Единственная арфа в Туле: интервью с артистом и музыкантом Александром Матвеевым
Единственный арфист Тулы Александр Матвеев рассказал о своем творчестве
© ТН
Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов, всегда привлекала внимание своей красотой и изящностью. Ее звуки не очень непривычны для зрителя в современном музыкальном мире. Однако в нашем городе есть один человек, который создает и несет в массы уникальную чарующую атмосферу струн.
Александр Матвеев — единственный арфист в Туле, чье искусство можно услышать в концертных программах театра «Gorizont Entertainment». Но что заставило его выбрать такой необычный музыкальный путь? И где он научился играть на арфе?
Мы пригласили Александра, чтобы задать ему эти вопросы и узнать больше о его удивительном музыкальном пути. Встреча с ним обещает быть по-настоящему интересной и вдохновляющей.
— С каких лет Вы начали заниматься музыкой? А когда арфой?
— Музыкой я начал заниматься с семи лет в музыкальной школе. Арфы там не было. Это было классическое образование по направлению сначала хорового пения и фортепиано, потом - академического вокала. А арфой я стал заниматься в девятом классе в возрасте примерно 15-16 лет.
— Кто Вас этому научил?
— Я учился полностью играть сам: смотрел видеоролики, мастер-классы иностранных артистов, наблюдал за их выступлениями. И на основе каких-то конкретных произведений учился тонкостям постановки пальцев. Весь этот процесс был возможен благодаря могучему интернету и всезнающему YouTube.
— Почему Вы вообще решили заниматься арфой?
— В детстве у меня была «голубая мечта». В возрасте шести лет я наткнулся на видеоролик, две арфистки играли тему из «Игры престолов» или что-то в этом роде. И мне, очень впечатлительному ребенку, запала в душу идея о странном треугольном инструменте со струнами. До девятого класса это было в стадии мечты, но потом я понял, что не выдержу больше без ее воплощения.
— Что самое сложное в игре на арфе?
— Для меня игра на арфе не была сложной. Я освоил основной набор техник за два месяца обучения. Дальше надо только обучаться определенным техникам для конкретных задач плюс расширение репертуара.
Пожалуй, самым сложным на данный момент для меня является переложение более классических произведений на такой «неклассический» инструмент. Из-за технических особенностей моей арфы не все произведения можно легко на ней адаптировать.
— Какой репертуар у вас есть? Что можете сыграть на ней?
— Начинал я свой арфовый путь с фолка. Хотя можно сказать, что это был не совсем фолк, так как он представляет собой смесь народного жанра с чем-то современным. Я же начинал именно с традиционных произведений. Это была ирландская музыка, под которую танцуют степ. Я чувствовал, что это настоящая Ирландия. Это произведения, написанные еще в Средневековье, или позже, но все-же сохраняющие традиционный характер.
Естественно, сейчас я играю и современный репертуар. Например:
Рок. Можно сыграть с определёнными эффектами, вроде дисторшн (и т.д.), если подключать различные устройства.
Классика. Я самостоятельно перекладывал балет «Лебединое озеро» для арфы с оркестровых партий.
Авторский материал. Он тоже присутствует, хотя его не очень много. Не очень много свободного времени у меня на его написание.
— Даете ли вы уроки игры на арфе? Если нет, планируете ли?
— Про уроки я задумывался, мне даже поступали в какой-то момент предложения, но пока что дальше обсуждения это не ушло.
Придерживаюсь мнения, что нужно иметь классическое образование, чтобы преподавать инструмент, для повышения, скажем так, уровня лояльности будущих потенциальных клиентов. У меня классического образования по классу арфы, к сожалению, нет.
Может быть, конечно, возможен вариант открыть свою экспериментальную школу и продвигать идею, что образование, конечно, нужно, но не является обязательным критерием. Но на данный момент нет, не преподаю, но раздумываю.
— Вы же еще и поете? Что вам больше нравится: инструмент или вокал?
— Наверное, несмотря на всю уникальность арфы, мне всё-таки больше нравится петь. Это позволяет мне в большей степени подключать театральность. А мне очень нравится передавать истории через музыку, через пение, мне нужна какая-то драматическая составляющая.
— Вы сейчас находитесь в коллективе театра «Gorizont Entertainment». Как вы туда попали?
— В «Gorizont Entertainment» меня, как ни странно, привела тоже арфа.
В нашем проекте, который готовится к премьере в декабре, нужна была арфа в одну из песен. Она есть в оригинальной партитуре и выступает практически солирующим инструментом. А в Тульской области, кроме меня, нет ни одного арфиста.
Два с половиной года назад руководитель «Горизонта» нашел меня в одной из театральных групп, связался, и с тех пор я и играю, и пою, и стараюсь достаточно активно работать в театре. Так скажем, и швец, и жнец, и на дуде игрец.
— Вы упомянули предстоящую премьеру. Расскажите немного о ней.
— Это полностью оригинальная история. Мюзикл («Вернувшийся»), который был написан почти пять лет назад, остался неожиданно злободневным и сейчас. Мы попробуем погрузиться в глубину человеческой психологии и понять связь между сложностями повседневной жизни и их влиянием на наше внутреннее состояние.
Это проект о людях. Думаю, каждый зритель найдёт в нем что-то для себя. Как бы это душно не звучало, все выйдут с премьеры чуть-чуть с нагруженными мыслями.
У меня в этой постановке не главная роль, но важная. Как и многие артисты, которые задействованы в этой поставке, я буду отражать настроение.
— Вы выступаете только с театром? Или есть и сольные концерты?
— Основная часть концертов у меня проходит действительно в рамках театра. Но сольно я тоже выступаю: работаю как музыкант на мероприятиях. Например, в сопровождении выездной регистрации, или как красивое музыкальное оформление для встречи гостей.
На данный момент хочется развиваться именно в рамках коллектива, поскольку мне очень интересна театральная «движуха».
И в будущем я рассматриваю арфу, как продвижение из одного театра в другой: из регионального в более масштабный, может быть, в театр музыкальной комедии в Петербурге, в Бродвей Москвы или в Московский театр оперетты. Хочется развиваться именно в этом направлении, потому как театральная тематика — мюзиклы, драматические истории — всё-таки мне очень нравится.
— Какой концерт был для вас наиболее значим? Что запомнилось больше всего?
— Из эмоциональной составляющей — это мой первый выход на сцену в Gorizont Entertainment.
Вообще мое знакомство с этим театром произошло гораздо раньше, чем я туда попал. Когда я учился в девятом классе, увидел афишу по программе «Галерея мюзиклов», которую ставил тогда какой-то там (на тот момент для меня) Gorizont Entertainment. Я тогда собирался сходить, но не получилось. Потом я еще много раз видел эту афишу и каждый раз откладывал поход из-за каких-то дел.
Далее получилось так, что 15 мая 2021 года я не только попал на эту программу, но ещё и вышел в ней в качестве выступающего. При этом спел одну из любимейших своих песен из одного из любимейших моих мюзиклов. Это была песня «За горизонтом», дуэт из готического мюзикла «Бал вампиров». Из-за эмоциональной составляющей вот этот концерт и отпечатался в памяти.
Еще какие-то концерты запоминаются из-за приглашенного гостя. На моей памяти были Евгений Егоров, солист группы «Эпидемия», Артур Беркут, бывший вокалист в группе «Ария», Теона Дольникова, актриса Московского театра оперетты, Валерия Ланская, актриса театра и кино и актриса мюзиклов (играла, правда, не на концерте нашего театра, а на сольном выступлении одной из наших участниц).
— Вы работаете где-то еще?
— На данный момент моё направление деятельности — это учёба. Я учусь в Педагогическом университете на пятом курсе по направлению «Иностранные языки». И в этом году, в рамках прохождения практики, буду официально трудоустроен преподавателем английского и немецкого языков.
Еще я пою в церковном хоре. Скажем так, поддерживаю свою вокальную составляющую.
— Что Вас заставляет двигаться вперёд?
— Моя мечтательная составляющая. Я хочу иметь возможность передавать свои мысли людям в той форме, которая мне нравится. А мне нравится форма сценического присутствия, над чем и продолжаю работать.
Также меня заставляют двигаться вперёд люди и различные мероприятия и события, которые происходят в моей жизни.
— Есть ли советы начинающим музыкантам?
— Я не то, чтобы посоветовал, а очень бы попросил их не останавливаться. Каждый из нас (творческих людей) сталкивается в какой-то момент жизни с недопониманием со стороны каких-то знакомых, либо даже ближайшего окружения. «Ты, что, вечно будешь петь?!», «Музыка не является нормальной профессией» и так далее — стандартная история.
Я бы посоветовал не останавливаться в своем развитии, несмотря ни на что. Никто, кроме тебя, твою мечту не исполнит.
Беседовала с музыкантом Альбина Власова.