Вячеслав Дудка среди губернаторов, не отреагировававших на просьбу президента о принятии антитеррористических мер в регионе

icon 01/03/2011
icon 08:04

©

«Клуб Регионов» не ставил в предлагаемом ниже обзоре задачу системного изучения изменений законодательства субъектов РФ, планов мероприятий губернаторов в части антитеррористических мероприятий и других, наверное, очень важных рабочих вопросов. Однако по итогам прошедшего после трагедии месяца нашим экспертам очевидно: поручения президента выполнялись повсеместно, губернаторы в основном повели себя достойно. Вместе с тем ряд руководителей регионов выполнили поручения главы государства формально, кто-то использовал трагедию в целях реализации собственных политических интересов, а некоторые главы не обратили на происходящее особого внимания и продолжили заниматься внутренними проблемами.

***

Террористический акт в Домодедово, совершенный 24 января, резко выделяется из череды терактов, казалось бы ставших неизбежным злом российской действительности. Подчеркивает это уже то, что президент Медведев сразу после взрыва взял ситуацию с антитеррористической защищенностью на персональный контроль, отложил свою поездку в Давос и лично следил за ходом расследования.

Напомним, Медведев поручил ввести особый режим в аэропортах, а также разработать план антитеррористических учений на транспорте и в общественных местах. В первую очередь распоряжения президента касались силовых структур и спецслужб, однако обязанности легли и на глав регионов.

Проблему охраны транспортных сетей глава государства поднимал 16 февраля на совещании по вопросам безопасности на транспорте, он обратил внимание руководителей субъектов Федерации на то, что во всех регионах должны постоянно и регулярно проводиться антитеррористические учения, в том числе на транспортных объектах. После своей поездки на Киевский вокзал президент фактически предложил главам регионов апробировать на своем уровне практику личных внеплановых инспекций объектов транспортной инфраструктуры.

В связи с неоднократно подчеркнутой первоочередной приоритетностью проблемы для руководства страны особый интерес представляет реакция губернаторского корпуса на поручения Дмитрия Медведева.

В ряде случаев антитеррористические программы на этот момент в регионах (например, в Алтайском крае) уже действовали, где-то они начали активно разрабатываться, некоторые губернаторы использовали практику внеплановых инспекций объектов транспорта и, в целом, действовали максимально эффективно в рамках своих полномочий. Другие же, видимо, попытались воспользоваться высоким интересом общественности к теме, прежде всего для укрепления собственных политических позиций, создания иллюзии активной деятельности, дабы улучшить свои позиции в глазах руководства страны или же попросту имитировать активность.

В связи со спецификой проблемы особую значимость играет оперативность и мобильность, с которой главы регионов отреагировали на поручения президента. Очевидно, что от руководителей субъектов РФ никто не ждет, что они в масках и с автоматами будут лично патрулировать вокзалы, однако они должны выполнять те функции, которые возложены на них законодательством Российской Федерации, в том числе в части создания условий для эффективной работы силовиков и информационного фона нетерпимости к проявлениям экстремизма.

Отреагировав на поручения главы государства, многие губернаторы не только подняли свой рейтинг в глазах руководства страны, но и продемонстрировали искреннюю озабоченность проблемами государственного масштаба.

В подобном ключе работал «региональный тандем» Собянин-Громов. Несмотря на то, что Домодедово находится в негласном ведении губернатора, мэр Москвы обратил на ситуацию самое серьезное внимание, что и неудивительно, ведь данный аэропорт играет важнейшую роль в транспортной инфраструктуре столицы. Сергей Собянин и Борис Громов синхронно приняли решения о выплате компенсаций семьям погибших в размере 2 млн. рублей (пострадавшие, получившие тяжелые ранения, должны были получить по 1,5 млн., средней и легкой степени тяжести – по 1 млн. рублей). Далее мэр Москвы распорядился провести похороны погибших москвичей за счет города. Он также поручил взять под контроль работу всех медицинских учреждений города и следить за тем, как оказывается помощь пострадавшим. Кроме того, Сергей Собянин отдал распоряжение решить вопрос с предоставлением родственникам пострадавших и погибших бесплатных мест в гостиницах столицы и бесплатного питания. Проявив оперативность на первом этапе, «тандем региональных начальников» приступил к реализации президентских поручений. После того как президент выявил недостатки на Киевском вокзале, руководство города и области ужесточило меры безопасности во всей транспортной сети. Таким образом, как Сергей Собянин, так и Борис Громов приложили максимум усилий к нормализации обстановки, что весьма высоко характеризует способность обоих к столь важному взаимодействию (напомним, что решение транспортных вопросов столицы возможно лишь при деятельном участии властей Подмосковья).

В первые же дни после теракта большинство глав регионов ввели усиленный режим контроля в аэропортах. Одними из первых отреагировали Москва, Санкт-Петербург, Магаданская, Иркутская и Пензенская области и Бурятия.

Многие региональные руководители обратили внимание на всю транспортную сеть, где были введены повышенные меры безопасности. Поручение президента в таком формате выполнили губернаторы Воронежской, Владимирской, Волгоградской и многих других областей. Усиление важных региональных объектов было проведено в Тюменской области и Вологде, в том числе на автовокзалах.

В ряде регионов этим не ограничились, например, Валентина Матвиенко, которая одной из первых ввела усиленный режим в Пулково, фактически перенесла авиационные правила безопасности и на железнодорожный транспорт, введя личный досмотр пассажиров высокоскоростных поездов «Сапсан». Вообще, следует заметить, что если губернатор Санкт-Петербурга регулярно вызывает критику в сфере градостроительной политики, в коммунальной сфере и на этапе обратной связи с населением, то в части борьбы с угрозой террористических актов ею наработан значительный опыт, и реакция на обращение президента также оказалась весьма продуктивной.

Здесь стоит отметить, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев тоже оказался в ряду тех, кто усилил меры безопасности транспортных сетей региона, продемонстрировав свою мобильность, чем весомо обогатил свой политический капитал в преддверии Олимпиады. Нужно учитывать особое положение Краснодарского края в стране: ведь это не только столица Олимпийских игр в 2014 году, но и главный курорт России, регион, где регулярно отдыхают президент и премьер, проходят международные мероприятия. 25 января Александр Ткачев провел координационное совещание совета безопасности края, а уже 27 января на коллегии краевой прокуратуры он поднял вопрос безопасности. Комплексный подход и оперативность господина Ткачева показали его серьезную озабоченность рассматриваемым вопросом.

Дополнительные проверки на вокзалах и в аэропортах также прошли в Мурманске и Коми. А руководители Алтайского края Александр Карлин и Магаданской области Николай Дудов приказали установить в аэропортах новую аппаратуру (в т.ч. металлоискатели и инстраскопы) за счет регионального бюджета.

Некоторые губернаторы, вслед за Дмитрием Медведевым, приняли участие или организовали на объектах транспорта внеплановые проверки, после которых был ужесточен контроль.

В частности, свердловский губернатор Александр Мишарин по примеру Дмитрия Медведева лично проверил аэропорт, а также заявил о разработке новой стратегии безопасности.

Губернатор Амурской области Олег Кожемяко посетил железнодорожный вокзал, глава Карелии Андрей Нелидов провел совещание с силовиками, после чего лично посетил ключевые транспортные объекты, где предложил поменять систему видеонаблюдения, а челябинский губернатор Михаил Юревич организовал одну из самых запоминающихся внеплановых проверок с использованием «тестовых предметов».

«Встряхнул транспортную милицию» и глава Калининградской области Николай Цуканов – после того как местный аэропорт посетил бывший заместитель начальника службы авиационной безопасности аэропорта Александр Шацкий, вместе со своим другом беспрепятственно прошедший во многие запрещенные для посторонних места. Таким образом, внеплановая проверка дала положительный эффект в режиме работы транспортных узлов ряда регионов.

Еще одной тенденцией в работе глав регионов стало ведение профилактической и разъяснительной работы с населением. Активную агитацию среди жителей провели в Ивановской области, Мордовии, Забайкалье и Татарстане. Губернатор Оренбургской области особое внимание уделил охране специальных объектов, после совещания с руководителями силовых структур было решено проводить работы по антитеррористической пропаганде среди молодежи, а глава Мурманской области Дмитрий Дмитриенко выступил с инициативой усиления ответственности за «телефонный терроризм». Глава Чечни Рамзан Кадыров выделил 5 млн. рублей в помощь пострадавшим в теракте и вновь усилил и без того мощную волну информационного давления на банды подполья.

Для некоторых глав регионов поручение президента оказалось удобным поводом решить насущные проблемы. Так, кроме уже стандартного усиления на транспорте, губернатор Сахалинской области поручил провести спецоперации УФМС по выявлению нелегальных мигрантов. По ее итогам были выявлены нелегалы из Вьетнама и Китая, которые террористической опасности не представляют. В Самарской области проведено усиление метрополитена, введены новые системы видеонаблюдения, которые давно планировалось запустить в эксплуатацию, но все время откладывалось. В Красноярском крае, кроме усиления на транспорте, провели обыск подозрительных съемных квартир, а также осмотрели подвалы, чердаки жилых домов, тем самым «встряхнув» не только транспортную милицию, но и местные ТСЖ с управляющими компаниями.

Еще одним обстоятельством стали нововведения глав регионов в стратегии антитеррористической борьбы. На совещаниях с представителями органов безопасности президент Калмыкии поручил разработать комплексный план по усилению мер безопасности. Губернатор Орловской области предложил усилить взаимодействие силовых структур с ЧОПами. После совещания антитеррористического комитета Псковской области было решено разработать план поддержания безопасности в местах массового пребывания граждан. Губернатор Тверской области после совещания с начальником УФСБ открыл линию телефона доверия ФСБ. В Белгородской области по решению губернатора был создан экспертный совет по противодействию терроризму.

Дальше всех в аспекте нововведений пошел губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который начал разрабатывать новый план по противодействию экстремизму и терроризму.

Некоторые главы регионов вышли за стандартные рамки активности, так, например, в Ростовской и Кировской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе были проведены срочные учения по освобождению заложников.

Глава Ставропольского края Валерий Гаевский поставил задачу обеспечить системами охраны места массового пребывания людей, куда относятся и объекты транспортной инфраструктуры, крупные торговые центры и места отдыха, включая парки (напомним, что для господина Гаевского проблема терроризма на сегодня крайне актуальна).

Особняком стоят регионы Северного Кавказа, ведь для них террор стал повседневным явлением. В Дагестане были проведены спецоперации по уничтожению боевиков, а среди населения усилилась пропаганда антитеррористической борьбы, в которой очередным пунктом, наравне с «Норд-Остом» и Бесланом, стал взрыв в Домодедово. Высокой информационной активностью отметился Юнус-Бек Евкуров. Глава Ингушетии практически ежедневно выступал в СМИ с различными заявлениями, внимание прессы к Евкурову было усиленно после того, как стало известно, что террорист-смертник родом из Ингушетии. Вслед за этим в Ингушетии был проведен ряд спецопераций, в результате которых были арестованы родственники террориста, взорвавшего московский аэропорт, которые подозреваются в соучастии. После того как ответственность за террористический акт взял на себя Доку Умаров, с громким заявлением выступил полпред в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. «Есть причастность, прослеживается линия Доку Умарова. Хотя я честно могу сказать, что он уже не такой влиятельный на Кавказе с точки зрения определения позиций, постановки задач. Скорее, это надувание щек», – считает Хлопонин.

Однако среди губернаторов, кроме «активистов», были и те, кто очень своеобразно отреагировал на президентские поручения. Например, губернатор Томской области явно оказался больше увлечен предстоящей 26 января встречей с Владимиром Путиным. К регионам, главы которых либо пропустили пожелания президента мимо ушей, либо слишком глубоко продумывают свою первую реакцию, можно отнести Рязанскую, Калужскую, Тульскую, Тамбовскую, Саратовскую области и Пермский край.

В ряде регионов под предлогом антитеррористических инициатив губернаторы попросту решали свои текущие политические проблемы, естественно, делалось это по возможности тихо и без привлечения внимания.

Например, в Новосибирской области был усилен режим безопасности в здании правительства региона (напомним, что в течение последних месяцев протестующие пенсионеры неоднократно предпринимали здесь попытки «штурмовать» административные здания), а в одном из регионов антитеррористическое совещание было использовано для того, чтобы лишний раз попытаться воздействовать на мэра.

Не обошлась и без скандалов, в центре одного из которых оказался губернатор Кировской области Никита Белых. Запись в блоге главы региона с призывом переименовать улицы, названные в честь «террористов», вызвала неоднозначную реакцию в экспертной среде.

«Но почему тогда, черт подери, в нашей стране до сих пор сотни улиц, переулков, проспектов, даже станции метро носят имена террористов?» – вопрошает Никита Белых. Рациональное зерно в таком заявлении есть, действительно, в России многие улицы названы именами людей, использовавших террористические методы политической борьбы, но вознесенных в период Советской власти до уровня героев. Однако в среде консервативных политиков и мыслителей такое заявление вызвало ожидаемую волну негодования. «Молодой человек не то говорит. Названия улиц здесь ни при чем», – считает депутат от КПРФ Александр Харитонов. А директор Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, основатель новоевразийского движения Александр Дугин назвал заявление кировского губернатора «попыткой сделать дешевый либеральный пиар на трагедии людей». «То, что здесь не имеют никакого значения названия улиц, которые часть нашей истории, которая была парадоксальной, – по-моему, очевидно, – подчеркнул Александр Дугин в разговоре с корреспондентом «Клуба Регионов». – Эти вещи никак не связаны».

О смыслах, которые несло сообщение кировского губернатора, можно дискутировать долго. Однако один итог записи в его ЖЖ бесспорен: она привлекла внимание СМИ и общественности к его персоне, повысив частоту упоминания в региональных и федеральных СМИ, однако ожидаемого президентом гражданского согласия и координации действий всех политических сил против терроризма не принесла.

club-rf.ru