Путь к Великой Победе был чрезвычайно труден, и вклад каждого соотечественника огромен. Некоторые из них ещё в 30-е годы, готовясь к нападению противника, создавали уникальные образцы вооружения, которые во время войны громили врага.
Конструкторское бюро приборостроения, созданное в 1927 году на базе Первых тульских оружейных заводов как ПКБ ручного оружия для разработки образцов автоматического оружия, за неполные 14 лет своей деятельности к началу войны дало стране и её Вооружённым силам множество образцов техники:
- 7,62-мм пистолет ТТ;
- 7,62-мм скорострельный авиационный пулемёт ШКАС в турельном, крыльевом и синхронном вариантах;
- 12,7-мм авиационный пулемёт ШВАК;
- 12,7-мм авиационный синхронный пулемёт БС;
- 12,7-мм универсальный авиационный пулемёт УБ в турельном, крыльевом и синхронном вариантах;
- 7,62-мм самозарядные винтовки СВТ-38 и СВТ-40, а также снайперская винтовка СВТ-40 и автоматическая винтовкаАВТ-40;
- 23-мм авиационная пушка ВЯ-23;
- универсальный станок под пулемёт Максима;
- счетверённая зенитная установка под пулемёт Максима;
- ряд турельных и крыльевых установок под пулемёты ШКАС.
Первые успехи коллектива были высоко оценены государством, и 25 работников бюро еще в 1939 году «за выполнение правительственных заданий» были награждены орденами и медалями Отечества.
Тульским оружием оснащались практически все самолёты периода войны, а выпуск образцов, разработанных в КБП, составлял в последние три военных года 70-80% всего стрелково-пушечного вооружения авиации.
К началу Великой Отечественной войны объём выпуска пистолета ТТ, разработанного в ЦКБ-14 конструктором-оружейником Федором Токаревым, достиг более 100 тысяч штук в год.
Его производство в Туле не прекращалось даже в период, когда враг стоял у стен города. За два последних месяца 1941 года рабочие ремонтных мастерских Тульского оружейного завода отправили на передовую более пятисот пистолетов ТТ. В 1942 году было изготовлено 161,5 тысячи пистолетов.
В 1938 году в СССР состоялись очередные конкурсные испытания самозарядных винтовок, победу в которых одержало оружие Токарева. В дальнейшем по результатам эксплуатации СВТ в войсках в её конструкцию были внесены некоторые усовершенствования, улучшившие её боевые качества. С июля 1940 года развернулось широкое производство СВТ-40, которое продолжалось вплоть до 1945 года.
Николай Федорович Токарев также решил сделать бронепоезд. Для этого он взял большегрузные товарные вагоны, сделал там вторую стенку, заполнил её цементом и кремниевым булыжником, которым были вымощены улицы в Мясново за железнодорожным переездом. После этого вагоны испытывались: в бронепоезд стреляли из 76-мм пушки. Не пробивали! В вагонах сделали амбразуры, поставили пушки, пулемёты. Было решено, что бронепоезд будет охранять железную дорогу Тула – Москва до Серпухова и обратно.
Как-то на переезде около станции Ревякино бронепоезд столкнулся с немецкой колонной, которая обошла Тулу и вышла к железнодорожному переезду. Была ночь. Темно. Немцы из опасения ехали с зажжёнными фарами. Бронепоезд шёл тихо, крадучись, в полной темноте. Из бронепоезда солдаты увидели немцев и дали залпы из всех орудий! Поражённые немцы в испуге разбежались, а бронепоезд умчался, воспрепятствовав кольцу окружения Тулы.
Запалы для бутылок с горючей смесью, разработанные конструкторами КБП, применялись воинами Тульского рабочего полка.
24 часа в сутки проводил в цехе Сурен Вартазарян. В ЦКБ-14 его перевели с Тульского оружейного завода, назначив сначала начальником цеха, а затем начальником опытного производства. Еще в 1939 году Вартазарян вместе с конструкторами и ведущими специалистами завода был награждён орденом Красной Звезды. Благодаря Вартазаряну и Д.В.Романову на рубежи Тульского рабочего полка были привезены 82-мм минометы.
Вартазарян также часто бывал на передовой. Он один из десяти оружейников, удостоенных особой позолоченной медали «За оборону Москвы». Знали Вартазаряна и враги. В листовках, которые разбрасывались фашистами в ноябре 1941 года, говорилось: «Скоро мы войдём в город. Сделаны уже три виселицы. Одна для В.Г. Жаворонкова, председателя городского комитета обороны, вторая — для Н.И. Чмутова, председателя облисполкома, третья — для С.Б. Вартазаряна, заведующего отделом обкома партии, курирующего оборонную и химическую промышленности».
Перед войной в ЦКБ-14 работало 258 (289 человек в октябре 1941 года). Уже был создан ряд ценных образцов. Это пистолет Токарева (ТТ), винтовка самозарядная Токарева (СВТ). Прекрасно проявили себя авиационные образцы. В то время автоматические пушки и крупнокалиберные пулемёты были основным вооружением для авиации. До войны КБП создало пулемёты ШКАС (конструкторы Шпитальный, Комарицкий), ШВАК (конструкторы Шпитальный, Владимиров). Возникла потребность в пулемётах крупного калибра и пушках, которые обладали бы гораздо большей дальнобойностью и большим поражающим действием.
Перед войной и за время Великой Отечественной было выпущено 300 тысяч единиц авиационного оружия, разработанного КБП.
В октябре 1941 года началась героическая оборона Тулы и по решению Советского правительства КБП (ЦКБ-14) эвакуировалось. Часть бюро отправлялась в Златоуст, отдельные группы в Ижевск, Ковров, Саратов и другие города, по местам производства образцов оружия тульской разработки.
На новом месте были продолжены начатые еще в Туле многие опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, в том числе по противотанковым ружьям, станковым пулеметам и авиационному оружию.
Успехи на многих фронтах, достигнутые Красной Армией к лету 1943 года, позволили Советскому правительству принять решение о возвращении ЦКБ-14 в Тулу.
К середине ноября 1943 года в КБП началась напряженная трудовая жизнь. О большой роли предприятия в годы войны свидетельствует Орден Ленина, который вручили коллективу в 1944 году за разработки.