Более 400 лет назад часть Тульской области входила в «опричнину», личный удел царя Ивана Грозного

400 лет назад Тульская область входила в «опричнину», личный удел царя Ивана IV

icon 04/02/2024
icon 02:02

© Аполинарий Васнецов

Аполинарий Васнецов

Портал «Бренды России» напоминает тулякам, что 420 лет назад, значительная часть Тульской области была включена царем Иваном IV (Грозным) в т.н. «опричнину», личный удел царя. История получилась печальной и кровавой.

Опричнина – это и территории, принадлежавшие Ивану IV в 1565 - 72 годы, и внутренняя политика, которую вел царь в то время.
 
После 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам. По сути, все русские земли и население он поделил на две неравноправные части. Опричнина - удел, который царь выделил для себя, а опричники – его личная гвардия.
 
В начале зимы 1564 года москвичи увидели, что царь с семьей выехал из столицы на богомолье. С собой он забрал все самое ценное: казну, личную библиотеку, иконы и символы власти.
 
После Коломенского санный поезд направился в Александровскую слободу. Откуда через месяц царь объявил о своем отречении от престола в пользу старшего сына, по причине «гнева» на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.
 
Сейчас это назвали бы манипуляцией общественным мнением. Но в то время таких понятий не знали и в Александровскую слободу прибыла делегация, которая уговорила царя вернуться на царство. Это развязало Ивану IV руки, и он смог принять об учреждении опричнины.
 
Вернувшись в Москву, 3 февраля 1565 года царь объявил, что вновь принимает на себя правление, но с условием: чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».
 
Часть Москвы, Можайск, Вязьма, Вологда, Кострома, Козелеск, Перемышль, Белев, Ярославец, Суздаль стали личным уделом царя Ивана IV. Эти земли были самыми плодородными и богатыми в Московском государстве.
 
Опричнина учреждалась царем по образцу монашеского ордена, который ему подчинялся непосредственно. Духовным ее центром становилась Александровская слобода. Каждый опричник лично приносил клятву на верность царю.