Какими последствиями грозит Туле роспуск городского представительного органа?

Из истории наличия отсутствия

 

Тульской городской Думы больше нет – она самораспустилась. Есть, конечно, подозрение, что не сама, однако, с автоматами за депутатскими спинами в момент голосования никто не стоял. Как минимум, на четыре месяца областной центр, а равно как и пока ещё существующие муниципальные образования Ленинского района вместе с самим районом, остались без представительной ветви местного самоуправления.

Впрочем, в новейшей истории такое уже было – 21 год назад. После расстрела Дома Советов в Москве 4 октября 1993 года вся вертикаль Советской власти в России была ликвидирована. И Тульская область не стала исключением: все представительные учреждения – от областного до сельских – были упразднены. Но, если во вновь созданную Тульскую областную Думу выборы состоялись 12 декабря 1993 года – одновременно с референдумом по проекту новой Конституции РФ и выборами в обе палаты учреждаемого Федерального Собрания, то с муниципалитетами история затянулась.

На долгие четыре года были отложены выборы местных депутатов. Всё это время и Тула, и другие города, районы, посёлки и деревни, жили без депутатов. Напрямую назначенные губернатором главы районных и городских администраций (тульского градоначальника назначал сам президент) сами верстали бюджеты, сами их принимали, сами исполняли и сами перед собой отчитывались. Бесконтрольно распоряжались эти назначенцы и местным имуществом.

 

 

Фракция есть – и её сразу нет

 

Муниципальные выборы в Туле и области состоялись только 23 ноября 1997 года. Тулгордума первого и второго созывов избиралась по мажоритарной системе (т.е. по одномандатным округам) в количестве 25-ти депутатов. В третьем созыве их стало уже 35, но и они все были мажоритарщиками. Нынешний, четвёртый, созыв был избран в марте 2010 года исключительно по пропорциональной системе (т.е. по партийным спискам) и проработал 4 года и 1 месяц.

 

Вспомним, как менялся политический состав безвременно ушедшей Думы – менялся несмотря на то, что все депутаты были избраны под флагом конкретных партий, а не в округах. Итак, в досрочно распущенном четвёртом созыве изначально заседало 16 единороссов, по 6 коммунистов и «эсеров», 4 «яблочника» и 3 либерал-демократа. На момент роспуска фракция «Единая Россия» насчитывала уже 18 депутатов, КПРФ – 4, а все остальные депутаты, то есть 13 думцев странным образом оказались внефракционными. Тогда закон позволял депутатам, избранным по партспискам, покидать свои фракции, о морально-этической стороне вопроса деликатно умолчим.

 

 

Новый, пятый созыв, который предстоит избрать 14 сентября, может оказаться ещё менее устойчивым и более нестабильным, поскольку все 35 депутатов Думы расширенного городского округа Тула будут избраны как мажоритарии – по семи пятимандатным округам. Наверняка многие будут изображать себя перед избирателями как «независимые», а потом чудесным образом окажутся единороссами.

 

 

Головы без Думы

 

Но это вопрос несколько более отдалённой перспективы. Гораздо интереснее правовые последствия роспуска Думы, который наступят буквально на следующий день после этого события. Во-первых, что касается судьбы первых лиц города. Глава муниципального образования Александр Прокопук, перестав быть председателем Тулгордумы (кстати, в ушедшем созыве он оказался третьим по счёту депутатом, который занял это кресло – после Алисы Толкачёвой и Евгения Авилова) хоть и был избран на этот пост из состава думцев, свои полномочия намерен сохранить до того момента, когда депутаты нового, четвёртого созыва, определятся с новым главой МО и своим председателем. Произойдёт это не раньше конца сентября – начала октября. До этого времени Прокопук – легитимный градоначальник, во всяком случае, юристы из аппарата гордумы должны были найти хоть какое-то убедительное обоснование этому тезису. Между тем, статья 34 Устава Тулы гласит, что глава муниципального образования город Тула избирается из числа депутатов Тульской городской Думы на срок полномочий Тульской городской Думы. Полномочия истекли, глава остался…

 

 

Теперь к вопросу о второй «голове» местной власти – «сити-менеджере» или, выражаясь нормальным русским языком, о городском управляющем. С ним всё проще. Опять же сошлёмся на Устав, в котором есть статья 53, которая гласит, что контракт с главой администрации города заключается на срок полномочий Тульской городской Думы, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации города (до дня начала работы Тульской городской Думы нового созыва), но не менее чем на два года. Кстати, данный пост Евгений Авилов занимает с декабря 2012 года, так что сменить его (или переназначить) можно будет только ближе к новому 2015 году.

 

 

Заменить некем и нечем

 

Те же полномочия, которые отнесены к исключительному ведению Тулгордумы, на период её отсутствия исполнять некому. Важнейшие из них это:

- принятие бюджета, поправок нему и отчёта по его исполнению;

- принятие нормативных актов в виде решений по предметам ведения муниципального образования;

- вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- установление местных налогов и сборов.

И в ближайшие четыре месяца как в Туле, так и в пока не присоединённых к ней муниципальных образованиях Ленинского района, такие вопросы решать некому.

Подвисает и контрольная деятельность: Контрольная комиссия города как таковая никуда не девается, просто ей отчитываться о работе не перед кем. Но это не самая большая проблема. Гораздо серьёзнее то обстоятельство, что полномочия председателя комиссии и его заместителя прекращены вместе с полномочиями Думы. Поэтому непонятно, как в переходный четырёхмесячный период этот орган будет функционировать – вплоть до подписания документов на выдачу зарплат сотрудникам.

 

 

Сентябрь грядущий – что он нам готовит?

 

Но далеко не факт, что 14 сентября расставит все точки над «ё». Дело в том, что выборы в городскую Думу и в областную пройдут одновременно. Вероятно, что возникнут ситуации, когда один и тот же человек будет баллотироваться и туда, и туда, и окажется одновременно избранным в обе Думы. Но закон такое «совместительство» запрещает, поэтому придётся выбирать. Скорее всего, выбор будет в пользу Думы областной. А ставший вакантным городской мандат никому не перейдёт – ведь это не пропорциональная система с её партсписками. Так что в этом случае придётся проводить довыборы. А, не дай Бог, случись такое, что избранных городских депутатов окажется меньше двух третей, приступить к работе они не смогут и период вакуума представительной власти может затянуться, как минимум, ещё на несколько месяцев.

Такой сценарий, конечно, менее вероятен, но полностью его исключать нельзя. И прецедент мог возникнуть в далёком 1997 году, когда в результате «первого тура» голосования определились лишь 17 депутатов из 25-ти, то есть ровно две трети – повезло. А окончательно процесс формирования первой Думы завершился лишь в июне 1998 года.

И полностью предугадать, какие ещё «сюрпризы» может преподнести самороспуск Тульской городской Думы и даже её избрание, невозможно.