За время реализации реформы отрасли обращения с ТКО у бизнес-сообщества выстроилась система заблуждений в части, касающейся взаимоотношений с региональным оператором. На основе обобщения вопросов от хозяйствующих субъектов и анализа распространённых ошибок восприятия реформы Тульский филиал ООО «МСК-НТ» предлагает разобраться, когда и за что надо платить региональному оператору (речь пойдет только о юридических лицах и ИП).

Что такое твёрдые коммунальные отходы?
Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Обязаны ли юридические лица и ИП заключить договор с региональным оператором?
Все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7. федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Обязанность по подписанию договора с региональным оператором прямо предусмотрена действующим законодательством, и игнорировать её нельзя.

Что касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то до 1 января 2019 года они должны были направить региональному оператору заявку и необходимые документы для заключения договора. Если заявку не отправили, то договор считается заключенным на условиях типового договора, размещенного на сайте Тульского филиала ООО «МСК-НТ».

В случае, если потребитель не предоставил региональному оператору заявку, содержащую сведения о количестве расчетных единиц контейнеров и местах сбора и накопления ТКО, региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО, образованных таким потребителем, путем сбора и транспортирования ТКО из мест, указанных в схеме обращения с отходами или в реестрах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые ведутся уполномоченными органами местного самоуправления. Количество услуг, фактически оказанных потребителю, определяется исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (приказ от 31 октября 2018 года № 93), и имеющихся у регионального оператора сведений о количестве расчётных единиц.
 
Что следует знать юридическим лицам и ИП, которые рискнут не заключать договор, продолжая, например, пользоваться услугами стороннего оператора, чья цена за услугу нравится им больше цены регоператора?
К сожалению, такое игнорирование закона приведёт к «двойной» оплате: к оплате услуг привлечённого оператора, который фактически вывез ТКО, но при этом не является легальным регоператором, и к оплате услуг регионального оператора, причём за период начиная с шестнадцатого рабочего дня после размещения им предложения на своём официальном сайте в интернете.

Проект типового договора на оказание коммунальной услуги «Обращение с ТКО» был размещен на сайте Тульского филиала ООО «МСК-НТ» 5 декабря 2018 года, а также в официальном источнике опубликования нормативно-правовых актов Тульской области – газете «Тульские известия».

Арендаторы или арендодатели. Кто заключает договор?
Договор с региональным оператором обязаны заключить лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями, в том числе в многоквартирных домах (за исключением некоторых случаев), и земельными участками на любом законном основании или уполномоченные ими лица.

Под любым законным основанием владения подразумевается владение, как на праве собственности, так и на другом праве (например, аренды). Однако в случаях, когда владение зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями, в том числе в многоквартирных домах, и земельными участками происходит на ином законном праве (не собственности), то для определения лица, которое обязано заключить договор, необходимо понимать условия договорных отношений между собственником объекта недвижимости и второй стороной.

Арендаторы или арендодатели? В зависимости от того, на кого возложена обязанность по организации вывоза ТКО и заключения договора с региональным оператором по договору аренды (субаренды).

В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование ТКО, может заключаться один договор на оказание коммунальной услуги «Обращение с ТКО» с включением в такой договор всех указанных объектов при условии, что они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

На каком основании принимается решение по вопросу взыскания долгов?
Обращение с ТКО относится к числу коммунальных услуг (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, плата за услугу «Обращение с ТКО» должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за расчётным.

Если у юридического лица или индивидуального предпринимателя имеется задолженность перед региональным оператором, то компания вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности. После вступления судебного акта в законную силу региональный оператор передаёт исполнительный документ для принудительного исполнения в территориальные подразделения службы судебных приставов. Все понесенные судебные расходы будут взысканы с должника.

С чем могут столкнуться юридические лица и индивидуальные предприниматели, не оплачивающие коммунальную услугу «Обращение с ТКО»?
В случае нарушения потребителем сроков оплаты услуги к сумме основного долга начисляются пени, за долги судебные приставы вправе наложить арест на имущество, изъять его в счёт погашения долга и вынести постановление о взыскании денежных средств, находящихся на банковском счёте. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет за собой наложение административного штрафа на ИП – до 50 000 рублей; на юридических лиц до 250 000 рублей, а также административное приостановление деятельности юридического лица или ИП на срок до 90 суток.