«Бренды России» рассказали о любимом художнике Льва Толстого - Николае Орлове

Тулякам рассказали о любимом художнике Льва Толстого

icon 08/05/2024
icon 12:46

© «Бренды России»

«Бренды России»

«Бренды России» рассказали о человеке, который думал сердцем, любимом художнике Льва Толстого - Николае Орлове. 

Рассказ о знакомстве Толстого с творчеством и личностью художника-передвижника Николая Васильевича, подчеркивается, оброс легендами. Согласно одной из них, это произошло во время посещения знаменитым писателем Третьяковской галереи, где на него произвела сильное впечатление приобретенная Третьяковым картина Орлова «Подати». Однако по другой версии работу Орлова Толстой увидел на 24 выставке передвижников в 1896 году. Есть вероятность, что в той же Третьяковской галерее.

- Кстати, эта передвижная выставка была особо отмечена В.В. Стасовым как «вещь значительная, немаловажная». Внимание критика привлекли в первую очередь этюды В.И. Сурикова к «Покорению Сибири Ермаком», а также произведения Касаткина, Савицкого, Архипова и некоторые работы других живописцев. Об Орлове Стасов не упоминает. Особое впечатление он произвел, очевидно, лишь на Толстого, - пишет источник. 

Современники называли Орлова живописцем русской деревни. Он был человеком крестьянского происхождения и простой крестьянской наружности. Толстому тот приходился земляком. Родился Орлов 26 апреля (8 мая) 1863 года. Почти ровно через два года после отмены в России крепостного права. Малой родиной мужчины считается село Никольское, Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии. В 1811 году Буйцы принадлежали помещице девице Настасье Бибиковой и достались ей по наследству от матери полковницы Елены Хитрово. К середине 19-го века село разделилось на два владения – на село Никольское (Буйцы) и на сельцо Доброе.

Николай Васильевич рано осиротел. К крестьянскому труду был приучен сызмальства. Первоначальные навыки живописца получил в селе Огарево Тульской губернии у своего дяди (брата матери) - иконописца В. И. Богуславского. В 1882–1892 годах Орлов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Прянишников и Маковский. Училище Орлов окончил со званием классного художника и Большой серебряной медалью, которой был удостоен за жанровую картину из сельского быта «Умирающая». В том же 1892 году, будучи уже человеком семейным, переехал в село Кулешово Лихвинского уезда Калужской губернии, где получил заказ на роспись местной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. До сегодняшнего дня церковь не сохранилась. В 1898 году Орлов стал жить в селе Обираловка, что в 23 километрах от столицы.

- С прокладкой железной дороги недалеко от села возник пристанционный поселок с тем же названием, ныне – город Железнодорожный. Именно в этом месте, как известно, по воле Толстого погибла под колесами поезда его героиня Анна Каренина, - отмечается в издании.

С 1902 года Орлов жил в Москве, но с разъездами, расписывая храмы как в Тульской, так и в Калужской, Орловской, Тамбовской губерниях. Параллельно с этим он продолжал работать над живописными полотнами.

- Причем ведущее место среди них занимали жанровые картины из сельской жизни. Их соль и смысл заключались в том, русский крестьянин, даже освободившись от крепостничества, оставался таким же бесправным и нищим, как ранее. Если церковная роспись была для художника источником скромного благополучия большой семьи, то жанровые полотна – крик души русского человека. Свои картины Орлов называл рассказами. И это близко к истине, - сообщают «Бренды России». 

Забегая в перед, отметим, что частые приезды художника в Ясную Поляну в 1907-1908 годах особенно сблизили Толстого с Орловым. Именно в это время в ближайшем окружении писателя родилась мысль об издании альбома картин художника с предисловием Толстого. Тогда же в рабочем кабинете писателя появляются 7 фотографических репродукций с картин Орлова, которыми Толстой очень дорожил.

Подробнее ознакомиться с биографией художника вы можете на сайте источника