В Тульской области паводок может нанести многомиллионный ущерб
©
Как следует из материалов, подготовленных пресс-службой МЧС региона к заседанию КЧС, на территории Тульской области сложившиеся гидрометеорологические условия в 2013 году могут вызвать максимальный подъем уровней воды на реках области выше критических отметок.
В связи с этим, в ходе подготовки к пропуску паводковых вод, рассматриваются наихудшие сценарии развития паводковой обстановки для принятия все необходимых мер по смягчению последствий половодья. К чрезвычайному можно отнести половодье на территории тульского региона в 1994 году, когда области был нанесен существенный материальный ущерб в сумме более 6,0 млрд.рублей в ценах 1994 года.
В 1994 году затоплению были подвергнуты территории 19 районов области. Всего по области было подтоплено: около 200 жилых домов, 76 мостов, до 50 производственных зданий и территорий объектов, отдельные участки автомобильных дорог и железнодорожных путей, смыто посевов на площади 46 тыс.га пашни. Эвакуировались жители из подтопленных домов н.п. Нижние Присады и г.Тулы. В городе Ефремове был разрушен мост через реку Красивая Меча, подмыты железнодорожные пути и мост через реку Плава в Плавском районе.
Анализ сложившейся гидрометеорологической обстановки показывает, что половодье 2013 года может также привести к значительному затоплению местности, не только ежегодно затапливаемых территорий, но и осложнить обстановку практически во всех муниципальных образованиях области. В результате снеготаяния, разлива малых рек, замусоривания и неисправностей ливневых стоков и дренажных систем повышается вероятность локальных подтоплений пониженных участков местности, низководных мостов и дорог местного значения.
Сложная обстановка может сложиться на территории муниципальных образований г.Тула, Алексинский, Арсеньевский, Белевский, Богородицкий, Веневский, Воловский, Дубенский, Ефремовский, Заокский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Одоевский, Плавский, Суворовский, Чернский и Щекинский районы (19 районов области). Не следует забывать, что на паводковую обстановку оказывает влияние работа гидротехнических сооружений.
Несмотря на то, что состояние гидротехнических сооружений крупных водохранилищ оценивается удовлетворительно, сложная ледовая обстановка, в частности на Щекинской ГРЭС ОАО «Квадра» «Центральная генерация», может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Предметом особого внимания органов местного самоуправления должна стать эксплуатация бесхозных гидротехнических сооружений, работа которых может привести к затоплению садово-огороднических участков, жилых домов, других сооружений, расположенных в пойменной части рек. В ходе подготовки к пропуску весеннего половодья Главным управлением были проверены муниципальные образования области, подверженные ежегодному затоплению территорий (Белевский, Ефремовский, Киреевский, Ленинский, Одоевский, Суворовский и Щекинский районы, город Тула).
По результатам проверок установлено, что до конца остаются не решенными следующие вопросы:
- проведение превентивных мероприятий на гидротехнических сооружениях, находящихся в критическом состоянии и не имеющих собственника (всего на территории области установлено 216 бесхозяйных сооружений, из них 50 наиболее опасных).
- наличие застройки периодически затапливаемых территорий, водоохранных зон и прибрежных полос, устройство на них неорганизованных свалок;
- страхование имущества, жилых домов и других строений от природных рисков.
В преддверии половодья органам местного самоуправления необходимо в первую очередь обратить внимание на:
- четкое распределение обязанностей должностных лиц с целью оперативного реагирования при угрозе затопления;
- готовность систем связи и оповещения, в том числе мобильных средств оповещения (ручные электросирены, электромегафоны);
- готовность сил и средств к оперативному реагированию на ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций;
- достоверное информирование населения о прогнозе и прохождении весеннего половодья, проведению разъяснительной работы с населением;
- создание в населенных пунктах необходимого запаса товаров первой необходимости, в том числе бутилированной воды и продуктов питания в торговых точках, а также медикаментов и средств оказания первой медицинской помощи;
- организацию пожарной безопасности, в том числе обеспечение готовности добровольных пожарных формирований;
- согласование с лечебными учреждениями мероприятий по своевременному оказанию медицинской помощи в населенных пунктах, с которыми возможно нарушение транспортного сообщения;
- очистку русел малых рек, дренажных систем и каналов, систем ливневой канализации и водосливных коллекторов от мусора и наледи;
- проведение первоочередных мероприятий на гидротехнических сооружениях, в том числе бесхозяйных;
- уточнение и подготовку мест временного отселения жителей из затопленных домов, организацию их жизнеобеспечения, в том числе питанием и предметами первой необходимости;
- организацию охраны общественного порядка в районах отселения жителей.