«Я не даю себе никаких поблажек»: Хореограф Илья Токарев о профессии и творческом пути

Тульский хореограф рассказал о своем творческом пути

icon 11/01/2025
icon 18:07
«Я не даю себе никаких поблажек»: Хореограф Илья Токарев о профессии и творческом пути

© ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

ООО «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»

Занятия танцами – одна из популярнейших секций для российских школьников. Туляки, также записывая своих детей на танцы, ищут танцевальную студию по разным критериям. Для кого-то в приоритете удаленность от дома, а кто-то стремится найти того самого педагога.

Илья Токарев – танцор с тринадцати летним стажем, хореограф, руководитель студии танца “IDANCE”, человек абсолютно одержимый своим делом. 21 декабря он провел авторский мастер-класс. В это время предновогодней суеты и ожидания чудес мы спросили Илью о его творческом пути и взглядах на профессию, а главное, как несмотря ни на что продолжать трудиться и верить в свои силы.

Когда вы начали заниматься танцами и почему выбрали именно их?

- Танцами я начал заниматься совершенно случайно, в 2011 году меня на них отправила мама. Я был очень зажатым и стеснительным мальчиком, мне казалось, что танцы - не моё. Но, сходив на одно занятие, я понял, что был не прав, и настолько сильно загорелся, что вот до сих пор горю этим. Первое время мне было очень тяжело на тренировках, потому что у меня не было каких-то бонусов от природы: хорошего слуха или же координации, пластики. Я был абсолютно деревянный, и все, что у меня было, это желание.

Желание не останавливаться на достигнутом подпитывалось вдохновением лучшими из лучших – в начале пути Илья следил за творчеством австралийской танцовщицы и видеоблогера Жасмин Мейкин. По ее танцевальным видео он самостоятельно учил хореографию под популярную тогда музыку. Без самодисциплины не обходится до сих пор:

- У меня было много учителей по разным танцевальным стилям, и каждому из них очень благодарен. Но самый главный учитель, как я считаю, это мы сами. Это и есть тот самый внутренний учитель, который заставляет тебя делать больше, искать мне, как хореографу, новые формы, веяния. И если он у тебя строгий, то результат будет в два или даже в три раза больше, чем если ты просто ходишь на тренировки.

Что мотивировало вас двигаться дальше, была ли какая-то поддержка со стороны?

- У меня была огромная поддержка со стороны мамы и близких. Но и наравне с поддержкой был и негатив, ведь у меня не было никаких предпосылок к танцу. Будучи хорошистом и даже почти отличником в школе, в четвертом классе я получил «тройку» по ритмике, потому что не мог станцевать вальс и вообще не слышал музыку. Потом я дома репетировал вальс, чтобы получить «четверку» в четверти.  С учётом своего опыта я всегда поддерживаю всех начинающих танцоров.

В 2016 году Илья окончил Тульский колледж культуры и искусств по специальности педагог-хореограф, а через год открыл собственную студию танца:

- Студию танца «IDANCE» я открыл в 2017 году. Мне хотелось, чтобы каждый чувствовал себя частичкой студии, поэтому в начале «I», то есть если переводить целиком: «Я танцую». Уже после нескольких лет существования студии одна знакомая спросила, почему она так называется: «“I” потому что это первая буква твоего имени на английском?». В тот момент меня поразила эта интерпретация, ведь я и есть механизм, который все связывает, придумывает все номера и заряжает учеников танцами и позитивом.

Был ли у вас опыт преподавания до того, как вы открыли свою танцевальную студию?

- На втором курсе учебы я преподавал в танцевальной школе и в модельном агентстве. Мне очень нравится преподавать и сегодня. Хотя кажется, что и танцевать, и преподавать я начал практически сразу же: мне нравилось обучать тех, кто был рядом со мной. Больше всего я мучил танцами свою племянницу: мы ставили номера на дни рождения родственников. Сейчас она преподаёт в моей студии, чем я очень горжусь.

Будучи столько лет наставником и педагогом, как на ваш взгляд, танцы влияют на развитие ребенка?

- Танцы очень многогранны. Они развивают координацию, пластику, позволяют контролировать свое тело. Но самое основное, для меня, это раскрепощение. На моих глазах ребёнок сначала приходит и стесняется, где-то немного зажат и скован, но проходит время, и он раскрывается как цветок. Наблюдать за этим - истинный кайф. И со мной когда-то произошло то же самое. И это раскрепощение пригодится всем на протяжении жизни.

За год Илья посещает около сотни танцевальных мастер-классов у ведущих танцоров России. Многие из них участники и победители проекта «Танцы на ТНТ». Постоянное совершенствование Илья также отчасти связывает с собственным преподаванием.

- Я считаю, что педагог и его ученики очень связаны: насколько силён педагог, как хореограф и танцор, настолько же будут сильны его ученики. Но помимо этого я просто очень люблю танцевать, поэтому на мастер-классы я езжу по любви к танцевальной культуре и всему сообществу в целом. На них я могу познакомиться с танцорами из разных городов. У меня есть знакомые из Казани, Рязани, Калуги, Серпухова, Архангельска и других городов. Так что танцы объединяют людей из разных городов, а это очень круто, вдохновляться и поддерживать друг друга в творчестве.

В каком танцевальном направлении вы наиболее сильны?

- Я люблю авторскую хореографию, то есть синтез различных стилей. Когда ты опираешься на свой музыкальный вкус, на своё видение, на своё танцевальное воображение. Я владею более десятью уличными стилями, а также народным, классическим, бальным и джаз танцем. Именно сейчас меня особенно заряжают джаз-фанк, дэнсхолл и хип-хоп. Но при этом, если нужно, например, создать танец исключительно в одном стиле, я могу поставить себя в рамки и сделать это.

Какие танцевальные направления сейчас в тренде?

- Сейчас, исходя по классам, я замечаю, что большой всплеск идёт именно в сторону герли хип-хоп (girly hip-hop). Но я считаю, что это субъективно, потому что красота в глазах смотрящего. В любом направлении должны быть люди, которые продолжают нести этот танец, развивать его, тогда они всегда будут в тренде, они всегда будут востребованы и их всегда будут танцевать. 

Спустя годы в танцах Илья продолжает искать новое

Каждый человек сам выбирает, когда остановиться. Имея огромный опыт и базу я уже почти не нахожу новых движений, но здесь начинается другой интерес. Ты больше начинаешь кайфовать от самого трека, настроения, которое задаёт хореограф, и ты не столько пытаешься запомнить новые движения, сколько видишь вариации их исполнения в зависимости от возможностей контроля своего тела.

Илья убежден, что танцы требуют не меньше усилий и выносливости, чем в спорте, поэтому, как и у спортсменов, у танцоров есть возрастной предел:

- Хореограф - это голова, это мозг, и он может творить и в 70 лет, но предел есть у танцора. В последнее время я понял, что именно этой своей роли я хочу посвящать больше внимания. Поэтому я специально выезжаю на мастер-классы, где отключаю голову по другим моментам, там я только танцор. С каждым годом тело не становится моложе. В этом плане мне очень нравится подход Николая Цискаридзе, потому что он, когда почувствовал, что тело уже не может дать той выносливости и сил, полностью переключился на руководство и это здорово.

До того как Илья связал себя с танцами, у него были успехи в английском языке. Он говорит, что также обучал бы детей и взрослых, если бы продолжил развиваться в этом направлении. Но это увлечение отошло на второй план, как и блогерство, хотя на YouTube у Ильи 7 миллионов просмотров и 60 тысяч подписчиков:

- Сейчас я сижу в Telegram, эта площадка мне удобна и там нет авторских прав, а танцоры полностью зависимы от треков. А я не могу петь и в этот момент танцевать, хотя было бы здорово. В Телеграмме моя аудитория - это мои ученики, их родители, мои родные и близкие, все те, с кем я познакомился на мастер-классах и, конечно, подписчики из других моих соцсетей, в том числе с YouTube. Но сделать блог основной деятельностью я бы не хотел, хотя у меня были такие мысли изначально. Комментарии, лайки, реакции, несомненно, заряжают, но не хочется гнаться за этим. На первом месте у меня стоит и стояло всегда творчество.

- Вы работаете практически без выходных, регулярно придумываете новую хореографию и комбинации, посещаете мастер-классы и соревнования. Не жалели никогда, что однажды так круто изменили свою жизнь?

Оглядываясь назад, я понимаю, что обратно пути нет, мне очень ценно то, сколько времени, сил и труда было вложено, поэтому я не даю себе никаких поблажек. Я двигаюсь только вперёд. Если бы я на начальном этапе встретился с собой нынешним, то я сказал бы себе: «Как круто, что ты нашёл танцы, и ты даже не представляешь, что танцы будут твоей жизнью. Ты будешь танцевать 24 на 7. Да, будет много трудностей, но ты будешь от этого так заряжаться, так вдохновляться, что это все однозначно того стоит». Я каждому желаю найти свое дело. Неважно, ваша ли это профессия или просто это хобби, увлечение, которым вы будете гореть и делиться с этим с миром.

Автор: Валерия Алифанова