Керамическая игрушка и ситцевый платок: как в Туле поддерживают местных мастеров и возрождают традиции

Как в Туле поддерживают местных мастеров и возрождают традиции

icon 14/10/2025
icon 21:30
Керамическая игрушка и ситцевый платок: как в Туле поддерживают местных мастеров и возрождают традиции

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"

В Тульском регионе акцент ставится на рост и продвижение продукции локальных производителей. Чтобы поддержка местных предпринимателей была наиболее эффективной, уже пять лет в Туле реализуется проект «Сделано в Тульской области», который помогает производителям повысить узнаваемость товаров и расширить их присутствие на рынке.

На сегодняшний день продукция компаний под знаком «Сделано в Туле» представлена в Универмаге тульских брендов в историческом центре города.

Так, 14 октября здесь прошла встреча с представителями креативных индустрий, которые рассказали о своей продукции, хранящей историческую память и следующей давним традициям оружейной столицы.

Директор Центра традиционной тульской керамики и народный мастер России Елена Палевская занимается возрождением традиционного керамического производства в Туле. Она отметила, что керамика выступает не только частью культурного наследия, но и ресурсом для продвижения бизнеса.

«Начиная с 2016 года, мы создали все условия, чтобы, во-первых, познакомить гостей города и самих туляков с этим историческим производством. Во-вторых, возродить изделия, которые будут демонстрировать это керамическое производство в современных реалиях. И, в-третьих, восстановить человеческий ресурс мастеров керамики в Туле. И сейчас мы этого достигли, потому что очень много керамистов, почти в 90%, ученики нашего Центра, и все они потенциальные создатели креативной продукции, которая в будущем может стать хорошей основой для бизнеса.

Для нас очень важно, что проект «Сделано в Тульской области» помогает и опытным, и начинающим креатором представлять продукцию и продвигать ее на рынке. Это почётно — находиться на полках универмага, где собраны лучшие образцы местного производства», – сказала Елена Палевская.

Отметим, что в рамках этого проекта возрождаются различные типы изделий, которые когда-то были утрачены. Тульская керамика представляет собой масштабное производство, включающее несколько кластеров. Один из них — это игрушки, известные благодаря тульской и филимоновновской традиции. Палевская подчеркнула, что также продолжают возрождать изразцы — гладко расписные, муравленые и полихромные, а также изделия из глины, связанные с гончарным ремеслом.

«Глина, как пластичный материал, позволяет создавать изделия, отвечающие запросам разных эпох — от 17 века до современности. Таким образом, проект не только сохраняет традиции, но и адаптирует их к современным требованиям, что делает тульскую керамику актуальной и востребованной», – объяснила директор Центра традиционной тульской керамики.

Сейчас особое внимание уделяется патриотическому воспитанию и национальному самосознанию, что сделало продукцию народного мастера России и руководителя мастерской «Тульская традиция» Галины Чекиной, очень популярной. Её любовь к бисеру и изучению музейных образцов женских украшений и головных уборов, носившихся в 18-19 веках, стали основой её творчества.

Пять лет назад Галина решила превратить своё увлечение в бизнес и зарегистрировала индивидуальное предпринимательство. В ее мастерской изготавливают ситцевые платки и национальные пояса, которые можно носить как с повседневной одеждой, так и в народных танцевальных и песенных коллективах.

Также мастер отметила, что получила грант на развитие мастерской, что позволило ей начать производство инструментов для ткачества.

«Хотя традиционный народный костюм не так часто встречается в повседневной жизни, элементы национального стиля, такие как тканые пояса, становятся всё более популярными и используются в современных нарядах. Но я с гордостью могу сказать, что наша продукция востребована не только Тульской области и в России, но и в странах бывшего Советского Союза.
В этом году мы разработали новую продукцию, и она оказалась весьма востребованной. Заказы поступают в больших объемах, и мы продаем от 40 до 70 изделий ежедневно на маркетплейсах», – отметила Галина Чекина.

Традиционный костюм всегда дополнялся различными украшениями, которые придавали ему особый шарм. Например, если девушка собиралась на гулянья, то украшения, такие как бусики и гайтан, становились неотъемлемой частью ее образа.

Пояса также играли важную роль в традиционном костюме, и они были необходимы как для мужчин, так и для женщин, независимо от возраста. Орнамент на тканом поясе мог быть охранным или памятным, созданным к особой дате.

Для их изготовления использовалось бёрдо, предназначенное для ручного ткачества, которое позволяло работать как с широкими, так и с узкими изделиями. Мастерицы применяли челноки, пряжки и иглицы, необходимые для работы.

Одной из популярных техник было ткачество на дощечках, где нити основы продевались через отверстия, а рабочая нить наматывалась на челнок.

«Особенно радует то, что традиционные ремесла сейчас активно передаются детям в школах и внешкольных учреждениях. Мне кажется, невозможно написать «Войну и мир», не зная алфавита, так и человеку для его развития, для создания чего-то великого, необходимо владеть чем-то из традиционных ручных ремёсел», – заключила народный мастер России.

Ранее мы рассказали, о создании творческого объединения "Дом культуры" и развитии локального бренда Booоmerangs-Tula