Лидер  тульских националистов Виталий Горюнов обратился в прокуратуру с жалобой на действия властей: На своем сайте они опубликовали официальное письмо следующего содержания:

 

«18 февраля 2013 г. мною в администрацию г.Тулы было подано уведомление о проведении 23 февраля 2013 г. публичного мероприятия. Место проведения мероприятия, указанного в уведомлении – г.Тула, ул.Каминского, площадь у Главпочтамта. Мною 18 февраля 2013 г. было получено письмо за подписью Первого заместителя главы администрации г.Тулы О.Н.Воеводина (исх.№ 1746-К от 18.02.2013 г.), согласно которому мне предложено провести заявленное публичное мероприятие в специально отведенном и приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений месте, определенном Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 727 по адресу: г.Тула, ул.Октябрьская, д.304 (внутри разворотного кольца напротив ТЦ «Пенаты»).

 

В проведении публичного мероприятия в заявленном мною в уведомлении месте отказано в связи с тем, что в указанном месте и в указанное мной время другими лицами уже подано уведомление на проведение другого публичного мероприятия. 26 февраля 2013 г. мною в Администрацию г.Тулы было подано уведомление о проведении 02 марта 2013 г. публичного мероприятия. Место проведения мероприятия, указанного в уведомлении – г.Тула, Оружейный переулок, д.9 (площадь у памятника Н.Демидову). Мною 27.02.2013 г. был получено письмо за подписью Первого заместителя главы администрации г.Тулы О.Н.Воеводина (исх.№ 2209-К от 26.02.2013 г.), согласно которому мне предложено провести заявленное публичное мероприятие в специально отведенном и приспособленном для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений месте, определенном Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 727 по адресу: г.Тула, ул.Октябрьская, д.304 (внутри разворотного кольца напротив ТЦ «Пенаты»).

 

В проведении публичного мероприятия в заявленном мною в уведомлении месте отказано в связи с тем, что в указанном месте и в указанное мной время другими лицами уже подано уведомление на проведение другого публичного мероприятия.

 

Считаю, что администрацией г.Тулы незаконно отказано мне в проведении публичных мероприятий по следующим основаниям:

 

1) В соответствии с частями 1.1, 1.2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

 

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанные нормы введены в действие на основании подпункта «а» пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 65-ФЗ от 08.06.2012 г. На основании указанных норм Постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 727 определено единое специально отведенное или приспособленное для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения на территории города Тулы место – г.Тула, ул.Октябрьская, д.304 (площадка внутри разворотного кольца перед торговым центром «Пенаты»).

 

Полагаю, что утвержденное в постановлении Правительства Тульской области и регулярно предлагаемое мне в качестве альтернативного варианта место на площадке внутри разворотного кольца перед торговым центром «Пенаты» не соответствует критериям, указанным в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. по следующим основаниям:

- 1. не обеспечена возможность достижения целей публичного мероприятия. Одной из основных целей публичного мероприятия является привлечение общественного внимания. Совершенно очевидно, что на привлечение общественного внимания внутри разворотного кольца рассчитывать не приходится ввиду отсутствия общества, как такового (работники ТЦ «Пенаты» не в счет, они обязаны исполнять свои трудовые обязанности).

 

2) отсутствует транспортная доступность. До предложенного администрацией г.Тулы места можно добраться исключительно троллейбусом № 3. Иной транспорт туда просто не ходит.

 

3) отсутствует возможность использования организаторами и участниками публичного мероприятия объектов инфраструктуры. В предлагаемом мне месте проведения публичного мероприятия из объектов инфраструктуры присутствует лишь торговый центр «Пенаты», торгующий строительными материалами. Очевидно, если кому-то из участников или организаторов публичного мероприятия понадобится срочно купить лекарство в аптеке, либо бутылку воды, ему придется ждать троллейбус, что проехать до таких мест, в которых есть аптеки и магазины. В случае экстренного вызова скорой медицинской помощи время ожидания прибытия бригады врачей также немалое, учитывая, что место проведения мероприятия находится фактически за окраиной города Тулы.

 

4) отсутствует возможность соблюдения санитарных норм и правил. О каких санитарных нормах и правилах идет речь, если в данный момент место, указанное администрацией г.Тулы представляет собой открытое заснеженное пространство, которое даже работники коммунальных служб не потрудились расчистить. Чтобы попасть внутрь разворотного кольца, нужно преодолеть огромные сугробы.

 

5) не обеспечена безопасность организаторов и участников публичного мероприятия. Расположение площадки таково, что со всех сторон она окружена автодорогой. В связи с тем, что доступ на площадку затруднен, т.к. она не расчищена, нам пришлось проводить пикетирование практически на проезжей части, что также создает угрозу жизни и здоровью участников и организаторов публичного мероприятия.

 

Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ № 4-П от 14.02.2013 г. указано, что закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина (статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации).

 

Во взаимосвязи с иными правами и свободами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьями 29, 30, 32 и 33, данное конституционное право обеспечивает гражданам реальную возможность посредством проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) оказывать влияние на деятельность органов публичной власти и тем самым способствовать поддержанию мирного диалога между гражданским обществом и государством, что не исключает протестного характера таких публичных мероприятий, который может выражаться в критике как отдельных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и проводимой ими политики в целом.

 

Соответственно, предполагается, что реагирование публичной власти на организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае - вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников - нацеленным на обеспечение условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве.

 

Законодательные, организационные и иные меры, предпринимаемые органами публичной власти в целях надлежащего обеспечения права на свободу мирных собраний, не должны приводить к чрезмерному государственному контролю за деятельностью организаторов и участников публичных мероприятий, сопряженному с необоснованными ограничениями свободного проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования.

 

Однако, принятое Правительством Тульской области постановление № 727 от 18.12.2012 г., которым активно руководствуется администрация г.Тулы, нацелено не на обеспечение условий для реализации гражданами права на свободу мирных собраний, а преследует, по моему мнению, прямо противоположную цель – скрыть от внимания общественности выражение мнений участников публичных мероприятий.

 

Таким образом, полагаю, что принятое Правительством Тульской области Постановление от 18.12.2012 г. № 727, определяющее единое специально отведенное или приспособленное для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения на территории города Тулы место – г.Тула, ул.Октябрьская, д.304 (площадка внутри разворотного кольца перед торговым центром «Пенаты») не соответствует требованиям действующего федерального законодательства и подлежит отмене либо приведению в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.

 

2) Согласно ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

 

Полагаю, что администрацией г.Тулы не исполнена обязанность по предоставлению мне такого варианта проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать цели, указанные организации мной пикетирования. Предложенное администрацией г.Тулы место не соответствует требованиям действующего законодательства по причинам, указанным мной выше.

 

3) В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Однако, администрация г.Тулы, в нарушение данных норм в день получения уведомления о проведении пикетирования 26 февраля 2013 г. не довела до моего сведения предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. Указанное предложение мне было направлено лишь на следующий день.

 

В своем Постановлении № 4-П от 14.02.2013 г. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения - по смыслу взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 2, статьи 7, части 1 статьи 10 и статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

 

Напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия.

 

При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

 

Таким образом, не уведомление меня в установленный ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. срок означает, что место проведения пикетирования, указанное мной в уведомлении – г.Тула, ул.Оружейная, д.9 (около памятника Н.Демидову) с администрацией г.Тулы согласовано. Однако, при этом сотрудниками МВД РФ мне было заявлено, что мои попытки провести публичное мероприятие около памятника Н.Демидову будут пресечены, как незаконные, а сам я буду привлечен в установленной законом ответственности. В связи с чем, я был вынужден проводить пикетирование в навязанном мне администрацией г.Тулы месте – у ТЦ «Пенаты».

 

4) Согласно подпункту 1 пункта 2 ст.13 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан присутствовать на публичном мероприятии. Данная норма закона императивна. Однако, в нарушение требований указанной статьи уполномоченный представитель администрации г.Тулы на проведении пикетирования 02 марта 2013 г. отсутствовал.

 

5) Тексты полученных мною ответов от администрации г.Тулы (исх.№ 1748-К от 18.02.2013 г. и исх.№ 2209-К от 26.02.2013 г.) совершенно идентичны. В них указана одна и та же фраза, обосновывающая предложение об изменении места проведения пикетирования: «В связи с ранее поданным в администрацию города о проведении публичного мероприятия…». Следовательно, и 23 февраля 2013 г. в указанное мной время на площади у Главпочтамта и 02 марта 2013 г. в указанное мной время у памятника Н.Демидову занимающие активную жизненную позицию граждане решили также именно в это же время провести свои публичные мероприятия. Довольно странное совпадение времени и места.

 

Кроме того, в ответах администрации г.Тулы не указано, какие именно граждане или организации подали уведомление о проведении публичного мероприятия ранее меня, в какое время они планируют проводить мероприятие. Возможно, я бы изменил время проведения своего публичного мероприятия. Также в нарушение требований, установленных п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. администрация г.Тулы не довела до моего сведения информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в предлагаемом мне месте проведения публичного мероприятия возле ТЦ «Пенаты». Возможно, указанное место не соответствует заявленной мной численности участников пикетирования.

 

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 4-П от 14.02.2013 г. указал:

 

«При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.».

 

Таким образом, полагаю, что администрация г.Тулы к своим обязанностям, установленным действующим законодательством РФ и разъясненным в соответствующих постановлениях Конституционного Суда РФ, отнеслась формально и недобросовестно, имея цель не допустить проведения мной публичного мероприятия. В соответствии со ст.ст.26, 27, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокурор вправе проверять заявления и жалобы и принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

 

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.26, 27, 28 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ПРОШУ

 

1) Направить в Правительство Тульской области представление об отмене Постановления № 727 от 18.12.2012 г. в части противоречия действующему федеральному законодательству и постановлениям Конституционного Суда РФ

 

2) привлечь к установленной действующим законодательством ответственности лиц, из числа работников администрации г.Тулы за нарушение требований ФЗ № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.

 

3) провести проверку на предмет регистрации в журнале входящей корреспонденции уведомлений о проведении публичных мероприятий 23.02.2013 г. и 02.03.2013 г., поданных другими гражданами либо организациями и наличия самих уведомлений.

О принятых мерах прошу сообщить мне в письменном виде в установленный законодательством РФ сроки.»

 

Виталий Горюнов.