В Тульской области умелец восстанавливает настоящие танки

icon 17/07/2020
icon 08:10
Важная новость

Подполковник запаса. Искал запчасти для исторической техники в Африке. Был осужден за попытку вывезти танк в Казахстан. Мечтает построить в Тульской области еще один парк «Патриот».

Игорь Франчик – известный в России реставратор и коллекционер военной техники и оружия. Широкой общественности имя Франчика стало известно в 2017 году. Тогда реставратора осудили за то, что он попытался вывезти в Казахстан из России … танк.

Боевую машину в Латвии Франчик купил за 20 тысяч евро. В Казахстане за нее можно было выручить в 11 с половиной раз больше. Как сообщали тогда в пресс-службе транспортной прокуратуры, Франчик решил сэкономить и не стал оформлять разрешительные документы. Танк 1945 года был настоящим, но демилитаризованным – оружейная часть машины была выведена из боевого состояния. Суд решил, что речь идет о контрабанде культурных ценностей и Франчику дали три года. Условно.

Уже довольно давно реставратор осел в городском округе Славный рядом с Арсеньевским районом Тульской области. Это бывший военный городок, образованный в 1961 году как место для хранения и обслуживания ядерных боеприпасов. Расформирована часть была в конце 90-х. 

Франчик – подполковник запаса. Долг Родине отдавал на протяжении двух десятков лет. После сокращения в рядах Минобороны в 2010 году, организовал собственную поисковую организацию и реставрационную мастерскую.

 - Меня познакомили с поисковиками. Первое большое мероприятие – подъем танка «Смелый» в 2008 году в Тверской области. Это было событие, которое перевернуло всю мою жизнь. Затем мы создали общественную организацию и поисковый отряд. Если мы находим технику, мы поднимаем ее совместно с министерством обороны, восстанавливаем и ставим на памятники и в музеи.

За 10 лет работы Франчик и его команда восстановили 21 танк. Показывает последний на данный момент.

 - «Тридцать четверка». 41-ый год. В апреле-мае была выпущена «Сталинградским тракторным заводом». Конечно, это не полностью оригинал, но все основные части сделаны из тех элементов танков, которые мы нашил по стране. 

Франчик без остановки «шпарит» про танк, рассказывая о шевронных траках и особенностях пулеметной точки ранней «тридцать четверки». Данный танк, кстати, был серьезно подбит немецкими снарядами в нескольких местах. Внутри Т-34 пустой – экземпляр для постамента. 

Рядом – башня более «свежего» танка – 42-ого года. 

 - Мы ее собрали из кусочков, потому что был внутренний взрыв. Башню «разметало» на разные куски. К сожалению, все кусочки нам собрать не удалось, но вот из того, что собрали можете посмотреть. Красиво не только снаружи, но и внутри. Вот, что делают наши ребята-сварщики. Занимались ей где-то месяц. 

В планах у команды Франчика собрать танк КВ-1 (в честь Климента Ворошилова). Из исходного материала пока лишь груда ржавого металла, бережно уложенного на деревянный поддоны. 

 - Собираем запчасти. Пока небольшой наборчик есть., но через пару месяцев начнем, надеюсь, собирать эту машину. А рядом вот пушка-гаубица МЛ-20 150-миллиметровая, которая прошла Великую Отечественную войну. К сожалению, в свое время они были распилены в Минобороны на металлолом и выкуплены ребятами, которые его принимают. А мы уже потом взяли отдельные части, восстановили и приводим в обратный вид, собираем паззл, что бы у нас что-то осталось в истории, а не все переплавили в металл. Пушка эта с 1943 года.

Отправка исторической техники на металлолом, рассказывает Франчик, большая проблема. Еще в 2014 году он рассказывал, что для восстановления образцов, порой, в России детали найти было невозможно. Обратил внимание на Африку, куда вывозилась боевая техника после войны. 

 - В 2008–2009 годах многие раритетные образцы, представлявшие собой историческую ценность, были беспощадно разрушены и просто порезаны на металлолом. Дело дошло до того, что, пытаясь восстановить танк, мы не можем найти в России необходимые детали и вынуждены искать аналогичные конструкции в Европе, в которой, к слову, их уже тоже практически не осталось. Сейчас обращаем внимание и на Африку, куда после войны вывозилась боевая техника, и где она до сих пор используется.

Специализируется команда Франчика все же на танках Т-34. На одну боевую машину уходит от 2 до 6 месяцев работы.

 - Когда мы находим танки или какие-то части, всегда стараемся найти какие-то исторические факты. Поднимали Т-34 в 2013 году под Волгоградом возле станицы Голубинской. Нам рассказали, что этот танк шел в бой буквально с завода. И, может даже в первый бой, ребята промахнулись мимо брода через речку. Машина была очень сильно и эвакуировать ее не смогли. Командира экипажа расстреляли. Он лежит там же недалеко на пригорке. Остальные ребята пошли в бой.  

«Правая рука» Франчика – Глеб Фортунатов. Бывший кузнец работает с танками уже больше 10 лет. Именно он начинает процесс сборки – изучает чертежи, которые находит в архивах, сверяет найденные детали и подгоняет под размер. 

 - Человек уникальный. У него руки не то что золотые – алмазные, платиновые. Это наш главный инженер. 

Сам Франчик своим хобби «болен». И «болен» неизлечимо.

 - У каждого мужчины должно быть любимое дело. Может быть, будучи военным я не получал того удовлетворения в работе. А здесь я получаю не только удовлетворение, я посвящаю это своим дедам и прадедам. Мой троюродный дед - Иван Данилович Черняховский, командующий 3-им Белорусским фронтом, дважды Герой Советского Союза, генерал армии. Он танкист и, скорее всего, часть генов и любовь к танкам перешла мне. Я этим вопросом фанатично занимаюсь, хотя сам я по образованию автомобилист. Но танки у меня на первом месте. В детстве мечтал стать летчиком и разведчиком. В итоге стал «танкистом».

Три образца техники, сделанные командой Франчика, стоят на мемориале «28 панфиловцев». 

Франчик мечтает создать свой парк «Патриот» в поселке Славный. Это военный музей с «интерактивом». Полигоны, оставшиеся в военном городке, располагают к тому, чтобы здесь «пострелять».

Предложение о создании музея в Славном уже было передано губернатору Тульской области.