Так ли уж необходимо принятие нового Основного Закона Тульской области?

Когда Владимир Груздев, губернатор Тульской области, он же член Президиума Ассоциации юристов России, а в недавнем прошлом – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, выступая с посланием к Тульской областной Думе объявил о том, что у региона будет новый Устав, невольно вспомнились события 40-летней давности.

 

Напомним, тогда дорогой «Леонид Ильич», которому не давали покоя лавры Сталина – государственного и партийного деятеля, полководца – решил, кроме звёзд маршала и Героя Советского Союза, прославиться и новой Конституцией СССР. Брежневская версия Основного Закона Советской страны редакция существенно не изменила государственного строя, разве что легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов в депутаты. Кроме того, состоялось переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов, произошло увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, Советов народных депутатов – до 2,5 лет. Вот и все «принципиальные» изменения!

 

А что же с Уставом Тульской области? Объясняя 23 апреля в ходе оглашения своего послания необходимость принятия его новой редакции, Владимир Груздев заявил следующее: «Вы знаете, за последние годы нам удалось вложить новый смысл и в понятие «открытость власти». Для нас становится нормой активная гражданская позиция, открытый и доверительный диалог власти и жителей. Считаю, что в этой связи назрела необходимость изменить основной закон региона – Устав Тульской области. Сегодня я внесу на рассмотрение депутатов Тульской областной Думы проект нового Устава. Мы предлагаем ряд нововведений - право законодательной инициативы для граждан, право жителей на гражданскую инициативу и народное обсуждение. Одной из первых в новом Уставе станет глава об обеспечении и защите прав человека и гражданина. Человек и его интересы – для нас на первом месте. И в жизни, и в главном документе области!»

 

Первый Основной Закон региона был принят после вступления в силу ельцинской конституции в 1994 году при губернаторе Николае Севрюгине. Ныне действующая редакция появилась в 2001 году в бытность Василия Стародубцева главой региона, что было связано с коренными изменениями федерального законодательства об организации органов госвласти субъектов Федерации. Как указано в пояснительной записке к проекту новой версии Основного закона Тульской области, за время действия нынешнего, существенно изменилось федеральное законодательство, регламентирующее организацию деятельности органов государственной власти в субъектах РФ. Однако внесенные изменения, формально обеспечивающие приведение Устава (Основного Закона) Тульской области в соответствии с федеральным законодательством, носили хаотичный характер, чем нарушили системную целостность Основного Закона области. Так за 13 лет существования Устава поправки в него вносились 50 раз. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость принятия нового Устава Тульской области, при этом в новом Уставе обеспечивается правопреемство и сохраняется правовая стабильность.

 

А вот здесь дерзнём поспорить насчёт нарушения «системной целостности». Не секрет, что уставы большинства российских краёв и областей (конституции национальных республик стоят немного особнячком) весьма похожи друг на друга, принимались примерно в одно и тоже время и синхронно корректировались в связи с изменениями федерального законодательства. Ну, или когда по прихоти нового хозяина региона администрацию преобразовывали в правительство, а директоров департаментов – в министров.

 

И при этом тамошние руководители почему-то не говорят о необходимости принятия новых уставов, а спокойно живут по старым. Взять, к примеру, Белгородскую область. Там действующий Основной Закон был принят в конце 2003 года, во Владимирской, как и в Тульской, в 2001 году. А соседи-калужане не меняли свой Устав (не поверите!) аж с 27 марта 1996 года! Да, корректировали, правили много раз, но не меняли! И ничего – динамично развиваются, привлекают инвесторов, строят заводы и т.д. и т.п.

 

Одним из «козырей» по проекту нового Устава Тульской области называют наличие в нём 15-ти статей, посвящённых обеспечению и защите прав и свобод человека. Таааак, открываем действующую редакцию и находим: «Глава IX. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина». Статьи с 52-й и по 68-ю, то есть на одну статью больше, чем в будущем Уставе! Так в чём, как говорит молодёжь, «фишка»? Или те, кто ввернул этот убийственный аргумент в пояснительную записку к проекту документа, думали, что все полтора миллиона туляков поленятся подсчитать и сравнить? Или сами считать разучились? Или поленились? Ни то, ни другое груздевским чиновникам правоведам чести не делает, да и подставляют они шефа таким образом.

 

Принципиальным отличием (это из текста пояснительной записки, опять же вспоминаем брежневскую конституцию) нового Устава станет приоритет прав человека во взаимоотношениях «личность – органы государственной власти Тульской области». Впервые в Тульской области предлагается право законодательной инициативы предоставить группе жителей Тульской области, общественным и правозащитным институтам – общественной палате Тульской области, уполномоченным в Тульской области. Для открытого диалога с властью проект Устава предусматривает право на гражданскую инициативу и областное народное обсуждение. Проектом Устава закрепляется право жителей области на труд, социальное обеспечение и социальную защиту, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение прав граждан в сфере образования, воспитания, науки и культуры, охрану окружающей среды. Всё бы ничего, но эти права были перечислены и в действующей редакции, а институт уполномоченных можно было бы упомянуть дополнительно, приняв поправки в нынешний основной Закон региона… Да и бумага, она, как говорится всё стерпит. И в Уставе-то, скажет вам любая старуха, чего уж там прописывать, вы в натуре обеспечьте!

 

Ещё один странный ляп – упоминание в проекте Устава упразднённого в прошлом году и поделённого между четырьмя районами Тулы Ленинского района области с административным центром в одноимённом посёлке. Вот и думай: то ли забыли вычеркнуть, то ли решили восстановить.

 

Весьма показательно место (извините за каламбур) для местного самоуправления – в самой за…, то есть почти в самом конце документа, не считая заключительные и переходные положения. А есть оно у нас по факту, местное самоуправление, которое, к слову говоря, конституционно отделено от госвласти?! Если вспомнить, что жители утратили право самим избирать глав администраций, что полностью выхолощена идея о двухуровневой системе муниципальный район – городское (сельское) поселение, если назначенные с высочайшего одобрения главы местных администраций без оглядки наверх уже и цветочки посадить не в состоянии, то ответ вполне очевиден.

 

И то, что новый Устав будет принят единогласно и без особых обсуждений, сомневаться не приходиться, ибо законодательная ветвь власти у нас давно и сильно походит на правовой департамент регионального правительства, не более того. Недаром председатель облизбиркома Сергей Костенко сказал, как отрезал: «Осенние выборы 2015 года в Тульской области пройдут уже по новому Уставу». Ему-то, как бывшему психиатру, уж точно видней...