Согласно данным Росстата за 2018 год, доля продаж продуктовых товаров через систему сетевых гипер- и супермаркетов составила 38,6% от общего показателя. В масштабах ЦФО показатель еще выше – 40,1%. В Тульской области – почти половина всех продаж - 47,1%.

Как пишет «Бизнес-журнал Тула», доля реализации еды и напитков через небольшие и малые магазины «шаговой доступности», а также через рынки в нашей области продолжает падать. Как и в целом по стране. Однако туляки в этом вопросе – далеко не лидеры. Показатель «торгово-пищевого влияния» ритейла в 53-57% зафиксирован во Владимирской, Московской, Калужской, Орловской и Рязанской областях. А мы – всего лишь на среднем 8-м месте (из 18-ти) в ЦФО.

Кстати, о городе Москва. Там доля ритейла в продуктовой торговле – всего 30,0%. Один из самых низких показателей в федеральном округе. Власти столицы смогли сохранить сеть небольших «внутридворовых» магазинчиков и даже придорожных мини- маркетов «палаточного» типа. У нас все это снесли и ломали в 2012-2013 гг в рамках борьбы по переводу розничной торговли в стационарные здания. Комфорт для покупателя как бы вырос, цены – тоже. А вот доступность стала слегка «отдаленной»: почти все тульские гипермаркеты с относительно невысокими ценами и акциями расположены по окраинам Тулы...

Весь объем тульской розницы за 2018 год – 289,3 млрд рублей, 102,0% в сопоставимых ценах в сравнении с данными за 2017 год. Пятое место в ЦФО после столицы, Подмосковья, Воронежа и Белгорода. Как бы неплохо.

Но если пересчитать тот же показатель на душу населения, то получается, что каждый туляк в прошлом году потратил на все покупки по 194 778 рублей. Или – по 16 232 рубля в месяц. Это – уже очень скромное 9-е место в ЦФО, середина списка. Впереди – помимо перечисленных выше областей – еще и Калуга, Рязань, Ярославль, Владимир.

Таким образом, туляки – вполне средние в масштабах страны покупатели. НЕ бедные, но и не богатые.