В нашу редакцию обратилась представительница предпринимателей Тулы и области. Она высказала недовольство региональным законом № 727-ЗТО «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тульской области» от 24 июля 2006 года, а точнее – внесенными и принятыми Тульской областной Думой 26 февраля 2018 года изменениями. Они вступили в силу 1 июня 2018 года.

Закон запрещает розничную продажу в розлив пива и пивных напитков, в том числе сидра, пуаре, медовухи, в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов, расположенных в помещениях, переведенных из жилых в нежилые. Данное ограничение не распространяется на предприятия общественного питания, к которым относятся бары, или в местах, указанных в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Предпринимательница особо отмечает, что торговать алкоголем запретили, ссылаясь на жалобы жителей.

- Однако ситуация только усугубилась, так как торговые точки были переведены в бары, и началось распитие пива в жилых домах без ограничения по времени, на что и жаловались жители Тулы. На лицо безграмотное, непродуманное законотворчество.

Такой поход не нравится и самим предпринимателям, так как вместо цивилизованной торговли для сохранения своего бизнеса они вынуждены теперь допускать распитие на местах, - говорится в письме предпринимательницы.

По её словам, на эти изменения были составлены жалобы, которые разослали в надзорные органы, с просьбой проверить законность и обоснованность терминов и понятий, а также проверить и возможно даже отменить запреты на торговлю. Тогда предприниматели Тулы и Тульской области писали в коллективном письме к УФАС РФ, УФАС ТО, прокуратуру ТО:

«Положения Закона Тульской области не согласуются с абзацем 11 пункта 2, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которые носят императивный характер и не содержат запрета на реализацию алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.

По правилам пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);специализацию торговли (универсальная торговля и (или)специализированная торговля);тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); ассортимент продаваемых товаров. Данная правовая норма предполагает свободу предпринимательской деятельности в сфере торговли.

Кроме того, Закон Тульской области противоречит пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку ограничение реализации алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, создает неравные условия осуществления предпринимательской  иной экономической деятельности для ее субъектов, необоснованно ограничивает конкуренцию, ставит владельцев торговых объектов, расположенных вне многоквартирных домов, и владельцев лицензий на продажу алкогольной продукции в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

Таким образом, путем принятия закона, с рынка розничной торговли пивом устраняются мелкие организации и индивидуальные предприниматели. Передел рынка происходит в пользу крупных, преимущественно федеральных торговых сетей с лицензией на торговлю алкогольной продукцией.

Если Закон Тульской области принят в целях реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года, одобренной расположением Правительства РФ от 30 декабря 2009г № 2128-р, направленной на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготовленных на его основе, предусматривающей в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяющей снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, то почему тогда Закон Тульской области не устанавливает аналогичный запрет по розничной продаже пива и пивных напитков и другой алкогольной продукции в нежилых помещениях многоквартирных домов осуществляемых организациями в местах, которые указаны в лицензии таких организаций.

Таким образом, установленные дополнительные ограничения Законом Тульской области может рассматриваться как создание дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли в целом, и реализации алкогольной продукции в частности, ставит владельцев торговых объектов , расположенных вне многоквартирных домов, а также организации , имеющие соответствующие лицензии, в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции».

Федеральная Антимонопольная служба заметила несоответствия запрета розничной продажи пива и пивных напитков в организациях торговли федеральному антимонопольному законодательству. 17 апреля 2018 года она послала соответствующее письмо № АК/27151/18 в Тульскую областную Думу.

Кроме того, юридическое понятие розничной продажи пива на розлив отсутствует.  Росалкогольрегулирование дало четкий ответ в ответе предпринимателям от 3 октября 2018 года – есть только розничная продажа пива в пластиковой таре. Того же мнения придерживается и Роспотребнадзор в своих письмах, по словам представительницы предпринимателей.

Тем не менее власти не предприняли никаких попыток смягчить изменения. Хоть и, взвесив все «за» и «против», комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предложил Государственной Думе отклонить проект в первом чтении, что и было сделано, в Тульской области запрет на реализацию пива и пивных напитков в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов и в помещениях, пристроенных к ним благополучно действует с 1 июня 2018 года.

Руководитель регионального отделения «Партии Роста» Андрей Мазов так комментировал введенные ограничения:

- С одной стороны мне понятно беспокойство и проблемы жителей, которые живут в домах, где круглосуточно продают алкоголь и туда приходит определенный контингент. Также понятно, что и продажу алкоголя, и продажу электронных сигарет, которые расплодились в нашем городе – надо регулировать. Но, большое значение имеет то, что будет с малым бизнесом, который имеет финансовые возможности, чтобы снимать небольшие помещения на первых этажах жилых домов.

Не исключаю, что в итоге пользу от этого законопроекта получат крупные сети, которые вполне себе способны строить отдельно стоящие супермаркеты, гипермаркеты и их эта история практически не коснется. Поэтому я бы сначала задумался, куда деться этому малому бизнесу. Необходимо обсудить с этими бизнесменами и, возможно, выработать какое-то решение этого вопроса, а потом уже принимать карательные меры. Иначе получается, что мы сейчас примем это решение, а в результате у нас пострадает бизнес, который и продает, и сдает эти помещения. Потому что, скажем честно, сейчас не то время, когда бизнес процветает.

В свою очередь председатель Тульской областной Думы, Сергей Харитонов, говорил, что закон позволяет контролировать возможность вызывающей торговли алкоголем в местах проживания граждан и регулирует нормативную базу.

- Поверьте, это историческая, резонансная поправка, этот закон говорит о том, что власть жива.

По его словам, когда этот вопрос только обсуждался, были сомнения по поводу того, как закон может повлиять на малый и средний бизнес. Но когда власть начала рассматривать его более пристально – поняли, что он ничем не помешает МСП. Кроме того, Сергей Харитонов отметил, что это новые условия цивилизованного отношения к людям, и высказал предположение, что это не первая поправка. Правительство намеревалось контролировать исполнение закона, привлекая по договорённости органы охраны правопорядка.

Органы правопорядка взялись за эту тему, и стали проводить рейды. Однако, по мнению предпринимателей, делают они это с нарушением всевозможных законов.

В соответствии со статьями 6, 13 закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям. Согласно статье 8, проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ Органами внутренних дел, за исключением подразделений ГИБДД, проверки хозяйствующих субъектов проводятся исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК РФ, КоАП РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В плановом или рейдовой режимах, а также по собственной инициативе проверки не проводятся.

- Контрольные закупки и проверки осуществляют с полными нарушениями всех законных требований. Проводят их без письменных оснований на проверку, без официального уведомления и разъяснения повода таковой, без занесения в единый реестр проверок, не соблюдая временные сроки рамки проведения. Проверка может прийти по 3-4 раза в одну точку, за несколько месяцев так и не предъявив ничего, в ходе контрольной закупки забирают и деньги, и товар, что вообще-то является кражей.

Результаты данных проверок не могут являться доказательствами не могут быть использованы, так как они были проведены с грубым нарушением Федерального законодательства.

Получается в Москве и Московской области власти отказываются от этих поправок в закон в первом чтении, т.к. видят четкое нарушение прав своих горожан, а Тульская область принимает его с радостью, не стесняясь пренебрегать федеральными законами.

Отметим, что председатель комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области Татьяна Лапаева ранее заявляла, что в регионе 3200 объектов, которые реализуют деятельность в регионе по алкоголю.

Предпринимателей, желающих изменить место деятельности или перепрофилироваться, призывают обращаться в комитет по предпринимательству и потребительскому рынку региона.

Всего под ограничения попадают 500 объектов, которые реализуют свою деятельность в МКД. С 1 января под ограничения попадали 200 объектов, половина из них перешли в общепит.

О судьбе других объектов пока неизвестно.