Тульские предприниматели: Передел рынка пива происходит в пользу крупных торговых сетей
©
В распоряжении ИА «Тульские новости» оказалось коллективное письмо индивидуальных предпринимателей Тулы и Тульской области в УФАС РФ, УФАС ТО, прокуратуру ТО.
Приводим текст письма полностью:
«29 июня 2017 года депутатами Тульской Областной Думы принят и подписан губернатором Тульской области Закон «О внесении изменений в статью 71 Закона Тульской области «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тульской области» № 47-ЗТО.
Пункт 2 статьи 1 настоящего закона запрещает организациям и частным предпринимателям розничную продажу пива в нежилых помещения многоквартирных домов. При этом делается исключение данной запретительной нормы для организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
Законодательство как федеральное, так и региональное, не требует для розничной торговли пивом наличия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Положения Закона Тульской области не согласуются с абзацем 11 пункта 2, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которые носят императивный характер и не содержат запрета на реализацию алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в также во встроенных, в пристроенных и во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.
По правилам пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют, в часности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);специализацию торговли (универсальная торговля и (или)специализированная торговля);тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); ассортимент продаваемых товаров. Данная правовая норма предполагает свободу предпринимательской деятельности в сфере торговли.
Кроме того, Закон Тульской области противоречит пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действие (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению,ограничению,устранению конкуренции, поскольку ограничение реализации алкогольной продукции в торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, создает неравные условия осуществления предпринимательской иной экономической деятельности для ее субъектов, необоснованно ограничивает конкуренцию, ставит владельцев торговых объектов, расположенных вне многоквартирных домов, и владельцев лицензий на продажу алкогольной продукции в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
Таким образом, путем принятия закона, с рынка розничной торговли пивом устраняются мелкие организации и индивидуальные предприниматели. Передел рынка происходит в пользу крупных, преимущественно федеральных торговых сетей с лицензией на торговлю алкогольной продукцией.
Если Закон Тульской области принят в целях реализации Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года, одобренной расположением Правительства РФ от 30 декабря 2009г № 2128-р, направленной на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготовленных на его основе, предусматривающей в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяющей снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ, то почему тогда Закон Тульской области не устанавливает аналогичный запрет по розничной продаже пива и пивных напитков и другой алкогольной продукции в нежилых помещениях многоквартирных домов осуществляемых организациями в местах, которые указаны в лицензии таких организаций.
Таким образом, установленные дополнительные ограничения Законом Тульской области может рассматриваться как создание дискриминационных условий хозяйствующих субъектов в сфере торговли в целом, и реализации алкогольной продукции в частности, ставит владельцев торговых объектов , расположенных вне многоквартирных домов, а также организации , имеющие соответствующие лицензии, в преимущественное положение по отношению к остальным категориям хозяйствующих субъектов при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
В связи с изложенным выше и прошу принять, предусмотренные действующим законодательством меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства на территории Тульской области".