В марте информационное агентство «Тульские новости» отметило свое 11-летие. "Тульский Бизнес-журнал" пообщался с генеральным директором и основателем агентства Андреем Мазовым. Интервью о журналистике, жизни региональных СМИ, и о том, почему стране нужно больше предпринимателей.

— Вспомните тот момент, когда все начиналось. Какие обстоятельства привели к появлению «Тульских новостей»?

— Началось все даже раньше, чем 11 лет назад. Еще в то время, когда я работал журналистом на телеканале «Плюс 12» и потом руководителем на «FM-медиа», стало понятно, что интернету нужно уделять внимание. Для традиционных СМИ сайты были вторичным каналом распространения. Мне тогда показалось, что можно пойти от обратного и поставить сайт впереди всех площадок. Когда я консультировался с коллегами и говорил им, что хочу запустить тульскую ленту новостей, мне отвечали примерно следующее: «Ну какая лента новостей? У нас в Туле появляется несколько новостей в день. А остальное — журналистская аналитика, интервью и репортажи». Я на тот момент считал, что ежедневно можно выпускать 20–30 новостей, а практика показала, что их гораздо больше. Сейчас задача редакции не найти эти новости, а из огромного количества выбрать самые интересные и важные.

— В какой момент вы перешли от журналистики к предпринимательству?

— Работая в разных компаниях, я периодически сталкивался с ограничениями. Мне казалось, что собственный бизнес позволит мне снять эти ограничения и заниматься той журналистикой, которой я хотел бы. В какой-то момент так и было. Но я столкнулся с другими ограничениями, о которых до этого не думал. Да, я как журналист могу писать и говорить то, что считаю нужным и важным, но у меня на это просто не хватает времени. Большую его часть я занят организационной работой, переговорами, контролем редакции, но не журналистикой.

— Каким был самый важный период за эти 11 лет?

— Я думаю, что это было в самом начале. Мы уже отработали все технические процессы, понимали, как нужно делать новости, но посетителей не было. Средние цифры были — 100–200 человек в день. Мы активно искали механизмы продвижения, но, как это ни банально, главной точкой роста оказался контент и наш подход.

Это стало очевидно на примере конкретной истории с «Альтаиром» (в 2008 году в центре Тулы произошел рейдерский захват компании «Альтаир», который сопровождался перестрелкой, — Прим. Ред.). Нам, в отличие от остальных СМИ, удалось осветить эти события объективнее и оперативнее. И аудитория это оценила.

— В вашем активе помимо «Тульских новостей» есть информационные агентства еще в нескольких регионах: Орел, Брянск, Калуга и Владимир. Почему вы решили масштабировать бизнес именно таким образом?

— Кстати, сейчас мы готовим к запуску еще и Рязанскую область. На самом деле мы начали масштабироваться позже, чем могли это сделать. Нам казалось, что есть другие ниши помимо оперативных новостей и политики, которые мы можем занять. Именно тогда мы запустили такие проекты, как «Тульский Бизнес-журнал», портал «Тульский спорт», «Бренды Тулы» и даже городской форум «ТулаТалк». Но один случай показал, что, развивая проекты в единственном регионе, мы становимся уязвимы с точки зрения ограничений от власти. Губернатору Владимиру Груздеву категорически не понравилось то, что мы пишем. Помню, «Тульским новостям» не давали аккредитацию со странной формулировкой: «В будущем могут нарушить закон». Мы даже суд выиграли. В этой ситуации можно было просто переждать, но мы выбрали другой вариант — масштабировать бизнес в другие регионы, тем самым снизив риски.

— А какой регион был первым?

— Первыми стали «Орловские новости». Это было в 2014 году, и процесс оказался очень нелегким. На начальном этапе запуска мне приходилось ездить туда каждую неделю, чтобы изучить политическую и экономическую обстановку в регионе. И после того как мы собрали редакцию, и проект был запущен, я еще на протяжении полутора лет регулярно посещал регион и даже вел передачу на местном радио. Но, забегая вперед, хочу отметить, что Орловская область оказалась одной из самых динамичных с точки зрения политической и общественной жизни.

— Сталкивались ли вы с негативной реакцией при запуске какого-то из регионов?

— Да, как раз так и произошло при запуске следующего проекта «Калужские новости». Трудности начались уже на этапе регистрации юрлица. Нам по очень странной причине отказали зарегистрировать ООО «Калужские новости». При помощи юристов мы сделали это в Туле и перевели в Калугу. После этого в калужский офис прибыла выездная проверка и выявила нарушение — номер комнаты офиса не соответствовал номеру той же комнаты в кадастровом паспорте. Всей этой истории предшествовал мой личный разговор с одним из высокопоставленных калужских чиновников, который ясно дал понять, что «вы нам тут не нужны». Вообще тема постоянной борьбы региональных властей со СМИ мне кажется странной. Вместо того чтобы системно реагировать на публикации и решать проблемы людей, чиновники выбирают более легкий путь — бороться со СМИ, которые эти проблемы освещают. Хотя, конечно, этим заниматься проще, чем дорогами, ЖКХ и так далее. Но если эти вопросы не решать, они будут копиться до тех пор, пока не случится коллапс. Например, экс-губернатора Тульской области Вячеслава Дудку такой коллапс привел к приговору на девять лет лишения свободы. Я думаю, что, если бы тульские СМИ в тот период были свободнее и освещали проблемы, которые были очевидны для всех, Вячеслав Дудка не отправился бы в тюрьму. Он просто не подошел бы к той черте, перейдя которую, он попал под суд.

— Бизнес и политика — это неразделимые понятия?

— Есть известный афоризм: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами». Он отражает действительность на 100 процентов. В медиабизнесе эти понятия связаны еще теснее по той простой причине, что мы пишем про политику, а политики нас читают. Но это не значит, что одно диктует правила другому. Например, я сам являюсь председателем тульского регионального отделения «Партии роста», но на собственных ресурсах меня в этой роли можно увидеть крайне редко. Намного реже, чем представителей других партий и в принципе региональных политиков. Такая наша позиция. Все мнения должны быть на сайте, и ни одно не должно превалировать.

— На ваш взгляд, в инфобизнесе должны «рулить» люди из журналистики, как и вы, или профессиональные бизнесмены?

— У большинства крупных бизнесменов, которые приходят в медиа, есть свое упрощенное понимание журналистики. Грубо говоря, их бизнес-схема выглядит так: когда нам не платят, мы мочим, а когда платят — пишем хорошо. Я считаю, что это неправильно. Этот бизнес так не работает.

— Какие принципы работы из собственного журналистского опыта вы перенесли в свои проекты?

— Есть ряд правил, которым мы давно и исправно следуем. Одно из главных — никогда не удалять новости. Удаление новости для журналиста означает увольнение. Второе: всегда рассматривать проблему с двух точек зрения. Тут мы ничего нового не открыли, это классические правила журналистики.

— Существует мнение, что журналистика переживает не лучшие времена. Само понятие размывается, а блогеры собирают больше аудитории, чем СМИ. На ваш взгляд, это так?

— Я считаю, что самое важное для СМИ — это доверие аудитории. К сожалению, это нельзя измерить, как, например, охват публикаций популярных блогеров. И часто в погоне за кликами и просмотрами блогеры судят о ситуациях поверхностно и однобоко. Хорошие СМИ всегда проверяют информацию и стараются оценивать проблему со всех сторон. Поэтому на рынке будут и блогеры, и профессиональные СМИ.

— Если не инфобизнес, то чем бы вы хотели заниматься в жизни?

— Наверно, я бы так же стал бизнесменом, но в другой сфере. Мне это нравится. Хотя у нас в стране слово бизнесмен воспринимается практически как ругательство. И это катастрофа. Бизнесмены — это люди, которые рискуют: своим будущим, свободой, деньгами, временем и еще многим. Они рискуют во благо остальных, потому что именно бизнесмены открывают рабочие места, создают услуги, продукты, целые направления и рынки. На мой взгляд, это заслуживает уважения. Недавно я встречался со старшеклассниками на Косой горе. На вопрос, кем вы хотите стать, не было ни одного ответа — предпринимателем. Но нашей стране для развития экономики не нужно столько чиновников, а «Газпрому» столько сотрудников. Нам нужны инициативные люди, которые своими идеями и проектами смогут решать проблемы других людей.

— А что с этим делать? Как поменять ситуацию?

— Есть проблема, которую у нас, к сожалению, не видят. Нам нужно поддерживать как минимум морально и на уровне оценки общества людей, которые начинают новые проекты, новый бизнес, даже если эти проекты были неудачными. Для общества очень полезно, если бизнесмены ищут новые ниши, новые возможности. Ну а когда даже успешные предприниматели воспринимаются как жулики — это, повторю, катастрофа.

— Андрей Мазов — журналист, бизнесмен или политик?

— Надо просто быть нормальным человеком, а чем ты занимаешься — неважно.

Справка:

Мазов Андрей Сергеевич

Родился 30 марта 1979 года в г. Праге (Чехословакия), где его отец проходил службу в рядах вооруженных сил Советского Союза.

Журналистскую карьеру начал в 2001 году.

В 2008 году учредил информационное агентство «Тульские новости».

Председатель тульского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Руководитель ТРО «Партия Роста».

Женат, воспитывает сына и дочь.