«Учитель - это не работа, это призвание»: интервью с молодым педагогом из Тулы Светланой Панковой

Молодая учительница из Тулы рассказала о своей работе

icon 05/10/2024
icon 07:00

© Светлана Панкова

Светлана Панкова

5 октября свой профессиональный праздник отмечают учителя. В эту профессию все чаще приходят молодые специалисты. «Тульские новости» решили выяснить, с какими трудностями сталкиваются начинающие педагоги и взяли интервью у Светланы Панковой, которая работает в МБОУ «ЦО № 34» города Тула. Она совмещает сразу несколько должностей - классный руководитель 6 класса, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, а также учитель музыки. Важное место в жизни Светланы играют любовь к народному вокалу и детям.

- Мне 24 года, совсем скоро уже будет 25. Родилась в Туле, но все свое детство прожила в поселке Арсеньево Арсеньевского района Тульской области. Два года назад выпустилась из Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, сейчас учусь в магистратуре в том же вузе на направлении управления качеством образования. В декабре буду защищать магистерскую диссертацию. То есть, иду выше, иду вглубь, узнаю больше интересного. Правда, на учебу остается мало времени, так как большую часть жизни занимает работа. На выбор профессии повлиял интерес к педагогике, к детям. Выбирала между логопедией и учителем начальных классов, но отучилась в итоге на учителя начальных классов и искусства. Как мне кажется, это достаточно интересная и обширная профессия, потому что учителя-предметники изучают какой-то один предмет вглубь, а учителям начальных классов приходится изучать большое разнообразие различных предметов, при этом углубляясь в каждое направление, и изучая еще все это через психологию детей, через то, как они могут это все впитывать, и то, как им разжевать всю эту достаточно непростую информацию для того, чтобы она впиталась ими, можно сказать, до мозга костей, была для них понятной, реальной и сохранялась в памяти.

Всегда ли ты хотела быть учителем, работать с детьми?

- Совсем в детстве мы с друзьями играли, как любят все девочки, в учителей. Но серьезно столкнулась с желанием пойти учиться на педагога примерно в 6 классе, когда передо мной был образец учителя, в которого я была нереально влюблена. Он был для меня очень, очень интересен, очень любим и, можно сказать, обожаем. Этот человек дал мне возможность понять, что такое вообще педагогика, что такое учить детей, и это - учительница ИЗО Надеенская Елена Алексеевна. Она всегда давала возможность развиваться и начиная со школы, отправляла меня на какие-то дополнительные мероприятия, где была возможность поработать с детьми. А также важными примерами в области педагогики были для меня мой папа, моя мама и классный руководитель - Петрова Лидия Александровна.

Поделись впечатлениями о нынешней работе в школе.

- Уже третий год я работаю чудесной школе, которую очень люблю. У меня замечательные коллеги и чудесные дети. Да, они резвятся, они веселятся, где-то творят шалости, вытворяют что-то, что не нравится взрослым, но эти дети очень уютные, душевные. Так как я не просто классный руководитель, но и советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, это дает возможность общаться не только со своим классом, но и вообще со всем спектром: со всеми возрастами, начиная с начальной школы и заканчивая 11 классом. За счет того, что мы участвуем в мероприятиях городского и регионального уровня мы действительно много занимаемся с детьми.

Также я являюсь учителем музыки в нескольких параллелях по своей профессиональной деятельности (по направлению, которое окончила в вузе). Ну и параллельно с этим являюсь координатором, куратором первичного отделения «Движения первых» в нашей школе (прим. для участников «Движения первых» вступление в первичное отделение — это возможность объединиться в группы по интересам, найти друзей и единомышленников, принять участие в общих мероприятиях «Движения» и даже организовать собственные).

Расскажи про свой класс.

- Взяла своих ребяток я 4 класса. Так получилось, что мы с ними закончили начальную школу в 4 классе и уже два года в средней школе топаем рука об руку и стараемся - в одну ногу. Конечно, бывают шалости, бывает сложно, бывает очень сложно и бывает невероятно сложно, а бывает просто, душевно, да и большей степени – душевно, уютно. Ребята разные совершенно, каждый увлекается чем-то своим. Но при этом мы стараемся создать дружную атмосферу комфорта. Бывали ситуации, когда приходилось координировать их, в большей степени, для того, чтобы ребята прошли через какой-то свой этап «притирки» друг к другу и не потеряли себя, не потеряли свою уникальность.

Сложно ли было поначалу? Как ребята реагировали на молодого учителя? Есть ли сложности в работе на сегодняшний день?

- Сейчас, к сожалению, непросто. Дети очень активные, очень энергичные и просто так вести урок не получается, как казалось раньше: учитель пришел, отвел урок, ушел. Всегда, конечно, учителя вкладывали в нас много энергии, своих эмоций, любви. Сейчас детям это нужно в разы больше. Плюсом, я училась в поселковой школе, и классы были чуть меньше, чем здесь, поэтому, наверное, казалось, что как будто бы было и потише, и поспокойней.

Когда пришла в эту школу, поначалу было не сложно, но не всегда. Изначально я устроилась учителем музыки и это была интересная возможность, интересная должность, которая меня очень сильно заинтересовала. А вот потом было очень сложно, когда у меня появился свой класс и появился он очень резко, очень неожиданно - среди учебного года. Пришлось столкнуться с большим количеством сложностей, но все это со временем преодолелось. Ребятам было интересно увидеть молодого учителя. Им было интересно узнать, на кого я училась, сколько я училась, чем я люблю заниматься, что для меня интересно и всегда задавали очень много вопросов.

С каким сложностями сталкивается любой молодой учитель на сегодняшний день? В чем плюсы работы с детьми?

- Я думаю, сейчас, приходя работать в школу, каждый учитель сталкивается с проблемой того, что недостаточно практической деятельности во время образовательного процесса в институте. Ну и плюс, за 5-6 лет обучения в институте теряется вот эта вот грань школы, ты привыкаешь к тому, что есть пары. Отмечу и появление большой ответственности за детей, особенно если ты являешься классным руководителем, ты становишься ответственным не только за свою жизнь, но за жизнь еще примерно 30, а иногда и больше 30 детей. Детям очень нравится работать всегда вместе. Любые проекты, любые конкурсы, любые мероприятия - дети обожают готовиться к ним. Они обожают находить какие-то дополнительные идеи, у них всегда горят глаза.

Сейчас еще большая проблема - это то, что мы хотим с детьми много проводить времени и что-то делать внутри школы, но у ребят очень много своих кружков, репетиторов, дополнительных занятий и, к сожалению, их уже в школе просто так не удержишь. Приходится находить какие-то возможности работы и взаимодействия с ними вне школы, вне каких-то рамок и границ.

Есть ли забавные истории с твоими ребятами? Правда, что учитель начальных классов как вторая мама для детей?

- Забавные истории с ребятами, на самом деле, случаются каждый день, и не обязательно это именно мой класс. Говорю так, потому что контактирую с большим количеством детей. Такие истории есть всегда и за счет того, что я веду такой достаточно простой предмет с детьми, получается вообще своя личная атмосфера, свои яркие воспоминания и достаточно свободная возможность взаимоотношений, поэтому старшеклассники и младшие дети относятся доверительно.

На самом деле, не только учитель начальных классов как вторая мама, но и вообще любой классный руководитель. Он должен знать, где ты, как ты, твой адрес, твоих родителей, где родители работают, где учатся твои братья, сестры, в каких садиках они занимаются, в какие кружки ты ходишь, в какое время, в какой день ты можешь подежурить, в какой не можешь... То есть, ты должен знать о каждом ребенке все, а когда их 29 и больше, то ты чувствуешь себя многодетной мамой. И я всегда всем говорю, что я мать 29 детей. Забавно, что мои дети всегда, когда мы выезжаем на какое-то мероприятие, сами про меня говорят: «Вы наша мама».

Можешь ли сказать, что любишь свою работу?

- Работу свою я обожаю. Очень сильно, конечно, на ней устаю, но это моя работа, о которой правду говорят: «Учитель - это не работа, это призвание, это необходимость иметь такую большую широкую душу, такое большое, горячее и горящее сердце, горящие глаза». И, наверное, важно понимать, что свободного времени существовать как такового не будет, и вся жизнь будет укладываться в жизнь школы, в жизнь детей. Но нужно научиться разграничивать все-таки личное и рабочее, что очень сложно сделать, но так нужно.

Расскажи про какие-то личные достижения.

- Огромным достижением я считаю то, что на второй год своей работы я получила достаточно высокую должность - стала советником директора по воспитанию и достаточно ярко себя реализовала. Мои коллеги говорят, что у нас советник, не просто советник, это сложная должность, которую пока еще много кто не понимает. Но для меня попасть на эту должность с огромной миссией является большим достижением. В течении года, думаю, реализую свою деятельность на достаточно высоком уровне. У меня есть благодарности от Управления образования города Тула, благодарности от директора ФГБУ «РОСДЕТЦЕНТР». Ну а самое главное мое достижение – это любовь детей, которую я получаю каждый день.

Есть ли у тебя хобби?

- Мое хобби - длиной уже в 9 лет. И это фольклорный вокал. В вузе входила в фольклорный ансамбль «Надежда», который до сих пор при любой возможности я посещаю с ребятами. Там уже не один раз сменился коллектив, но я благодарна своему педагогу, которая всегда рада меня видеть, всегда счастлива встречать меня с распростертыми объятиями на репетициях, занятиях. Конечно, на концерты я уже не выхожу выступать, потому что они в то время, когда я работаю, но репетиции посещать стараюсь, как только появляется возможность. Да и вообще, в принципе, я очень люблю что-то делать руками. Например, летом пробовала делать сумочки из бусин. Иногда, когда у меня совсем большая усталость, и я не знаю, как же все-таки вернуть себя в ресурсное состояние, я могу порисовать картины по номерам, либо же на холсте.

Что пожелаешь тем, кто только начинает путь педагога?

- Тем, кто только начинает путь педагога, я хочу пожелать попасть в любящий, понимающий коллектив и педагогов, и детей, чтобы первые месяцы работы в школе были не в тягость, а в радость. Желаю не брать огромную нагрузку, а брать то, что под силу, а в будущем, конечно, набирать больше, но поначалу почувствовать этот вкус работы взаимодействия с детьми.

Понятно, что многое упирается в материальное, но сама работа с детьми должна приносить огромное удовольствие, и я хочу, чтобы каждый, кто только пришел в профессию педагога, почувствовал себя нужным и важным в жизни ребенка. Я всегда говорю, что педагог - это важный человек в жизни каждого ребенка.

Дорогие коллеги, педагоги, учителя, люди с большой буквы, я поздравляю вас с нашим праздником, пусть каждый день будет наполнен теплом, счастьем, трепетными моментами и будьте счастливы!

**
Редакция «Тульских новостей» поздравляет всех педагогов области с профессиональным праздником!