«Семьи по-тульски»: история Аслиян — преподавательской династии

История тульской преподавательской династии Аслиян

icon 01/12/2024
icon 15:05
«Семьи по-тульски»: история Аслиян — преподавательской династии

© Личный архив семьи

Личный архив семьи

«Тульские новости» совместно с администрацией города Тулы продолжают специальный проект «Семья по-тульски».
 
2024 год по поручению Президента объявлен Годом семьи для защиты и сохранения семейных ценностей. Еженедельно мы рассказываем нашим читателям о семейных традициях, укладе и ценностях туляков.

Корреспондент ТН встретился с Мариной Стариной – учителем химии МБОУ - лицей № 2. Она имеет высшую квалификационную категорию и является представителем тульской династии педагогов, общий стаж которой — более 140 лет.

- Началось все с нашей бабушки, — рассказывает Марина Юрьевна.

Родилась Нина Григорьевна Аслиян в 1924 году. Окончив среднюю школу в Хабаровске, она добровольно отправилась на фронт и с 1942 по 1945 год участвовала в Великой Отечественной войне.

Сразу после войны и до 1947 года Нина Григорьевна работала музыкальным работником в детском саду. В 1952-56 годах она училась в Ереванском педагогическом университете. После выпуска и до 1985 года трудилась учителем русского языка в армянской школе.

- Мой дедушка армянин, и с бабушкой они познакомились в поезде, по дороге в Читу. Уехала она в Армению после замужества.

Были и закономерные трудности: языка Нина Григорьевна не знала, поэтому взаимодействовать с учениками бывало тяжеловато.

Марина помнит бабушку за работой: в детстве она сама сидела на задних партах и смотрела, как та преподает. И казалось все очень и очень интересным, и как-то легко бабушка рассказывала о поэзии и прозе.

- Бабушка часто перечитывала классику, а мы удивлялись: зачем? Ты же и так знаешь все почти наизусть! На что она нам отвечала: перечитаете через 10, 20, 30 лет, и будет уже совсем другое восприятие.

Родная тетя пошла по стопам бабушки и тоже стала учителем русского и литературы; ранее Ирина Михайловна Матыженкова – заместитель главы администрации города Тулы по социальной политике. Мама Лидия Михайловна прекрасно владела знаниями по физике и химии.

Лидия Михайловна Аслиян

Ирина Михайловна Матыженкова

- А дальше уже мы с сестрой, - смеется героиня. Ее двоюродная сестра стала учителем математики.

- Дома мы часто шутим, что могли бы открыть свою частную школу.

А если династия прервется — расстроитесь?

- Ну, там пока не очень понятно. Было бы здорово, если продолжилась — но я не настаиваю.

Дочь окончила факультет прикладной математики, а сын видит себя в продюсировании музыки.

И действительно: принципа поддержки личных интересов Марина Юрьевна придерживается и в работе с детьми в школе.

-  Детям в выборе нужно давать свободу.

Вы прикипаете к своим ученикам?

- Конечно! Это абсолютно нормально, и дети всегда остаются детьми, независимо от смены поколений.

А продолжение династии, с Вашей лично стороны, - это добровольный выбор, или обязанность?

- В общем-то, выбор был добровольный. Я с детства видела, как мама проверяет тетради, и ничего другого себе не представляла.

Нет ли ощущения, что школа, таким образом, никогда и нигде не заканчивается?

- У нас принято, что работа — это работа, а наши семейные отношения — совсем другое.

При этом на семейные отношения работа отпечаток все же накладывает:

- Членам семьи, со школой не связанным, это уже давно понятно. Временами немного авторитарный стиль общения получается: к мнению учителя прислушиваться должны все, - улыбается Марина Юрьевна.

Также для избравшего профессию, по ее словам, становится правилом не опаздывать, не позволять себе на людях быть в плохом настроении: вот получается, что учителя — особая каста в восприятии «обычного» человека.

Как родитель и учитель, что бы Вы могли посоветовать другим родителям? На что указать?

- В первую очередь, добиваться взаимопонимания. Чтобы, с одной стороны, дети дистанцию понимали, а с другой — были с нами на одной волне. Должно быть обязательно доверие.

Во-вторых, не давить, прислушиваться к мнению, давать свободу. Вы вот меня спросили — давил ли кто-нибудь на меня, чтобы я стала учителем? Как раз нет, я сама к этому пришла.  Ребенок имеет право на свое мнение – это аксиома.

Учить детей, да и в принципе учить — это призвание, или можно научиться?

- Научиться-то можно, но все же, на мой взгляд, к этому должна лежать душа. Потому что без призвания здесь сложно.

А если это уж действительно призвание, ты себе жизни уже просто другой не представляешь.

А что важнее — любовь к детям, или к предмету?

- Наверное, к детям: к предмету потом подсоберется. Главное, хорошо им владеть.

История Аслиян-Стариных, пожалуй, - сюжет с «другой» стороны: мы привыкли думать, что учителя — каста особая. Но особенности эти общечеловеческих ценностей — любви, дружбы, понимания — не исключают, а вбирают в семью. Настоящую или школьную.