Активы банка «Первый Экспресс» составляют более 10 миллиардов рублей

icon 26/10/2013
icon 10:35
Главная новость Важная новость

История началась в четверг, 24 октября, когда на сайте банка появилось сообщение: «Уважаемые клиенты! Сегодня около восьми часов утра произошел технический сбой в компьютерной системе банка. По этой причине обслуживание клиентов в тульских офисах банка 24 октября будет затруднено. Приносим свои извинения!».

Одновременно тревогу забили пользователи портала Банки.ру. Один из клиентов кредитной организации утром по электронной почте прислал на портал сообщение о том, что невозможно снять наличные из АТМ банка. Сегодня, спустя сутки после сбоя, кредитная организация, несмотря на обещания руководства и соответствующий пресс-релиз, проведение платежей и выдачу средств не восстановила.

Как стало известно ИА «Тульские новости», 25 октября, пост предправления «Первого Экспресса» внезапно покинул Константин Томенчук, занимавший эту должность с 2006 года. По совместительству Томенчук является председателем тульского отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

По текущей информации, на момент подготовки статьи технический сбой уже устранен, но банк вместо начала работы проводит «сверку баз данных». «Уважаемые клиенты! В настоящее время идет проверка баз данных после технического сбоя. Как только все данные будут сверены, банк начнет продолжит работу в обычном режиме». По сообщениям тульского интернет-ресурса Myslo со ссылкой на вкладчика по имени Владимир, забрать вклад в банке можно только после беседы с руководством. «Я сегодня весь день пытался дозвониться хоть кому-то из представителей банка, удалось с двадцатой попытки. Мне там сказали, что если я хочу снять деньги, то могу это сделать лишь после беседы с руководством банка и с его разрешения».

Несколько местных СМИ сообщают о штурме толпой вкладчиков офисов банка. Людям не возвращают деньги, объясняя ситуацию техническими сбоями. Также с места сообщают о несущих дежурство представителях корпоративных клиентов, у которых по вине банка встали расчеты с контрагентами.

Как рассказали Банки.ру в местном СМИ «Молодой коммунар», в четверг около головного офиса банка собралось около 70-80 клиентов. Приехали также сотрудники полиции. «В толпе ходили люди, которые предлагали перевести вклады из „Первого Экспресса“ в другой банк», — рассказала журналист тульского портала.

На дверях банка было объявление о том, что 24 октября в 8 утра произошел сбой в компьютерной системе, из-за чего обслуживание клиентов в этот день не производится. По словам журналистов, к собравшимся выходил Константин Томенчук. Он повторил информацию, содержавшуюся в объявлении, а также сообщил, что о сроках возобновления работы системы пока неизвестно.

В отделении полиции по Привокзальному району Тулы, к которому относится головной офис банка, подтвердили, что выезд полиции в банк был. Однако подробнее комментировать отказались.

По словам журналиста, еще сегодня утром банк «Первый Экспресс» переводил безналичные платежи по системе «Банк — клиент». Однако уже в обед в редакцию начали звонить железнодорожники, которые сообщали, что банк перестал осуществлять переводы. «По зарплатным проектам никакого движения нет», — продолжила она. Между тем паника клиентов банка «Первый Экспресс» перекинулась на клиентов других кредитных организаций Тулы. «Вчера в районе 12-13 часов начались звонки от знакомых с вопросами, что случилось с банком „Первый Экспресс“, так как люди не могли снять перечисленную зарплату с карточек. На тот момент никаких официальных сообщений и разговоров про банк не было, кроме сообщения на официальном сайте», — рассказал корреспонденту Банки.ру сотрудник одного из тульских финучреждений, попросивший не называть его имя.

Жители города подтверждают, что на данный момент банк не возобновил работу. На текущий момент, по данным Банка России, «Первый Экспресс» по-прежнему обладает банковской лицензией, решение о ее отзыве пока не принималось. По имеющейся непроверенной информации, полученной со ссылкой на местные СМИ, в банке проводится плановая проверка ЦБ.

Если же рассматривать версию о техническом сбое в банке как основную, следует понять, с какими программами он связан. По данным сайта компании — системного интегратора SoftLab (входит в IT-группу R-Style), в «Первом Экспрессе» в качестве основной автоматизированной банковской системы (АБС) стоит RS-Bank 5.5. За операции системы «Банк — клиент» с сентября 2013 года в банке отвечает модуль iBank2, разработанный поставщиком программного обеспечения для банков ООО «Бифит». Обе компании отказались прокомментировать Банки.ру текущее взаимодействие с указанным банком.

Сотрудникам Банки.ру долгое время не удавалось дозвониться в «Первый Экспресс», работает автоответчик, предлагающий дождаться реакции сотрудника банка. В беседе с аналитиком портала руководитель IT-службы банка Олег Копанов отказался прокомментировать положение в финансовой организации, сославшись на официальную информацию банка, однако подтвердил данные о применяемой в банке АБС.

«Первый Экспресс» — средний по размеру активов региональный банк, бизнес и представительная сеть продаж которого сосредоточены преимущественно в Тульской области. Активы банка на 1 октября 2013 года составляют 10,2 млрд рублей, капитал — 1,12 млрд рублей, прибыль за девять месяцев 2013 года — 126 млн рублей. Является крупнейшим по размеру активов банком из зарегистрированных в Тульской области. Банк обладает существенной клиентской базой, включающей в себя местные предприятия и большое количество физлиц. Обороты по счетам клиентов составляют 8-10 млрд рублей ежемесячно. Основным бизнесом банка является кредитование корпоративных клиентов. Розничные программы у банка существуют, однако в основном они связаны с привлечением средств, а не их выдачей.

В кредитном портфеле на долю кредитов физлицам приходится не более 15%. Важнейшим источником фондирования для банка, в том числе для его корпоративного портфеля, служат депозиты физлиц. По отчетности на 1 октября 2013 года, доля средств физлиц в пассивах банка составила 65%, что позволяет оценить его уровень зависимости как очень высокий. По результатам анализа отчетности за последние месяцы, говорить об ухудшении финансового состояния банка нельзя. Вместе с тем у банка имеется существенный риск, связанный с возможной паникой среди вкладчиков. В этом случае банк, без внешней помощи, с высокой вероятностью потеряет платежеспособность.

Структура собственности банка сильно размыта. Согласно раскрываемой банком информации, крупнейшими его бенефициарами являются супруги Сергей и Ирина Худяковы (совокупно 27,94%), а также председатель правления Константин Томенчук (21,44%). У банка также имеется значительное число акционеров-миноритариев, с долями, не превышающими 5-6%. В число миноритариев входит и экс-предправления банка «Западный» Валерий Кретов. По данным базы СПАРК, Сергей Худяков выступает генеральным директором и совладельцем девелоперской компании «ЦентрРегионСтрой», а также входит в число совладельцев группы «Российские огнеупоры».

Теперь попробуем разобраться, что будет, если банк не возобновит проведение платежей. «Первый Экспресс» — участник cистемы страхования вкладов (ССВ). Потенциальный отзыв лицензии у банка (если до этого дойдет) является страховым случаем, и потери вкладчиков-физлиц в пределах 700 тыс. рублей будут в полном объеме компенсированы АСВ. Однако стоит быть внимательным. Под страховую защиту не подпадают средства индивидуальных предпринимателей, денежные переводы без открытия счета, а также суммы свыше 700 тыс. рублей.

В случае если остатки средств клиента на текущем счете или во вкладе превышают застрахованный максимум, ситуация сложнее. Здесь можно рекомендовать попробовать забрать часть средств из банка, посетив один из офисов. Как показывает опыт, иногда банки, до момента отзыва лицензии, хоть и с трудностями, очередями, записью на следующий день, но все же могут выдать часть средств клиента. Другой путь — попробовать расплатиться за товар или услугу при помощи пластиковой карточки, такая возможность иногда сохраняется, даже если банк не проводит другие платежи.

Риском при этом является возможное возникновение претензий со стороны организации, которая предоставила вам товар, но впоследствии не получила оплату от банка. После отзыва лицензии у вкладчика фактически остается один законный путь получения денег сверх застрахованного максимума — через процедуру банкротства банка. В этом случае необходимо как можно быстрее заявить себя временной администрации как одного из кредиторов. В наиболее невыгодной ситуации оказались клиенты — юридические лица, которым остается надеяться, что информация банка соответствует действительности и платежи вот-вот пойдут.

Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

В «Первом Экспрессе» технические сбои

«Может, обойдется? Все-таки крупнейший банк Тульской области…»

«Алло, это автоответчик?»

В ожидании штурма?

«А ты, случаем, не вкладчик „Первого Экспресса“?»

«А кроме вас еще кто-нибудь соображает?» — «Весь коллектив!»

«По зарплатным проектам никакого движения нет…»

«Отзовут лицензию или нет?»

«Приносим свои извинения!»

Выезд полиции в банк был. Это подтверждено.