Счетная палата РФ выявила нарушения при создании службы «112» МЧС России в Тульской области

icon 16/10/2015
icon 08:58

©

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит расходования МЧС России и субъектами Федерации средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в РФ на 2013-2017 годы» (далее – Программа, ФЦП). Проверка проводилась совместно с региональными контрольно-счетными органами Тульской и Новосибирской областей. С сообщением выступила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.
Как было отмечено на Коллегии, работа по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» была начата в 2008 году. Изначально планировалось, что проект будет реализован в 2012 году, однако, сроки пришлось уже дважды пересматривать. При этом до настоящего времени полномасштабное развертывание системы в регионах не обеспечено, а действующие нормативные документы не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.

Счетной палатой установлено, что достигнутые индикаторы и показатели ФЦП документально не подтверждены. Методика расчета целевых индикаторов и показателей с применением данных федерального государственного статистического наблюдения отсутствует. По словам заместителя Председателя Счетной палаты, в соответствии с Порядком разработки и реализации ФЦП целевые индикаторы и показатели Программы должны быть количественно заданными и измеряемыми по данным федерального государственного статистического наблюдения. В случае если значения целевых индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к целевой программе прилагается проект методики сбора исходной и нформации и расчета целевых индикаторов и показателей. «Однако, - отметила Вера Чистова, - учитывая отсутствие установленного порядка расчета фактических значений индикаторов и показателей Программы, проверить достоверность их значений, включенных в отчеты за 2013-2014 годы, не представляется возможным».

Одна из ключевых проблем – на территории регионов не готова инфраструктура единых дежурно-диспетчерских служб. Уровень их оснащения в районных центрах низкий, а кадровый состав слабо подготовлен. Население о системе информировано плохо.

Несмотря на то, что управление программой было возложено на МЧС России еще в 2013 году, методика оценки готовности регионов была разработана ведомством только в конце 2014 года. Проверка показала, что МЧС России слабо контролирует использование выделенных из федерального бюджета субсидий регионам на создание системы 112. Министерство аккумулирует отчеты регионов без проверки достоверности и анализа представленных данных. При этом в них выявлена некорректная информация, что, в свою очередь, приводит к искажению отчетности МЧС России, направляемой в Минэкономразвития России и Росстат. Так, при совместной проверке со Счетной палатой Тульской области установлено, что часть средств, выделенных в 2014 году Тульской области (15,7 млн. руб. из 48,33 млн. руб.), была направлена на объекты строительства, которые не были указаны в адресном распределении субсидии и соглашении о ее предоставлении.

Также в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о контрактной системе, в частности отсутствие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах, неправомерное продление сроков выполнения работ, несоответствие фактически выполненных и принятых заказчиком работ условиям контракта. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в МЧС России, информационные письма - в Минэкономразвития и ФАС России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Напомним, кроме указанных Счетной палатой РФ 48,33 млн. руб., полученных Тульской областью в качестве субсидии на создание службы «112» в феврале 2014 года, ранее, в июле 2013 года региону на эти цели было выделено 106,88 млн рублей.

Для справки

Еще в 2004 году постановлением Правительства России был утвержден единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории страны – «112», который призван обеспечить информационное взаимодействие органов пожарной охраны, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, а также службы «Антитеррор». Система должна была организовать вызов экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», ускорить реагирование и улучшить взаимодействие экстренных оперативных служб при вызовах. Перед системой был поставлен ряд задач, в числе которых получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», анализ и направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112», автоматическое восстановление соединения, в случае его внезапного прерывания, регистрация всех входящих и исходящих вызовов и ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования на вызовы и прием вызовов на иностранных языках.