Кибермошенничество: в Туле обсудили, как защитить жителей
В Тульской области обсудили кибербезопасность и защиту от мошенников
© Правительство Тульской области
В Тульской области Министерство цифрового развития провело встречу с региональными журналистами, где эксперты обсудили проблему кибермошенничества. Особое внимание уделили новым схемам обмана, которые стали популярными в 2025 году, а также способам защиты от них.
Замминистра Роман Борисов отметил, что мошенники по-прежнему используют украденные данные и психологическое давление, представляясь сотрудниками банков или госорганов и торопя жертву принять решение.
Распространенной схемой остается кража через NFC-модуль телефона. Мошенники обманом заставляют установить вредоносную программу, которая связывает телефон жертвы с их устройством, позволяя им перехватывать данные банковской карты.
"В 2025 году активно применялись дипфейк-звонки и искусственный интеллект. Мошенники создают реалистичные поддельные аудио- и видеосообщения, чтобы усилить убедительность и обмануть жертву", — подчеркнул Борисов.
Начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Тульской области Антон Голик развеял миф о том, что жертвами мошенников становятся только пожилые люди. Согласно актуальной статистике, наиболее часто на уловки злоумышленников попадаются граждане среднего возраста. Одной из самых опасных угроз на сегодняшний день остается использование вредоносных ссылок, распространяемых через мессенджеры и социальные сети.
«Не переходите по ссылкам из сообщений от неизвестных или подозрительных адресатов, даже если они присланы знакомыми. Устанавливайте приложения только из официальных магазинов и используйте качественное антивирусное программное обеспечение», — подчеркнул Антон Голик.
Дмитрий Борискин из Банка России рассказал, что регулятор активно борется с кибермошенниками, определяя признаки обмана, чтобы банки могли предотвращать подозрительные операции.
«Большинство попыток злоумышленников похитить деньги у людей отражается защитными системами банков. Так, благодаря действию антифрод-систем за 9 месяцев 2025 года банки предотвратили почти 111 млн попыток хищений средств со счетов клиентов. Это позволило сохранить более 11,5 трлн рублей», — рассказал он.
При этом размер потерь клиентов банков от действий мошенников составил 21,4 млрд рублей, а количество удавшихся попыток — 1 млн.
Для противодействия кибермошенничеству разрабатываются и внедряются новые нормы. Так, с 1 сентября банки и микрофинансовые организации обязаны выдавать заемщикам крупные суммы не сразу. Период охлаждения позволяет принять взвешенное решение и вовремя отказаться от навязанного кредита или займа. Также клиентам банков доступен сервис «второй руки», который позволяет заручиться помощью близких при проведении операций по счету. Аналогичная функция действует на портале Госуслуги — пользователь может выбрать доверенный контакт, которому будут приходить уведомления о попытке смены пароля аккаунта. С 1 марта действует самозапрет на кредиты и займы, в Тульской области им уже воспользовались 152 тыс. человек.