подается их решение, как окончательное. Правильнее было бы, чтобы подобные советы появлялись при главном архитекторе, который и нес бы всю ответственность за принятые решения. И если он нарушает закон, то его можно было бы наказать по всей строгости закона, а если его взгляды идут вразрез или наносят ущерб архитектурному облику города, то архитекторы могут обратиться к губернатору с аргументированной критикой и предложениями по замене главного архитектора. При этом наличие подобного совета при архитектуре позволяло бы обсуждать проекты, как в кругу профессионалов, так и обращаться к общественному мнению.

Пока же Градсовет работает в своем обычном режиме.