На ТК «ТелеТула» прошел прямой с председателем Тульского регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Михаилом Глуховым.

 

- У «Опоры России» много проектов, один из них «Территория бизнеса -  Территория жизни». Какова суть этого проекта, и как с ним обстоят дела в Тульской области?

 

-  Этот проект появился недавно, толчком для этого проекта, который появился в прошлом году, стало повышение фонда выплаты социального страхования до 36 тысяч, и «Опора России» стала собирать подписи за отмену дальнейшего повышения и за отмену этого закона. Кстати, в принципе - это одна их самых первых побед, которых удалось достичь в прошлом году, потому что не секрет, что в планах соцблоков было поднять эти выплаты до 120 тысяч для предпринимателей годовых. Сейчас закон изменили, как он изменился – это отдельный вопрос, это вопрос к законодателям, но это первое начинание позволило думать о том, что нужно создавать условия для бизнеса различного формата, в основном – это на региональном, муниципальном уровне. Надо отойти от того, что бизнес – это «дойная корова». Надо считать, сколько он налогов платит. Название проекта – «Территория бизнеса - территория жизни» - бизнес (особенно маленький бизнес) – это уже социальная составляющая: человек работает, трудоустроил себя, свою семью и хотя бы несколько человек – он уже выполняет социальную функцию. И вот этот проект, который начал работать, и который презентовали в Тульской области в августе прошлого года на первом заседании комиссии по развитию конкуренции и, кстати,  министерство экономического развития Тульской области уже дало предложение в этот проект, он собирает сейчас предложения и аккумулирует, проводятся форумы. Эти предложения транслируются в правительство Тульской области через «Народный фронт», потому что президент общероссийской организации «Опора России» является сопредседателем «Народного фронта», то есть проект разбит на три блока: микробизнес – самозанятый, малый бизнес и средний бизнес, и для каждого типа бизнеса есть предложение, как на муниципальном уровне сделать так, чтобы бизнес развивался. Появилось для микробизнеса понятие налоговые каникулы. В августе этого года собирались подписи по налоговым каникулам. Вы знаете, что президент принял решение и дал поручение правительству и в каких-то регионах эти налоговые каникулы в этом году уже начнут действовать для начинающих предпринимателей.

 

- А в Тульской области?

 

- Это надо спросить наше правительство. Пока ничего не слышно. Налоговые каникулы – это принцип одного окна, то есть вот именно, микробизнес – я предприниматель, вот я допустим парикмахер, у меня парикмахерская. Какие налоги? Какие взносы? Я творец или ремесленник, я не знаю какие налоги мне платить, какие фонды, тем более ремесленники – это творческие люди.  Если мы хотим, чтобы они вошли в законное поле, чтобы они занимались этим легально, и чтобы им поддержку показывать легально, в чем проблема, что их нельзя поддержать, потому что они работают, как мастера художественного промысла. Надо сделать, чтобы они проще работали. Получил, допустим патент, в стоимость этого патента уже вошли все стоимости налогов, и налог на прибыль, и взнос – принцип одного окна, и распределял эти взносы по фондам и бюджетам не сам предприниматель, заполняя эти коды бюджетной классификации, а они каждый год меняются, то есть кипу бумаг, а занималась этим налоговая, а предприниматель один раз заплатил, он купил патент, его один раз зарегистрировали,  как сейчас есть предложение. Сдал патент, его автоматически сняли, и у него дальше нет проблем, то есть это, что касается микробизнеса. Для другой категории, предложения для региона различные: и налоговые льготы, какие можно сделать, для тех, кто инвестирует собственный капитал. Вот это программа, которая сейчас развивается и, которая ждет наполнения и участия всех предпринимателей.

 

- Я так понимаю, в Тульской области мало куплено патентов?

 

-  По той информации, которую мы запросили - это порядка 260 патентов было выдано. Из всех видов патентов меня, конечно, удивило то, что на самом деле мало патентов тех людей, которые должны самозанятыми быть – это парикмахерские услуги, по-моему, 7 человек на всю Тульскую область  - это мало. Так же у нас остались в тени, те люди, которые занимаются сдачей квартир, если мне память не изменяет  2-3 патента выдано на этот вид бизнеса – это очень мало, это говорит о том, как бизнес ушел в прошлом году в тень, так он в тени пока и остается. Очень много усилий, чтобы теперь вернуть доверие бизнеса к власти и, чтобы он вернулся из тени в легальное поле.

 

- Такое малое количество патентов подано, может быть это связано с тем, что, может быть, предприниматели считают, что это неудобно, боятся, или дело просто в том, что пока мало информации об этом?

 

-  Думаю, что просто мало информации. С предпринимателями надо работать – это одна из задач нашей организации, помимо того, что разъяснять предпринимателям, выводить их в легальное поле, то есть патенты надо объяснять, и сейчас время проанализировать, конечно, за сколько продаются эти патенты, выгодно ли это предпринимателям – это вопрос, который должен волновать и предпринимателей, и нас, и нас он волнует, поэтому мы запрашиваем информацию,  ну, конечно, и  региональные власти, то есть ситуацию надо улучшать.

 

- Какие показатели Вы анализируете, и насколько ярко они характеризуют ситуацию с малым и средним бизнесом региональным?

 

-  Мы пытаемся анализировать ту информацию, которая, конечно же, доступна. Это в первую очередь количество ИП, сельхозпроизводителей, которые были зарегистрированы или сняты с учета, к сожалению, статистика нерадостная порядка 20% у нас сняли с учета. Пусть были те, кто только на бумаге были предпринимателями, а сами ничего не платили. И даже с учетом открывшихся ИП, их стало меньше на 10%. Здесь на самом деле вопрос, который Вы, наверное, зададите - это про климат, который у нас бизнес-климат, значит вот эту информацию анализируем. Надо учитывать, что, конечно, в среднем если говорить и по России, каждый год Роскредитов малого и  среднего бизнеса составляет 16 % уже три года подряд, то есть получается, что у нас на 16% идет рост выдачи кредитов. В основной капитал люди инвестируются очень мало, то есть люди в оборот идут больше, то есть это оборотные средства.

 

- Давайте теперь вспомним наших тульских предпринимателей, ситуацию с аукционами, по этому поводу было сказано много слов, собрано много совещаний, но есть ли результат, на сегодняшний день, что мы имеем?

 

- Пока результата нет, как такового, кроме того, как есть какая-то информация, что возможно аукционы приостановились, но насколько знаю, в марте будут аукционы. Последнее совещание какое было – это круглый стол в партии нашей системообразующей – «Единая Россия», когда у них создается целая программа, которая должна улучшать законодательное поле и делать так, чтобы люди жили лучше, и законодательство надо менять, на самом деле правильно, и это правильный подход не только, я считаю, любого государственного мужа, то есть это подход в том, что если закон нарушает чьи-то права, если закон не позволяет развиваться, надо думать, как его менять. Совещание было где-то в конце января, то есть прошел месяц, там были достигнуты договоренности, что будет создан при уполномоченном по правам предпринимателей в нашей Тульской области общественный совет, который займется выработкой предложений, пока что все. Месяц прошел, говорят, что назначили куратора на программу «Единой России». Общественный совет ничего не слышно никто никого никуда не приглашает. Вы знаете, здесь подход в том, что у нас предприниматели жалуются о том, вот я читаю, какие они пишут посты в интернет-ресурсах, то есть когда люди приходят: им говорят - так вы давайте предложения. Предприниматель должен заниматься бизнесом, а не законотворчеством. Предприниматели приходят к депутатам, приходят в органы власти, а им говорят, так вы дайте предложения, что нужно изменить -  это не дело предпринимателей. Ну что у нас предприниматели будут законами заниматься, так зачем делегируем государственные функции другим людям, то есть здесь подход надо поменять. Самое главное, чтобы принцип опоры был и на муниципальном уровне – лидер, и  принцип добросовестности предпринимателя. Предпринимательство – это труд, который нужно уважать. Презумпция добросовестности должна существовать, а у нас получается, если предприниматель, то обязательно что – то незаконно получил, что-то где-то у кого-то обворовал, ну такого не должно быть, потому что если судить, то судить надо, начиная с себя.

 

- Смотрите, что мы имеем на сегодняшний день: аукцион не отменили, подозрительные участники снова есть, аренда подорожала, предприниматели, не смотря на свое возмущение, были вынуждены подписать договоры на кабальных для себя условиях, предстоит встреча с Владимиром Груздевым, что можно от нее ожидать? В чем интерес Владимира Сергеевича в данной встрече, если исходить из того, что закон переписывать никто не собирается?

 

- Ну, в чем интерес Владимира Сергеевича я не знаю, и не знаю в чем интерес тех людей, которые готовят эту встречу. Если, Вы помните, у нас была первая встреча, когда в 2012, по-моему, году в День предпринимателя это было. Конечно у меня и у Владимира Сергеевича осадок от той встречи печальный, потому что: либо люди, которые приходят, они не понимают, с кем общаются,  и куда приходят, что это власть и  надо просить изменения каких-то структурных вещей, а не просить решения частных вопросов и не просить денег. Я надеюсь, что формат этой встречи будет лучше чем предыдущая, что будут подняты системные вопросы, и будет принято решение, которое позволит менять отношения, то есть законы можно не переписывать, то что происходит на аукционах – это в рамках гражданского права происходит, это в рамках гражданского кодекса, который у нас не обязательный, а рекомендательный, то есть у нас в министерстве имущественных и земельных отношений воспользовалось своим правом расторгнуть эти договора, но оно могло воспользоваться правом и заключить дополнительное соглашение на тех условиях, которые устраивали обе стороны, то есть вопрос, а нужно ли было министерству договариваться с предпринимателями. Я не могу судить, как принимались эти решения. Они воспользовались своим правом. Есть право у другой стороны. Кстати, почему-то, именно в моей практике, предприниматели, когда наше министерство, допустим, ошибалось, и предприниматель платил арендную плату без договора, когда у них перешла такая трансформация между сменой собственниками, не заплатил на новые, а заплатил на старые, ему выставили претензию. В принципе предприниматель мог потребовать возврата тех денег, потому что договора не было, но предприниматель пошел на мировую. Вот, когда нужно министерству, они с радостью идут на мировую, а когда нужно предпринимателю конечно … Вот эту ситуацию бы поменять и вообще системности не хватает, системности мышления и государственного подхода.

 

- С какими идеями Вы пойдете на эту встречу, Вы же будите там присутствовать?

 

- Да, по мне нужен системный подход.  У нас получается каждое министерство и ведомство занимается как - то своим, и как-то в себе варится, и ставят себе галочки, вот даже любой общественный совет – многие общественные советы требуют перезагрузки, а просто поднимать руки и выслушивать статистику, это не то, нужно активно участвовать и активно предлагать. Вот эта системность – она должна выражаться в том, что должна взаимосвязь быть между ведомствами. Есть министерство имущественных отношений, есть комитет по предпринимательству – все это должно работать в связке. Если принимается решение – это говорит о том, что есть хотя бы закон о регулирующем воздействии постановление было принято, а регулирующее воздействие так и не работает, то есть мы не отслеживаем, как в постановлении правительства Тульской области, если принимается решения, которые влияют на распределение ограниченного ресурса, а у нас места под готовый бизнес. Почему предприниматели подписывают все эти договора? А как они подписывают? Продается их бизнес. Как? Они вложили туда душу. Я не представляю, а что можно другое сказать? Бросьте? Да, они поработают, может быть уйдут в долги, то есть вот это ограниченный ресурс, регулирующего воздействия на это решение не было. Системности не хватает. Примеров таких можно приводить очень много. Что касается туризма – есть министерство культуры, есть комитет предпринимательства, так же есть поддержка ремесленников и как - то это все не связано. Можно было ставить задачи, как делают в некоторых МО, к сожалению, не у нас а в Челябинской области есть общественный совет по развитию туризма, они собираются на совете и говорят - развиваем вот это направление, так что здесь нужно? Министерство имущественных и земельных отношений хочет здесь выделить земельные участки под строительство придорожного сервиса – нужно сделать стоянку – взаимосвязь. Министерство туризма и министерство по предпринимательству наладят связь, и министерство по предпринимательству найдет тех предпринимателей, которые этим будут заниматься. Вот хорошие показатели.

 

- Сайт «Опоры России» формирует двоякое впечатление – активно продвигаются платные программы «Карта предпринимателя», юридические консультации, какие-то скидки, поясните пожалуйста что это?

 

-  Это не платные программы. Хотя по уставу мы можем заниматься коммерческой деятельностью, но это в новой редакции. «Карта предпринимателя» вводится с этого года – это членский билет «Опоры России» и на федеральном уровне под этот членский билет подтягиваются как - бы дисконтные программы. Есть партнеры, которые членам «Опоры России» будут предоставлять на свои услуги определенные скидки. Хочу отметить, что такая же система будет формироваться и на региональном уровне. У нас сегодня будет конференция региональная, где вот как раз должны быть представлены часть уже тех людей, которые будут в этой дисконтной системе и предоставлять скидки нашим партнерам даже из других регионов, если они здесь появятся со своими членскими билетами. Что касается юридической консультации, то она у нас бесплатная – именно для предпринимателей. У нас ведь создано бюро по защите прав предпринимателей – инвесторов, которое находится на проспекте Ленина, 85, и там находится юрист, который оказывает консультации, хотя бы показывает направление куда двигаться.

 

-  Давайте подведем итог нашей беседы, кто на Ваш взгляд формирует неблагоприятный бизнес–климат в регионе – федеральная власть законами, которые обязывают убирать не стационарную торговлю, или местные власти, которые додавливают бизнес аукционами, или еще какой-то вариант?

 

- Что бы не проводила федеральная власть – всегда малый бизнес - это бизнес, с которым надо общаться, и который надо курировать, по мне, а не бить по хвостам. А потом думаем, как эти решения изменить и как из этих решений выйти с наилучшим лицом и лучшей характеристикой. Тоже самое было и по рынкам, к сожалению, можно было принимать решение, даже при закрытии рынка и к этому готовиться. По мне -  это результат неслаженной работы. Почему мы после того, как это началось, стали говорить давайте в МО создавать нестационарные точки торговли, то есть это надо было продумать заранее, то есть и продумать решения, то же самое, что по регулированию связанному с алкогольной продукцией, то есть возникает проблема. Я об этом говорил – нет регулирующего воздействия. Вот если бы, сначала предложения выставлялись бы на открытое обсуждение и, услышав мнение бизнес-сообщества, принималось решение – это была бы другая ситуация, а здесь они принимают решения, они за это отвечают, а мы стараемся сделать, чтоб это было с меньшими последствиями.