«Медвежья услуга», или почему 30 лет назад провалился проект доступного авто тульского производства

Более 30-ти лет назад провалился проект доступного авто тульской сборки «Мишка»

icon 08/10/2025
icon 14:09
«Медвежья услуга», или почему 30 лет назад провалился проект доступного авто тульского производства

© 5 колесо

5 колесо

На обломках советского государства отечественный производитель хотел запустить производство доступного для россиян автомобиля ТМ-1131 «Туляк» разработки ОАО «Мишка-Тула-Москва» - о том, почему проект провалился, рассказал портал «5 Колесо».

Первый опытный образец под кодовым названием «Мишка» был создан в 1997 году на развалинах советского министерства машиностроения. На его базе возникла новая организация — «Автосельзохмаш-Холдинг» (АСМ), задавшийся идеей создать народное авто. Особенностью его стала двухчастные багажная дверь.

В его разработку привлекли американскую компанию Venture Industries, специализирующуюся на современных пластиковых материалах, а проектировать прототипы поручили НАМИ. По замечанию источника, тогда он брался за любые, даже сомнительные проекты.

...

За годы проект менял свои формы и названия: его планировали выпускать в различных версиях, включая электромобиль для инвалидов, пикап, семейный автомобиль. В проекте использовались серийные агрегаты «Оки», а также разрабатывались новые варианты конструкций и двигателей. Однако реальные попытки массового производства так и не реализовались: или возникали сложности с материальной базой, или перестраивались планы из-за экономической ситуации и кризиса в промышленности.

В планах были две линейки - «Мотокар» и «Юникар». Для «Мотокаров» предполагались двигатели мощностью 25–35 л. с. — мотоциклетные и двуцилиндровый мотор от малолитражки «Ока» (ВАЗ-1111).

Семейство «Юникар» с двигателями 5–6 л. с. было рассчитано на молодёжь. По задумке, такие машины можно было водить без водительских прав, как это практиковалось в ряде европейских стран. «Мотокар» предназначался для тех, кто имел хотя бы мотоциклетные права. Также в планах были модификации для инвалидов и электромобиль.

Конструкция «Мишки» не представляла собой прорыва и основывалась на популярной тогда технологии: каркас из стальных профилей предполагалось покрыть пластиковыми панелями. Подобные машины иногда выпускались мелкосерийно, но каркасно-панельный кузов не подходил для массового производства.

Создатели намеревались переложить часть работы по сборке на покупателей. Самые экономные и «умелые руки» могли приобрести комплект и самостоятельно собрать автомобиль в гараже или похожем помещении. 

Публике «Мишку» впервые показали на московской выставке МИМС в 1999 году. Рекламные материалы демонстрировали базовый трёхдверный вариант, а также версии с отстёгивающейся частью крыши в стиле ландо и пикап.

В 2000 году на московской выставке представили уже целую линейку моделей. Базовый АСМ-1728 вырос в габаритах и получил двигатель мощностью 53 л. с. семейства MeMЗ-245, известный по «Таврии» ЗАЗ-1102.

...

Проекту удалось привлечь финансирование от правительства Москвы. Несмотря хай-тек новшества, это не приблизило «Мишку» к серийному производству. Проект неоднократно менял адреса, переходя между городами и даже странами.

В 2002 году заговорили о производстве на умирающем ЗИЛе. Завод переживал спад, спрос на грузовики падал, а знаменитые холодильники марки ЗИЛ уже остались в памяти лишь немногих. Планировали выпускать «Мишки» в полуразрушенном цехе, где ранее собирали холодильники. Это выглядело скорее как курьёз.

Позже обсуждался БелАЗ в белорусском Жодино – но подобная идея была нереалистичной.

Салон «Мишки» выглядел скромнее, но чуть богаче, чем у «Оки».

Интерес к проекту проявила краснодарская компания «Кавказ-М», и вновь всплыло имя американской Venturi Industries, которая, по слухам, должна была сотрудничать и даже переименовать «Мишку» в Michael. Но и это не помогло наладить производство.

...

Внезапно СМИ сообщили, что проект начал поддерживать гроссмейстер и бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Под его патронажем в Туле появилось ООО «Мишка-Тула-Москва».

Автомобиль получил новое имя — ТМ-1131 «Туляк», с двигателем из Мелитополя объемом 1,2 л и мощностью 64 л. с. Выпускали также образцы с 70‑сильным мотором MeMЗ объемом 1,3 л. Продолжали разрабатывать газобаллонные версии. При этом дизайн и конструкция – пространственная рама, пластиковые панели и агрегаты от «Оки» – остались без существенных изменений.

Говорили, что благодаря авторитету Карпова удалось получить одобрение для выпуска и продажи 150 таких автомобилей с 1,3‑литровыми двигателями. Однако даже намеченное количество не было собрано – и если бы они появились, сбыть их было бы сложно, учитывая, что «Оку» к тому времени уже почти не покупали.